8 сентября 2000 г.
Источник: "Время по.. " (Казахстан)
Автор: "Стратфор"
От Черного моря до Европы: очередная схватка за маршруты нефти Каспия
Следующая глава в гонке за поставку каспийской нефти на европейские рынки бурно началась. За доллары инвесторов соревнуются четыре маршрута, обладающие различными экономическими и полити-ческими преимуществами. Пока еще слишком рано решать, какие маршруты, в конце концов, одержат верх, однако их соперничество преобразит энергетическую карту Балкан на многие десятилетия.
Анализ
В то время как пять магистралей для поставки каспийской нефти либо вступили в строй, либо почти проложены, главная забота для энергетических рынков теперь - как переправить эту нефть от Черного моря, где заканчиваются три магистрали, к потребителям. В настоящее время транспортировка из Черного моря упирается в перегруженный Босфор - пролив между Черным и Средиземным морями. Для поставки нефти потребителям насущно требуются другие вторичные трубопроводы. Представлен широкий выбор вариантов транспортировки нефти. Однако имеются два выраженных различия между каспийскими и черноморскими трубопроводами. В случае каспийских трубопроводов соревнование между маршрутами идет в рамках "большой игры" - соперничества между Ираном, Турцией и США за политическое и экономическое будущее региона. На Черном море игра не так обострена: Иран в ней участвует, а роль России снижается. Кроме того, здесь имеется и новый фактор. Так как задача этих магистралей донести нефть прямо до потребителя, в уравнение включаются прямой доступ к рынкам и производительность нефтеперерабатывающих предприятий. Эти предложенные маршруты не являются состязанием с нулевой суммой. Одна Россия уже экспортирует по Черному морю более 1,3 млн баррелей в день. Вкупе с планируемым экспортом казахстанской нефти эта цифра в ближайшие годы удвоится. Азербайджан также добавит несколько сот тысяч. По самым скромным подсчетам потребуется две вторичных линии. Из всевозможных вариантов быстрее всего продвигаются маршруты Одесса-Броды. На протяжении десяти лет его то замораживали, то вновь начинали, и теперь он почти завершен, хотя и потребуется несколько лет, чтобы он заработал на полную мощность. Одесса-Броды соединит две уже имеющиеся сети трубопроводов, позволяя прямые поставки российской нефти в Европу.
Однако плохое управление и устаревшая технология снизили производительность украинского нефтеперерабатывающего сектора до менее половины того, что было в 1989 году. Одесса сама по себе способна очищать 78 тыс. баррелей в день, а большинство украинских нефтеперерабатывающих заводов построены полвека назад. Без значительных инвестиций, которые Украине нужны позарез, она сможет служить государством лишь для транзита, а не для переработки нефти. Другой маршрут - от Констанцы, Румыния, до Триеста, Италия, разрешает многие из этих проблем. Из всех предложенных маршрутов лишь Констанца-Триест заканчивается в районе расположения крупных нефтеперерабатывающих заводов, что устраняет необходимость в дальнейшей транспортировке. У Италии крупнейшие нефтеперера-батывающие мощности в Европе, и она может переработать в день 2,45 млн баррелей. Этот маршрут может также снабжать 10 румынских нефтеперерабатывающих заводов, хотя их и придется модернизировать так, чтобы они справлялись с возросшими объемами. Более того, в отличие от некоторых других вариантов Констанца-Триест проходит по более стабильным балканским государствам, таким как Венгрия, Румыния и Словения.
Однако, среди основных вариантов этот маршрут меньше всего проработан. Его технико-экономическое обоснование было завершено лишь в мае этого года. В то время как румынские власти утверждают, что этот маршрут может вступить в строй уже в 2002 году, это потребует прямо-таки легендарных темпов в сборе средств и прокладке. Два маршрута дальше к югу, Бургас-Влоре и Бургас- Александруполис, прокладываются почти столько же времени, как и Одесса-Броды, однако не могут набрать достаточно средств. Так как ни на одном из них не расположено крупных нефтеперерабатывающих мощностей, для обеих потребуется ретранспортировка нефти после прохождения через Балканы, снижая их привлекательность для инвесторов. Оба маршрута пользуются поддержкой России, поскольку обходят стороной ее соперников в регионе - Украину и Турцию, и в них существенно вовлечена Россия. Крупнейшая российская фирма "ЛУКойл" уже вложила значительные средства в порт Бургас. Однако, в то время как маршрут Бургас-Александрополис заканчивается на территории члена ЕС Греции, Бургас-Влоре - в самом нестабильном государстве Европы - Албании. Исходя лишь из экономических преимуществ, на первом месте оказался бы маршрут Констанца-Триест. Однако у этого маршрута есть три выраженных недостатка. Во-первых, его начали в последнюю очередь, и ему требуется значительный задел. Во-вторых, в нем задействованы четыре правительства, что замедляет продвижение.
И наконец, он проходит по гористой местности, особенно через Карпаты, которые в особенности могут поднять конечную цену за нефть. И все же, экономические соображения все еще могут ему позволить обогнать другие проекты. Одесса - Броды войдет в эксплуатацию в будущем году или через год, однако по нему будет поставляться лишь 180 тыс. баррелей в день - гораздо меньше, чем требуется, чтобы разгрузить Босфор. Неприятие Россией украинского варианта может ограничить поставки нефти. А хронические финансовые проблемы Украины и ее тенденция отсасывать ресурсы из существующих транзитных линий способны отвратить инвесторов от крупных вложений капитала. Если Одесса-Броды выйдет на максимальную производительность, стычки между Россией и Украиной в энергетической политике резко обострятся, так как Украина станет прямым конкурентом в транзите каспийской нефти. Эти проблемы придадут новый толчок маршруту Бургас- Александрополис. Низкая стоимость, низкие пошлины и мощная поддержка со стороны России придают ему значительное преимущество по сравнению с маршрутом Бургас-Влоре. Бургас-Влоре пользуется поддержкой США, однако, как и в других их планах восточнее - таких как Баку-Джейхан, - политическая поддержка не выливается в финансовую. Прокладка трубопровода по маршруту Бургас-Александрополис, позволит России пресечь поползновения Украины к энергетической независимости, укрепит связи с Грецией и обеспечит Москве влияние в энергетическом развитии.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены