17 апреля 2001 г.
Источник: "Независимая газета"
Автор: Юрий Александров - доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, Дмитрий Орлов - заместитель генерального директора независимого фонда "Центр политических технологий".
Трубопроводная экспансия России
Радикальное усиление роли нашей страны на пространстве СНГ начинается со строительства магистральных нефтепроводов
Недавняя поездка вице-премьера Виктора Христенко и президента "Транснефги" Семена Вайнштока по главным объектам строительства магистральных нефтепроводов (Балтийской трубопроводной системы (БТС), участка Суходольная-Родионовская, соединяющего в обход Украины Самарский транспортный узел с нефтяным терминалом Новороссийска, Каспийского трубопроводного консорциума) стала демонстрацией намерений российского правительства перейти от тактического лавирования в геополитике к решению стратегических задач. Таких, которые одновременно способствовали бы как получению конкретных финансовых выгод, так и улучшению положения России в мировой экономике. Это выглядит одним из обнадеживающих признаков общего подъема России после длительного периода стратегических потерь.
Темпы экспансии
Оживление строительства магистральных нефтепроводов началось с постепенного прогресса в деятельности Каспийского трубопроводного консорциума. Затем государственная компания "Транснефть" стремительно развернула и весной прошлого года завершила прокладку отрезка нефтепровода Баку-Новороссийск, минуя Чечню по территории Дагестана, протяженностью более 300 км. Тем самым было обеспечено беспрепятственное поступление на терминалы Новороссийска азербайджанской нефти с перспективой подключения к этой системе Казахстана и Туркмении. И это реальная альтернатива проекту транспортировки нефти каспийского региона к Средиземному морю через Баку (Азербайджан) - Супса (Грузия) -Джейхан (Турция). Наконец в прошлом году были определены еще два приоритетных направления магистральных нефтепроводов: Балтийская трубопроводная система (БТС) и магистраль в обход Украины на Новороссийск по маршруту Суходольная-Родионовская.
К октябрю должно быть завершено начатое весной прошлого года строительство первой очереди БТС. Через эту систему нефть Урала и Сибири будет более коротким и дешевым путем поступать на строящиеся терминалы российского Приморска на Балтийском море (Ленинградская область), а не в порты Латвии и Литвы. БТС позволит обрабатывать более половины нефти, перегружаемой сейчас в портах стран Балтии. Благодаря этому повысится и уровень национальной безопасности России, учитывая стремление этих государств в Европейский Союз а также продвижение НАТО на Восток.
Пропускная способность первой очереди БТС - 12 млн. тонн нефти в год. Она предполагает строительство силами компании "Транснефть" 270-километрового нефтепровода Кириши- Приморск, нефтеналивного терминала и нефтехранилищ. К концу первого квартала 2001 года уже проложено 90 км труб, на нефтяной базе завершен монтаж двух из десяти резервуаров по 50 тыс. тонн каждый, строятся нефтеперекачивающие станции "Кириши" и "Невская", портовые сооружения в Приморске. Работы первой очереди предполагается завершить к концу третьего квартала, срок пуска системы - декабрь нынешнего года.
Уже сегодня идет речь о второй очереди проекта, которая позволит за счет модернизации нефтепровода Ярославль-Кириши увеличить пропускную способность системы еще на 17 млн. тонн нефти в год с перспективой доведения ее вскоре до 32 млн. тонн. В этих оптимистических прогнозах учитывается растущий спрос российских и казахстанских экспортеров.
В этом году развернулись активные работы на отрезке нефтепровода Суходольная-Родионовская протяженностью 250 км, что на 100 км короче нынешнего маршрута через территорию Украины с пропускной способностью 26 млн. тонн нефти в год. Стоимость проекта - 180 млн. долл. По словам президента "Транснефти" Семена Вайнштока, уже построено более 85 км нефтепровода, а на остальной части трассы ведется сварка. Как полагает руководство "Транснефти", строительство будет завершено уже в этом году вместо марта следующего. К концу 2001 года ожидается окончание строительства портовых сооружений системы КТК, начатое в мае 1999-го, и экспортный потенциал КТК возрастет до 28 млн.тонн нефти в год. Помимо этих уже реализуемых проектов существует план прокладки нефтепровода через территорию нескольких европейских стран в хорватский порт Омишаль на Адриатике (проект "Дружба-Адрия").
Смысл экспансии
Взглянув на эту картину комплексно, а также учитывая планы "Газпрома" в области экспортной политики (прежде всего уже начатую прокладку первого участка газопровода "Ямал-Европа" через Белоруссию в обход Украины и крупнейший проект "Голубой поток" в Турцию по дну Черного моря), можно увидеть признаки определенного стратегического замысла. Он заключается в стремлении увеличить количество нефтяных и газовых "окон" в Европу, разрушив при этом монополию Украины и стран Балтии на транзит российских углеводородов. Кроме того, близкие к правительству представители нефтяного бизнеса пытаются склонить в российскую сторону затянувшийся спор о том, куда пойдет азербайджанский нефтяной экспорт, а также ожидаемая в будущем большая нефть Центральной Азии. Наконец, планируется изменить акценты в политике по отношению к СНГ, сделав главный упор на интеграцию образовавшегося ядра - государств, которые вошли сначала в Таможенный союз, а в октябре прошлого года образовали Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). То есть России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.
Все эти три стратегические цели тесно связаны между собой, поскольку имеют общую основу - желание обеспечить стабильное положение России в мировом экономическом и политическом пространстве. На пути его осуществления наша страна сталкивается с серьезными внутренними проблемами и внешними вызовами. Это прежде всего нехватка экспортных трубопроводных мощностей для нефтяников и ориентированность основных магистральных нефтепроводов на старые районы добычи, в то время как связь новых перспективных месторождений (например, Тимано-Печорской нефтегазовой провинции и территорий Крайнего Севера) с окружающим миром недостаточна. Кроме того, ограничены внутренние источники финансовых ресурсов для масштабного строительства.
Качество экспансии
Не менее сложен и геополитический аспект российского нефтяного и газового экспорта. Те проекты, которые осуществляются в настоящее время от имени государства "Транснефтью" и "Газпромом", имеют целью не только удешевление экспорта углеводородов, но и изменение параметров отношений с некоторыми из ближайших соседей по СНГ - бывших союзных республик. Однако это только часть нефтяной и газовой экспортной политики России, а также ее геополитической стратегии. В последнее время эта стратегия обретает более четкую конфигурацию. В ее центр сдвигается идея эффективного использования нефтегазового фактора для ускорения экономической и политической интеграции ключевых для России в геополитическом отношении стран СНГ. Два первостепенных вопроса при этом - отношения с Украиной по поводу транзита российских углеводородов и казахстанская нефть.
Прокладывая нефтяные и газовые экспортные трубопроводы в обход Украины, российское правительство стремится не только создать благоприятные предпосылки для торга по поводу транзитных тарифов, расчетов за поставки углеводородов, но и для более тесной интеграции в других областях экономики. В том числе и с перспективой включения в коллективные проекты с другими странами. Например, участия Украины в транзите российской электроэнергии на Балканы через Молдавию. Одновременно пропуск российской нефти в Новороссийск по своей территории может лишить целесообразности строительство на Украине нефтепровода Одесса-Броды для присоединения к проекту Баку- Джейхан, средства на которое Украина получает как плату за транзит российской нефти, и, наоборот, повысить интерес к участию в подготовленном "Транснефтью ", проекте "Дружба-Адрия". Сейчас транзит нефти через территорию Украины и стран Балтии обходиться России примерно в 600 млн. долл. в год.
Активизация нефтепроводного строительства на юге имеет одной из целей воспрепятствовать изоляции России от ожидаемых в будущем (хотя и с разной степенью уверенности) потоков нефти из Центральной Азии - по одной из оценок, до 15 млн. баррелей в день через 15 лет, в том числе три четверти из Казахстана. Казахстан становится важным фигурантом учрежденного в октябре прошлого года Евразийского экономического сообщества. Ясно, что без включения казахстанской нефти в общий поток, идущий через российские трубопроводы, эта новая экономическая организация не будет иметь больших перспектив.
По своему геополитическому положению Россия может играть связующую роль между Европой и бурно развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР). Однако нашей стране вряд ли удастся войти в эту роль, если не удастся, во-первых, обеспечить надежный транзит нефти и газа в западном и юго-западном направлениях, а во-вторых, привлечь потоки нефти из Казахстана. Ведь при том состоянии, в каком находится российская нефтедобывающая промышленность, вряд ли возможно поставлять в Китай и другие страны АТР крупные объемы нефти без ущерба для собственного экспорта на традиционных направлениях. Между тем на этих рынках Россия и сейчас испытывает серьезную конкуренцию - в первую очередь со стороны Норвегии.
На фоне растущего мирового спроса на нефть наилучшими возможностями для влияния на мировой рынок обладают страны Персидского залива, особенно Саудовская Аравия и (при благоприятных политических изменениях) Ирак. В то же время перспективы других нефтедобывающих стран, особенно не входящих в ОПЕК, оценить труднее, и все это требует от России, обеспечивать себе больше свободы маневра, в том числе за счет диверсификации направлений экспорта нефти и газа, а также его удешевления. Одновременно приходится считаться с потенциальной возможностью направления центрально-азиатской нефти к Персидскому заливу через Иран.
Противники экспансии
Серьезные проблемы для России создает стремление США использовать свое лидерство в процессе глобализации для закрепления достигнутых преимуществ и усиления политических позиций в мире. Хотя ситуация в области мировых цен на нефть свидетельствует об отнюдь не идиллических отношениях стран ОПЕК с Западом, большинство из них ориентируются на США как на главного потребителя нефти и гаранта их безопасности. Этим ОПЕК дает Америке неплохие возможности для косвенного влияния на мировую торговлю нефтью.
В близком к границам России геополитическом пространстве США явно стараются противодействовать экономической и политической интеграции СНГ. Они поддерживают альтернативные российским интересам проекты ориентации нефтяных потоков из Центральной Азии на Азербайджан и далее на юг, в Турцию. В последнее время появились также сообщения, что США вместе с МВФ и Всемирным банком рассматривают планы скупки долгов стран СНГ перед Россией, что уменьшило бы возможности ее влияния в евразийском экономическом, а значит, и политическом пространстве. Предстоит жесткая борьба за улучшение экономических и политических позиций России в непосредственно окружающем ее пространстве и в мире в целом. Политика в области трубопроводного строительства для экспорта нефти и газа будет играть при этом одну из первостепенных ролей.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены