22 февраля 2001 г.
Источник: "Время по" (Казахстан)
Автор: Саясат Раисов, Алматы (Специально для "Время по")
"Баку - Джейхан": пациент скорее жив, чем мертв?
"Глава Белого Дома подчеркнул, что у США и Казахстана много общих интересов, особенно в энергетическом секторе. Президент США дал высокую оценку и отметил важность участия Казахстана в реализации проекта строительства трубопровода Актау - Баку - Джейхан", - это заявление, которое передал "Хабар" 16 февраля этого года, стало несколько неожиданным. Напомним, что во время предвыборной борьбы Дж. Буш-младший высказал сомнения относительно целесообразности проекта трубопровода по маршруту Баку-Джейхан, который был одним из ключевых пунктов в каспийской политике администрации Клинтона. Тогда слова кандидата-республиканца были списаны на предвыборную риторику, но подобную же точку зрения выразил Абрахам Спенсер, министр энергетики в новой администрации Буша. Кроме того, в США наметилась активизация деловых и политических кругов, выступающих за снятие санкций в отношении Ирана. Это американские нефтяные компании, финансировавшие предвыборную кампанию Дж. Буша-младшего и ряд представителей политической элиты, которые вошли в состав новой администрации, в частности вице-президент Дик Чейни. Многие обозреватели поспешили "похоронить" проект "Баку - Джейхан" и выражали откровенное недоумение продолжающимися поездками Элизабет Джоунс в Казахстан.
Подобную неясность в позиции Вашингтона - продолжающиеся переговоры по турецкому маршруту каспийской нефти и, одновременно, явное движение в сторону Ирана - во многом можно объяснить тем, что США еще не определили своих интересов в данном регионе.
Представляет ли проект "Баку - Джейхан" стратегический интерес?
"Я прибыла сюда для того, чтобы поговорить с правительством и нефтепроизводителями Казахстана о проекте, который уже обладает эффективной коммерческой жизнеспособностью и представляет собой стратегический интерес для Соединенных Штатов, Азербайджана, Грузии и Турции", - заявила Элизабет Джоунс о проекте "Баку - Джейхан" в конце прошлого года. Характерно, что Джоунс говорит о стратегическом интересе Штатов в данном маршруте. Строуб Тэлботт - первый заместитель госсекретаря Мэдлин Олбрайт заявил в 1997 году о том, что Штаты имеют в каспийском регионе жизненно важные интересы. Ему вторил советник Билла Клинтона по национальной безопасности, который обозначил Каспий, как приоритетное направление для политики Вашингтона. Годом позже Комитетом по международным отношениям конгресса США был подготовлен доклад, в котором говорилось, что каспийские запасы представляют собой новый огромный источник минеральных ресурсов, и каспийский регион станет одним из ключевых игроков на нефтяном рынке в следующем десятилетии.
Все это происходило на фоне прогнозов о дальнейшем росте к 2010 году зависимости США от поставок нефти из Ближнего Востока, что несет в себе угрозу американской энергетической безопасности. В этой связи для диверсификации источников минеральных ресурсов в качестве основного экспортного маршрута "большой" каспийской нефти значительную поддержку получил маршрут Баку - Джейхан, который позволил бы, помимо снижения зависимости от Ближнего Востока, оставить вне игры Иран и Россию.
Вместе с тем, подобная позиция ставилась под сомнение многими американскими экспертами и политиками. Тем более, что в качестве альтернативы ближневосточной нефти Вашингтон главным образом рассматривает Венесуэлу, Мексику, Канаду и страны Африки. Каспийская же нефть важна больше для европейских стран, которые имеют далеко неоднозначные отношения с Турцией.
Заметим, что доказанные каспийские ресурсы составляют всего лишь 2% от общемировых запасов минерального сырья, а это как-то не соотносится с термином "жизненно важные интересы". Безусловно, роль Каспия значительно возросла в последнее время, но имеющееся противоборство региональных и мировых держав не стоит называть "новой большой игрой". Несмотря на все сложности американо-российских отношений, позиции Вашингтона и Москвы по вопросам борьбы с экстремизмом и наркоторговлей схожи и уже переросли в совместные действия. Тут уместно вспомнить, что борьба с терроризмом является одним из приоритетных направлений новой администрации США. В то же время Штаты серьезно озабочены вопросами безопасности каспийского региона, а в этом вопросе без сотрудничества с Россией не обойтись. Дальнейшее же лоббирование проекта "Баку - Джейхан" ставит под сомнение перспективы стабилизации политической ситуации вокруг Каспия и, более того, содействует усилению антиамериканского российско-иранского альянса. Кстати, об Иране…...
Значительное влияние оказывают двусторонние американо-иранские отношения
С приходом к власти Дж. Буша-младшего перспективы улучшения американо-иранских отношений заметно выросли. Госсекретарь США Колин Пауэлл подчеркнул, что Штаты будут изыскивать возможности для улучшения отношений с Ираном. Еще до предвыборной кампании Дик Чейни, работавший в компании "Халибартон", неоднократно высказывался за пересмотр санкций против Тегерана. Как ранее уже сообщала ВРЕМЯ ПО, к руководителю "Тексако" Бижуру, высказавшему в Давосе мнение о необходимости привлечения Ирана к трубопроводным проектам на Каспии, присоединились старшие исполнительные сотрудники "Шеврона" - Дэвид О'Райлли, "ЭкссонМобил" - Ли Раймонд и "Коноко" - Арчи Данхэм. Они провели в Нью-Йорке неофициальную встречу с министром иностранных дел Ирана Камалем Харрази.
Все чаще в прессу поступает информация о том, что американские конгрессмены не настроены на продление ирано-ливийских санкций. В этой связи иранский маршрут приобретает все более реальные очертания. Но президент Буш "неожиданно" отметил важность участия Казахстана в проекте "Актау - Баку - Джейхан". Возможно, этому могли послужить две причины.
Доклад Тенета
В последнем докладе перед конгрессом США Джордж Тенет, директор ЦРУ, отметил примерно следующее:
- США продолжают сталкиваться с угрозой ракетных ударов, в том числе, вероятно, со стороны Ирана;
- Иран имеет самую большую и потенциальную ракетную программу на Ближнем Востоке. Его публичные заявления говорят о том, что он планирует развернуть ракеты дальнего радиуса действия для использования в космических программах. Но Иран может последовать примеру Северной Кореи и в следующие несколько лет использовать эту программу для доставки полезного груза в США;
- Тегеран в действительности увеличил свою поддержку террористических групп за последние два года.
Последний момент является крайне важным с учетом упоминавшейся выше приоритетности борьбы с терроризмом для новой администрации.
Стратегический партнер…
Продолжение переговоров по проекту "Баку - Джейхан" со стороны официального Вашингтона можно объяснить ролью и местом американского стратегического партнера Турции, для которой данный трубопровод является крайне важным с точки зрения региональной державы. Резкий отказ новой администрации от столь длительное время лоббируемого Клинтоном проекта мог бы серьезно ухудшить американо-турецкие отношения.
Так, еще осенью прошлого года во время обсуждения возможности признания американским конгрессом геноцида армян Османской империей в начале ХХ века поставил под сомнение само стратегическое партнерство США и Турции. Высшее руководство Турции срочно подготовило список ответных мер в случае признания, среди которых были запрещение использования американскими военными турецкой авиабазы Инджирлик, с которой американцы производят полеты над Ираком, и допуск иракской нефти к простаивающему в данный момент иракско-турецкому нефтепроводу на Джейхан.
Думается, что в случае с проектом каспийского нефтепровода в Турцию может последовать не менее жесткий отказ, в то время как США собираются более активно решать иракскую проблему. Если так, то, скорее всего, Вашингтон официально и дальше будет поддерживать турецкий маршрут и даст ему возможность тихо "умереть", поскольку при этом американская администрация вряд ли предоставит финансирование.
Заключительная часть
В заключение хотелось бы обратить внимание на следующий момент. В сложившихся условиях все эти переговоры между казахстанским руководством и американской администрацией по Баку - Джейхану несколько нелогичны. Так, у Казахстана уже нет даже хотя бы 1% в "ОКИОКе", отсюда и соответствующее влияние на выбор маршрута экспорта кашаганской нефти.
С другой стороны, после продажи американской компанией "Би-Пи Амоко" своей доли в "ОКИОКе" французской "ТотальФинаЭльф" роль американцев в принятии решения значительно уменьшилась. Одновременно усилились позиции европейских компаний, что вполне закономерно. Турецкий вариант позволит Анкаре получить определенные рычаги влияния и вести более активную политику по вхождению в ЕС. Однако такая перспектива не устраивает европейские страны, которые, к тому же, динамично развивают отношения в нефтегазовом секторе с Ираном.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены