Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
 
"ЗАКОН О НЕФТИ И ГАЗЕ"
(окончание)
Глава V. Особенности ведения работ по геологическому изучению (поискам и оценке) недр и добыче нефти и газа
 
Статья 22. Особенности ведения работ по геологическому изучению (поискам и оценке) недр
 
Владельцы лицензий на геологическое изучение (поиски и оценку) недр в пределах выделенных им участков недр обязаны обеспечивать: определение горнотехнических, геолого-физических параметров нефтегазоносных пластов, свойств нефти, газа и газового конденсата, а также сопутствующих компонентов; применение методов и способов геологического изучения (поисков и оценки) недр, исключающих неоправданные потери и снижение качества нефти и газа в недрах; ликвидацию в установленном порядке скважин и других сооружений, не подлежащих дальнейшему использованию; безопасное ведение работ; охрану недр и окружающей природной среды. Работы по геологическому изучению (поискам и оценке) недр подлежат государственному учету и государственной регистрации. Владельцы лицензий на геологическое изучение недр, проводившие поисковые работы, после их завершения и составления геологического отчета, а также после проведения государственной экспертизы передают полученные данные в фонд геологической информации Республики Татарстан.
 
Статья 23. Обязательный минимум поисковых работ
 
В лицензионное соглашение включается обязательство владельца лицензии о проведении минимума поисковых и оценочных работ, в физическом выражении и денежном исчислении, по периодам пользования недрами. Если владелец лицензии не выполнил обязательный минимум поисковых работ и не обосновал необходимость его пересмотра, он возмещает государству стоимость невыполненного объема работ.
 
Статья 24. Предоставление земельных участков
 
При предоставлении земельных участков для целей пользования недрами Кабинет Министров Республики Татарстан определяет приоритет в их использовании для той или иной деятельности, исходя из экономической целесообразности и обеспечения безопасности окружающей природной среды и населения, с учетом приоритетности земель сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается законом. При выдаче лицензий на добычу нефти и газа выделение земельных участков осуществляется в размерах, необходимых для строительства объектов производственной инфраструктуры и трубопроводов до точек приема нефти и газа в транспортную систему или до потребителя, в соответствии с условиями лицензий. В случае обоснованной необходимости изменить размеры предоставленных земельных участков в период действия лицензии на добычу нефти и газа их границы с согласия собственников или владельцев земельных участков могут пересматриваться с внесением соответствующих изменений в указанные лицензии. Застройка указанных земельных участков допускается с согласия владельцев лицензий. Отношения с собственниками и владельцами земельных участков, возникающие в связи с пользованием недрами, регулируются земельным и гражданским законодательством.
 
Статья 25. Возврат земельных участков, предоставляемых для ведения работ по геологическому изучению (поискам и оценке) недр
 
В ходе ведения работ по геологическому изучению (поискам и оценке) недр в соответствии с условиями лицензионного соглашения осуществляется возврат предоставленных для этих целей земельных участков. Владелец лицензии обязан привести земельные участки, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования. Досрочный отказ владельца лицензии от земельных участков, предоставленных ему для геологического изучения недр, не влечет за собой уменьшения обязательного минимума поисково-разведочных работ.
 
Статья 26. Особенности ведения работ по добыче нефти и газа
 
Владельцы лицензий на добычу нефти и газа, а также лицензий на строительство и эксплуатацию подземных хранилищ нефти и газа обязаны обеспечить проведение работ на основе утвержденных проектов разработки (технологической схемы) и в соответствии с действующими стандартами, нормами и правилами. Владелец лицензии на геологическое исследование, доразведку и добычу нефти и газа при открытии им месторождения нефти и (или) газа должен незамедлительно поставить в известность органы, выдавшие такую лицензию. Если это месторождение по усмотрению владельца лицензии подлежит промышленной разработке, он обязан представить для утверждения в органы, выдавшие лицензию, проект разработки этого месторождения.
 
Основными требованиями, предъявляемыми к разработке месторождений нефти и газа, являются: обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей природной среды; создание конструкций скважин, обеспечивающих надежную изоляцию пластов; обеспечение безопасного ведения работ и контроля за строительством и эксплуатацией скважин, предупреждения и ликвидации открытых фонтанов; обеспечение безопасности внутри- и межпромысловых трубопроводов нефти и газа; применение систем сбора нефти и газа и поддержания пластового давления, внедрение современных технологий и техники, методов повышения нефтеотдачи пластов, обеспечивающих рациональное использование пластовой энергии и наиболее полное извлечение нефти и газа из месторождений; техническое и технологическое разделение геологически обособленных объектов лицензирования пользования недрами; объединение в один объект разработки геологических объектов, техническое и технологическое разделение которых возможно без создания достоверной системы замера технологических параметров, раздельно по каждому из геологических объектов не производится.
 
Владельцы лицензий обязаны на основе договора со специализированными подразделениями по борьбе с открытыми фонтанами нефти и газа и газоспасательными частями пользоваться их услугами. Владельцы лицензий на добычу нефти и газа на граничных территориях Республики Татарстан с другими субъектами Российской Федерации обязаны:
принимать меры по предупреждению и пресечению хищения нефти и газа, которое может осуществляться с территорий соседних регионов; в случае обнаружения факта хищения нефти и (или) газа своевременно информировать соответствующие государственные органы; при невозможности пресечения хищения нефти и (или) газа собственными силами оказывать всемерное содействие соответствующим государственным органам в проведении необходимых мероприятий.
 
Глава VI. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и газа, добываемых на территории Республики Татарстан
 
Статья 27. Объекты магистральных трубопроводов, транспортирующих нефть и газ, добываемых на территории Республики Татарстан
 
Объекты магистральных трубопроводов, обеспечивающие транспортировку нефти и газа, добываемых на территории Республики Татарстан, с разрабатываемых месторождений до центральных нефтегазопроводных магистралей, могут находиться в государственной собственности, а также собственности организаций, построивших или приобретших эти объекты за счет собственных средств или иных не запрещенных законом источников, независимо от их организационно-правовых форм. Собственник объекта магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа не может вывести его из эксплуатации или изменить его трассу без предварительного согласия в письменной форме всех пользователей этим объектом и Кабинета Министров Республики Татарстан, если это затрагивает их интересы. В случае получения такого согласия собственник объекта имеет право на его свободную продажу, перепрофилирование или демонтаж.
 
Статья 28. Отношения организаций, владеющих магистральными трубопроводами, транспортирующих нефть и газ по территории Республики Татарстан, с производителями и потребителями нефти и газа
 
Отношения организаций магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа, добываемых на территории Республики Татарстан, с производителями и потребителями нефти и газа определяются договорами. Владелец магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа обязан принимать все меры по сохранению количества и качества нефти и газа и обеспечению ритмичности их поставок. Грузоотправитель (грузополучатель) несет ответственность за происшедшие по его вине ограничения других грузоотправителей (пользователей нефтепроводами) или за убытки, нанесенные организации магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа. Организация магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа предоставляет транспортные услуги любому грузоотправителю (физическому или юридическому лицу), обратившемуся в организацию магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа не позднее оговоренного в установленном порядке срока и подтвердившему право собственности на транспортируемую продукцию или обладающему соответствующими сертификатами. Предоставление транспортных услуг осуществляется только с учетом оптимальных по стоимости маршрутов доставки и технических возможностей. В случае, если пропускная способность магистрального трубопровода нефти и газа не обеспечивает возможность транспортировки всей заявленной нефти и газа, каждый грузоотправитель получает право на транспортировку одинаковой доли от заявленной им потребности, равной отношению пропускной способности магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа по данному направлению к общей сумме потребностей в транспортных услугах по этому направлению, заявленных всеми грузоотправителями, если иное не предусмотрено соответствующим соглашением.
 
Грузоотправители, обратившиеся за транспортными услугами после истечения оговоренного в установленном порядке срока, могут претендовать только на свободную пропускную способность, остающуюся после удовлетворения потребностей грузоотправителей, своевременно заключивших договоры.
 
Статья 29. Особенности землепользования организации магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа
 
Организации магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа: имеют право в границах предоставленных земельных участков с учетом охранной зоны производить работы по обслуживанию и капитальному ремонту оборудования, предупреждению и ликвидации аварий и их последствий; имеют преимущественное право на предоставление земельных участков для реализации проектов, имеющих республиканское значение. Земельные участки под строительство объектов магистрального трубопроводного транспорта и для хранения газа предоставляются в порядке, предусмотренном земельным и гражданским законодательством.
 
Статья 30. Проектирование объектов магистральных трубопроводов, транспортирующих добываемые на территории Республики Татарстан нефть и газ
 
Проектирование объектов магистральных трубопроводов, транспортирующих нефть и газ, производится учреждением, имеющим на это лицензию. Проектная документация на строительство и реконструкцию объектов магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа проходит в установленном порядке государственную экологическую и технико-экономическую экспертизы. Государственные экспертизы проводятся специально уполномоченными государственными органами Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды, а также по их поручению независимыми организациями, имеющими право на проведение экспертизы.
 
Статья 31. Эксплуатация объектов магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа
 
Собственники объектов магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа, добываемых на территории Республики Татарстан, осуществляют эксплуатацию своих объектов самостоятельно либо заключают договоры с организациями магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа о передаче им соответствующих объектов в хозяйственное ведение. Эксплуатация объектов магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа осуществляется на основании лицензии, выдаваемой в установленном порядке. Эксплуатация объектов магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке правилами технической, пожарной, экологической безопасности, эксплуатации магистральных трубопроводов, использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды и другими нормативными актами, обязательными для исполнения.
 
Организации магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа обязаны проводить:
диагностический контроль технического состояния магистральных трубопроводов в соответствии с правилами технической эксплуатации; периодическую техническую переаттестацию объектов магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа в порядке, установленном нормативными актами; учет количества подаваемых в магистральный трубопровод нефти и газа контрольно-измерительными приборами, установленными и обслуживаемыми в соответствии с требованиями действующих норм и правил; учет аварий трубопроводов нефти и газа, а также передачу этих данных уполномоченным органам в соответствии с правилами безопасности, охраны и технической эксплуатации магистральных трубопроводов и другими нормативными актами; мероприятия по энергоресурсосбережению и утилизации вторичных энергетических ресурсов; страхование на случай аварий трубопроводов нефти и газа для финансирования мероприятий по ликвидации последствий этих аварий.
 
Организациям энергоснабжения запрещается ограничивать электроснабжение магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа, если это может привести к нарушению безопасности их эксплуатации.
 
Статья 32. Взаимоотношения организаций магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа, коммуникации которых проходят в одном техническом коридоре или пересекаются
 
Организации магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа, коммуникации которых проходят в одном техническом коридоре или пересекаются, регулируют свои отношения в области обеспечения надежной и безопасной эксплуатации этих коммуникаций на основе договоров.
 
Статья 33. Учетно-отчетное время в организациях магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа
 
В организациях магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа независимо от их местонахождения устанавливается единое учетно-отчетное время - московское.
 
Статья 34. Язык служебного делопроизводства и общения в организациях магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа
 
В организациях магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа, добываемых на территории Республики Татарстан, служебное делопроизводство, учетная, отчетная, коммерческая и техническая документация ведутся на русском языке. При оперативной связи используется русский язык. Обмен правовой и научно-технической информацией, а также служебное общение по диспетчерской связи, телефону, телефаксу, факсимильной и другим средствам связи осуществляются на языке инициатора общения, при необходимости с переводом записей на русский и татарский языки. Все надписи, в том числе информационные и рекламные, обозначения на объектах магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа, а также написание наименований организаций магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа выполняются на русском и татарском языках. С учетом интересов местного населения могут употребляться и другие языки.
 
Статья 35. Отказ в транспортировке нефти и газа
 
Организации магистральных трубопроводов, транспортирующих нефть и газ, добываемые на территории Республики Татарстан, вправе отказать грузоотправителю в транспортировке нефти и газа по причинам: отсутствия заявки грузоотправителя на транспортные услуги; представления грузоотправителем заявки с нарушением установленных процедуры и срока; несовместимости предлагаемого для транспортировки продукта с перекачиваемым продуктом по качеству и другим характеристикам (определение совместимости перекачиваемых продуктов осуществляется в установленном порядке).
 
Отказ в транспортировке нефти и газа по другим причинам не допускается.
 
Организации магистральных трубопроводов по транспортировке нефти и газа не имеют права на их транспортировку при отсутствии у грузоотправителей документов, подтверждающих право собственности на нефть и газ или право поставки на экспорт.
 
Глава VII. Реализация нефти и газа, добытых из недр Республики Татарстан
 
Статья 36. Реализация нефти и газа
 
Реализация нефти и попутного газа, добытых из недр Республики Татарстан, производится на основании устанавливаемых Кабинетом Министров Республики Татарстан объемов добычи, рассчитанных производителем на основе проектов и технологических схем разработки, утверждаемых в установленном порядке. Реализация добываемой нефти совместными предприятиями, нефтяными компаниями, физическими лицами производится на основании лицензий, контрактов, договоров и других взаимных обязательств. Президент Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан могут вносить изменения в годовые объемы реализации нефти, исходя из интересов Республики Татарстан.
 
Глава VIII. Особенности функционирования Единой системы газоснабжения на территории Республики Татарстан
 
Статья 37. Управление Единой системой газоснабжения на территории Республики Татарстан
 
Орган управления Единой системой газоснабжения на территории Республики Татарстан осуществляет:
технологические и организационные связи между газодобывающими, газоперерабатывающими и газотранспортными организациями; текущее и перспективное прогнозирование спроса на газ и газовый конденсат, определение способов удовлетворения этого спроса; разработку и реализацию баланса газа и газового конденсата с учетом государственных нужд; надежное газоснабжение потребителей Республики Татарстан; централизованное оперативное управление потоками газа и установление для сторонних организаций, в рамках заключенных договоров, режимов газоснабжения и газопотребления; проведение единой научно-технической и инвестиционной политики по развитию и реконструкции Единой системы газоснабжения.
 
Статья 38. Отношения производителей газа с организациями газотранспортных систем
 
Отношения производителей газа с организациями газотранспортных систем осуществляются на основе разрешений на доступ к газотранспортной системе, а также договоров, заключаемых между производителями газа, газотранспортными организациями и потребителями газа. Порядок выдачи указанных разрешений на территории Республики Татарстан устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан. Транспортировка газа производителей, не входящих в Единую систему газоснабжения, не должна наносить ущерб транспортировке, распределению и поставкам газа по действующим договорам. Оплата стоимости транспортировки газа указанных производителей осуществляется по системе единых тарифов.
 
Статья 39. Отношения организаций Единой системы газоснабжения на территории Республики Татарстан с потребителями газа. Учет количества газа, подаваемого потребителям
 
Отношения организаций Единой системы газоснабжения на территории Республики Татарстан с потребителями газа осуществляются в соответствии с правилами подачи и использования газа, утверждаемыми в установленном порядке. Ответственность за надлежащее состояние и правильную работу контрольно-измерительных приборов несут руководители организаций, а также граждане - потребители газа. Потребители газа обязаны в любое время обеспечить представителям организаций Единой системы газоснабжения на территории Республики Татарстан доступ к указанным приборам и возможность их проверки.
 
Потребители газа, осуществляющие строительство объектов газоснабжения и допустившие отставание с вводом их в действие, компенсируют поставщикам потери, связанные с простоем газопроводов-отводов. Подключение новых потребителей газа к системе газоснабжения осуществляется после получения ими разрешений на использование газа, выдаваемых органом, уполномоченным Кабинетом Министров Республики Татарстан.
 
Статья 40. Распределение газа Распределение газа на основании текущих и прогнозируемых балансов и лимитов (квот) утверждается в установленном законодательством порядке.
 
Преимущественное право на использование газа в качестве топлива принадлежит неотключаемым потребителям газа: населению; организациям общественного питания, торгового и социально-бытового обслуживания; лечебно-оздоровительным, санитарно-гигиеническим, образовательным, в том числе дошкольным, организациям и учреждениям; организациям коммунального и культурного назначения.
 
Далее приоритет в газоснабжении имеют: организации агропромышленного комплекса, промышленные организации, газоиспользующее оборудование которых не может быть приспособлено для работы на другом топливе.
 
Глава IX. Безопасность объектов нефтедобывающей и газовой промышленности, магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа, находящихся на территории Республики Татарстан
 
Статья 41. Требования обеспечения безопасности объектов нефтедобывающей и газовой промышленности, магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа, находящихся на территории Республики Татарстан
 
Основными требованиями обеспечения безопасности объектов нефтедобывающей и газовой промышленности, магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа являются: эксплуатация указанных объектов и содержание средств обеспечения их безопасности в соответствии с проектами, нормами, техническими условиями и правилами; включение в состав проектов, норм, технических условий и правил комплекса специальных мер по обеспечению безопасного функционирования, локализации и минимизации последствий возможных аварийных ситуаций; запрещение вмешательства посторонних лиц и организаций в работу указанных объектов, которое может повлечь за собой нарушение безопасности их работы; проведение государственной экспертизы по оценке уровня безопасности указанных объектов на стадии их проектирования и сдачи в эксплуатацию; организация контроля за безопасной эксплуатацией и техническим состоянием объектов; ежегодная аттестация работников, обслуживающих производственные участки с повышенной опасностью; проведение государственной экологической экспертизы документов по оценке уровня воздействия указанных объектов на окружающую природную среду.
 
Статья 42. Организация работ по ликвидации последствий аварий
 
Организации магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа обязаны принимать незамедлительные и эффективные меры по устранению последствий аварий, вызвавших нарушения работы объектов магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа, и информировать об этом соответствующие органы. Организации магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа возмещают затраты организациям, оказавшим помощь в ликвидации аварий, а также возмещают вред, причиненный физическим и юридическим лицам, в соответствии с законодательством. Вред, причиненный организациям магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа в результате блокирования или повреждения трубопроводных коммуникаций либо иных действий, нарушающих их бесперебойную и безопасную работу, возмещается виновными лицами в соответствии с законодательством.
 
Статья 43. Ответственность за нарушение безопасности объектов нефтедобывающей и газовой промышленности, магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа, расположенных на территории Республики Татарстан
 
Ответственность за нарушение безопасности объектов нефтедобывающей и газовой промышленности, магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа устанавливается в соответствии с законодательством.
 
Глава X. Заключительные положения
 
Статья 44. Порядок разрешения споров
 
Споры, возникающие в процессе отношений, регулируемых настоящим Законом, разрешаются в порядке, установленном законодательством.
 
Статья 45. О порядке введения в действие настоящего Закона
 
Ввести в действие настоящий Закон со дня его опубликования, кроме статей 10, 11, 12, 13, которые вводятся в действие с 1 января 1998 года
 
Кабинету Министров Республики Татарстан привести нормативные правовые акты Правительства Республики Татарстан в соответствие с настоящим Законом.
 
Установить, что Закон Республики Татарстан "О недрах" применяется в части, не противоречащей настоящему Закону.
 
Президент
Республики Татарстан
М. ШАЙМИЕВ
г.Казань,
19 июня 1997 года,
# 1211
Стр: 1, 2
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены