16 февраля 2001 г.
Источник: "Агентство нефтяной информации"
"Транснефть" будет последовательно добиваться надежного и безопасного функционирования нефтепроводов
На вопросы корреспондента агентства "Интерфакс-АНИ" отвечает президент ОАО "АК Транснефть" Семен Вайншток
- Удалось ли компании в 2000 году выполнить все намеченные производственные и финансовые планы? Каковы предварительные финансовые итоги года, в том числе по международным стандартам отчетности?
- Практически все показатели производственного и финансового планов компании на 2000 год выполнены, а по отдельным позициям - со значительным опережением. Выручка от реализации услуг ожидается в размере 44,1 млрд. рублей, прибыль до налогообложения 20,1 млрд., чистая прибыль 14,9 млрд. рублей. Начиная с первого полугодия прошлого года, "Транснефть" регулярно публикует данные о своей деятельности - в полном соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). В консолидированную промежуточную отчетность, помимо собственного бухгалтерского отчета компании, включаются показатели наших дочерних и зависимых обществ.
Учитывая специфику перевода российских показателей в МСФО, предварительные показатели 2000 года выглядят так: выручка - 49 млрд. рублей, прибыль до уплаты налога - 16 млрд., чистая прибыль - 8,5 млрд. рублей. Прибыль направляется, в первую очередь, на техническое перевооружение, реконструкцию и модернизацию объектов магистральных нефтепроводов, как это предусмотрено имеющейся в "Транснефти" комплексной программой, а также на решение социальных проблем.
- Какой процент в цене на транспортируемую нефть занимает тарифная составляющая? Планирует ли компания в 2001 году повышать тарифы на транспортировку нефти внутри России и за пределы таможенной территории?
- В настоящее время удельный вес тарифной составляющей при транспорте сырья на нефтеперегонные заводы в цене нефти внутри России в среднем равняется 3,38%. Доля среднего экспортного тарифа "Транснефти" в цене российской нефти на мировом рынке составляет 5,21%. Как видите, цифры находятся на достаточно низком уровне. Ранее этот показатель достигал 12%. Тарифы, как известно, устанавливает не "Транснефть", а Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК). Должен сказать, что в ноябре прошлого года мы направляли в ФЭК предложения, которые предусматривали их увеличение в среднем на 65%. При этом компания ставила вопрос о полном покрытии эксплуатационных затрат на поддержание наших магистральных нефтепроводов на нормативном техническом уровне и обеспечении их безопасности.
ФЭК России, основываясь на необходимости сдерживания роста тарифов на услуги естественных монополий, с 11 января ввела новые тарифы. В среднем по системе трубопроводов "Траннефти" они увеличились на 32%. Понятно, что такое увеличение не позволяет говорить об обеспеченности "Транснефти" тарифными средствами. Прежде всего это относится к реализации мер, направленных на замену изношенных участков нефтепроводов, замену изоляционного покрытия, ремонт резервуарных емкостей и других видов работ с высокой степенью затрат. Речь идет о том, чтобы исключить вероятность каких-либо непредвиденных ситуаций вследствие отступления от норм и правил безопасной эксплуатации трубопроводного транспорта. Жизнь нас всех неоднократно учила не полагаться на традиционное - авось пронесет. Компания будет последовательно добиваться надежного и безопасного функционирования нефтепроводов.
- Какие экспортные направления для России являются сегодня приоритетными? Какой объем средств "Транснефть" предполагает направить на развитие новых транспортных направлений и поддержание уже существующих?
- Советом директоров "Транснефти" в 1999 году утверждена и ныне активно реализуется концепция перспективного развития магистральных нефтепроводов России. Она предусматривает комплексное, взаимосвязанное решение всех трубопроводных проектов, включая и экспортные направления. Одним из приоритетных проектов является северобалтийское направление транспортировки нефти. Он осуществляется - и весьма успешно - в рамках строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС).
Строительство БТС, как я уже не раз подчеркивал, осуществляется "Транснефтью" за счет собственных средств и привлечения кредитов. В 2001 году из федерального бюджета на строительство объектов БТС предполагалось направить $20 млн. долларов. Однако в силу ряда обстоятельств сейчас правительство денег дать нам не сможет. Поэтому, чтобы не сорвать ввод в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы, компании придется самостоятельно покрывать дефицит путем привлечения кредитных ресурсов. Каспийско-черноморское направление предусматривает повышение экономической эффективности транспортировки нефти через Новороссийский порт. Компания уже приступила к строительству нефтепровода "Суходольная-Родионовская", который позволит перекачивать сырье, минуя территорию Украины. Распоряжением правительства России финансирование проекта возложено исключительно на "Транснефть".
Центрально-европейское направление даст выход российской и, возможно, казахстанской нефти на средиземноморский и другие мировые рынки через глубоководный порт Омишаль в Хорватии. Здесь вместе с зарубежными партнерами мы работаем над интеграцией нефтепроводов "Дружба" и "Адрия". Наконец, восточное направление экспорта российской нефти. Нефтяной рынок Китайской Народной Республики весьма перспективен, и мы также прорабатываем проблему строительства нового нефтепровода. С китайской стороной мы решили все основополагающие вопросы. Нет пока только договоренности относительно формулы цены нефти и единой тарифной политики, и это, конечно, сдерживает начало практической реализации проекта.
У нас есть все основания утверждать, что в текущем году будет завершено сооружение БТС и нефтепровода "Суходольная-Родионовская" и они войдут в эксплуатацию. Ориентировочно, они обойдутся в $500 млн. Примерно столько же средств планируется направить на техническое перевооружение, реконструкцию и капитальный ремонт магистральных нефтепроводов и их объектов.
- Намерена ли "Транснефть" предъявлять Азербайджану финансовые претензии по недогрузке в 2000 году трубопровода "Баку-Новороссийск"? Какой тариф установлен для транспортировки по этому маршруту казахстанской нефти?
- Да, у нас есть проблемы во взаимоотношениях с азербайджанской стороной. Однако мы не склонны драматизировать определенные трудности, связанные с реализацией известного межправительственного соглашения и, тем более, выносить их на публичное обсуждение. Мы стремимся решать вопросы в рабочем порядке. "Транснефть" всегда открыта для откровенного и доброжелательного разговора, особенно с нашими традиционными партнерами. Однако это и не означает, что мы готовы постоянно приносить в жертву принципы равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Думается, что проблема 2000 года будет рассматриваться в увязке с объемами транзита азербайджанской нефти в нынешнем году.
Что касается транспортировки казахстанской нефти, то ФЭК России предоставила нашей компании право снижать тарифы на маршруте Махачкала-Новороссийск с целью повышения его привлекательности. Если объемы транзита будут расти, мы используем этот инструмент. (В настоящее время тариф на транспортировку нефти по маршруту Махачкала-Новороссийск установлен в размере $8,06 за тонну - АНИ). Сегодня казахстанская нефть перекачивается от нефтебазы в Махачкале по нефтепроводу до его врезки в магистраль Баку-Тихорецк. При этом предъявляются определенные требования к качеству нефти, транспортируемой по перемычке до магистрального трубопровода. Это проблема стороны, сдающей нефть. В то же время мы видим, что наши партнеры стремятся к ее решению.
- В какой стадии находится проект транспортировки нефти в Иран?
- В настоящее время прорабатывается технико-экономическое обоснование проекта транспортировки российской, казахстанской и туркменской нефти в Иран. Мы намерены провести серию переговоров со всеми заинтересованными сторонами.
- Участвует ли компания в очередной фазе международной программы "Нефть в обмен на продовольствие"? Какие еще проекты "Транснефть" хотела бы реализовать в Ираке?
- "Транснефть" участвует в этой программе. В нынешнем фазе программы компании выделена квота в размере 3 млн. баррелей. В ходе предыдущей, восьмой фазы "Транснефть" вывезла 2 млн. баррелей. Помимо того, мы принимаем активное участие в тендерных мероприятиях на диагностические и ремонтно-восстановительные работы на иракских трубопроводах. Изучается также вопрос об участии "Транснефти" строительстве нефтепроводов из Ирака в Иорданию и Сирию.
- Каковы основные параметры бизнес-плана компании на 2001 год?
- В соответствии с имеющимися заявками мы планируем поставить в страны СНГ 23,7 млн. тонн нефти, в другие государства - 137,5 млн. тонн. "Транснефть" рассчитывает выручить за реализацию своих услуг 55,6 млрд. рублей. По нашим оценкам, прибыль должна обеспечить нормальную деятельность всей системы магистральных нефтепроводов. Как видите, мы настроены достаточно оптимистично. Заделы, которые созданы в прошлом году, и общая атмосфера на предприятиях позволяют нам быть уверенными в том, что с поставленными задачами компания справится и в очередной раз подтвердит свою репутацию динамично развивающейся структуры, надежного и ответственного партнера.

 

 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены