5 сентября 2000 г.
Источник: "Независимая газета"
Автор: Сергей Правосудов
Число противников трассы Баку-Джейхан увеличилось
Скорее всего, каспийское сырье пойдет через Россию
На днях возобновились дискуссии о путях транспортировки каспийской нефти. Информационные агентства сообщили, что турецкая компания BOTAS приступила к изысканию маршрута для трассы основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан на турецком участке. Планируется, что общая протяженность трубопровода составит 1730 километров: 468 из них пройдет через территорию Азербайджана, 225 - через территорию Грузии, а 1037 - через Турцию. Пропускная способность трубопровода должна составить 50 млн. тонн нефти в год. Можно предположить, что американцам все-таки удалось начать свой глобальный политический проект - транспортировку каспийской нефти мимо территории России. А это неминуемо должно отдалить от России страны Закавказья и Казахстан, которые совсем недавно являлись составными частями Советского Союза.
Проект "Баку-Джейхан" всегда имел политическое значение. В то время как для транспортировки азербайджанской нефти по территории России западным компаниям не пришлось бы вкладывать ни цента, так как трубопровод уже готов, то строительство нового маршрута оценивается в 2,5 млрд. долл. Именно поэтому транснациональные нефтяные компании "Бритиш Петролеум" и "Шеврон" не спешили вкладывать средства в строительство нефтепровода из Азербайджана в Турцию. Однако госдепартамент США всеми силами пытался заставить их пойти на это.
Постепенно выяснилось, что компании, сомневавшиеся в рентабельности проекта, оказались абсолютно правы. Они провели первое разведочное бурение на азербайджанском шельфе Каспия и не нашли там тех огромных запасов, о которых говорили лидеры Азербайджана. По нашим сведениям, сейчас разведочное бурение вообще прекратилось, так как никто не хочет вкладывать в него деньги. Теперь становится непонятным, под какую же нефть американцы собираются строить трубопровод. Тем более что Азербайджан сейчас не только не готов экспортировать нефть, но, наоборот, ощущает недостаток этого товара. Именно поэтому эта страна отказалась от транзита своей нефти через трубопровод Баку-Новороссийск, а нефтепровод Баку-Супса с пропускной способностью всего в 5 млн. тонн в год загружен не на полную мощность. Чтобы не ударить лицом в грязь, американцы предложили оригинальный проект - возить нефть с казахстанских месторождений на севере Каспия танкерами в Баку для ее дальнейшей транспортировки по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Экономическая абсурдность этого проекта очевидна. Тем не менее президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поддержал американский проект. Хотя в следующем году будет достроен трубопровод из Казахстана в Россию с пропускной мощностью 67 млн. тонн нефти в год, и тогда вывозить казахстанскую нефть танкерами станет совершенно невыгодно.
Очевидно, что американские политики уже осознали ошибку, но им трудно признаться в этом. Слишком много сил администрация Билла Клинтона потратила на пробивание проекта "Баку-Джейхан". И этой оплошностью не замедлил воспользоваться кандидат в президенты США от республиканцев Джордж Буш. Он заявил, что считает целесообразным транспортировать каспийскую нефть на мировой рынок по территории России и Ирана. В столицах Азербайджана, Грузии и Турции это заявление вызвало настоящий переполох. Ведь Буш-младший поддержал то, о чем с такой настойчивостью говорят в Москве и Тегеране. Козырь сторонников иранского варианта - это его стоимость: 500 млн. долл. вместо 2,5 млрд., в которые обойдется путь на Джейхан. Тем более что существует вариант, который сводит затраты к минимуму. Дело в том, что деньги нужны для строительства трубопровода по территории Ирана. Однако Иран является нефтедобывающей страной и можно доставлять каспийскую нефть на север этого государства, затем перерабатывать ее на местных заводах для внутренних нужд, а с юга на мировой рынок будет поставляться такое же количество иранской нефти. Таким образом, ситуация с каспийской нефтью постепенно склоняется в пользу России.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены