8 сентября 2000 г.
Источник: еженедельник "Когалымские вести"
Автор: Наталья Мельникова
Нефть - дело нашей жизни
Пятнадцать лет промелькнуло с того дня, как Когалым получил статус города. За это время здесь произошло столько добрых перемен, сколько в биографии иного города свершается за полвека. В Когалыме стремительно развивается и благоустраивается инфраструктура, на образцовый уровень поднята культура труда во многих производственных подразделениях нефтяников. За всем этим кроется ежедневная и кропотливая работа не одного поколения людей. Несомненно, что первооснова прочного фундамента заложена первопроходцами этих мест, начинавших строительство "зеленого оазиса" Западной Сибири в невероятно трудных условиях.
Одним из тех, кто прибыл в Когалым в августе 1978 года, сразу после окончания Тюменского индустриального института, был сегодняшний вице-президент ОАО "ЛУКОЙЛ" - генеральный директор ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" Владимир Иванович Некрасов. Его трудовая биография начиналась на Повхе, ставшем для него хорошей жизненной школой, школой профессионального мастерства. Большинство когалымчан знает Владимира Ивановича как "генерала", постоянно озабоченного производственными проблемами. А что известно о нем как о человеке? Об этом и многом другом состоялся наш разговор с Владимиром Ивановичем.
- Действительно, первое в жизни рабочее место у меня было на Повхе, в прокатно-ремонтном цехе эксплуатационного оборудования, - рассказывает он. - Месторождения как такового в ту пору еще не было, стояли несколько вагончиков, дизельная электростанция. Велось строительство напорного трубопровода, бурились первые скважины. Все грузы на месторождение (электроды, гвозди, доски, кислород, различное оборудование) доставляли вертолетом, поэтому фактически вначале мне довелось работать грузчиком. Грузы, практически с колес, сразу пускали в дело. Параллельно строился нефтепровод, вскоре были запущены в эксплуатацию первая насосная станция, первые скважины, первые системы нефтесборов. Как только заработала насосная станция, меня перевели туда слесарем-ремонтником. Вскоре на месторождении был создан цех поддержания пластового давления, куда меня направили как молодого специалиста. Сначала прошел стажировку в НГДУ им. Ленина в "Нижневартовскнефти" на легендарном Самотлоре. В цех вернулся уже в качестве мастера. Пожалуй, с этого момента и началась моя основная трудовая биография.
- Сегодня молодые специалисты, по сравнению с тем периодом, начинают работать в комфортных условиях. Скажите, что было самым сложным, часто ли приходилось концентрировать свою волю "в кулак", чтобы одолеть ту или иную проблему?
- На самом деле, если посмотреть на прошлое с сегодняшних позиций, это был неподъемный груз. Ведь начинали-то с пустого места - голая тайга, болота, страшный холод, постоянное отключение электроэнергии, поскольку очень ненадежной была система электроснабжения. Из-за этого постоянно замораживали объекты, трубопроводы, жилой поселок. Помню, работали в очень напряженном состоянии. На самом деле, сейчас это кажется неправдоподобным, но так оно и было: спали в валенках, потому что, как ни топи печку, толку от нее было мало, ведь морозы стояли за минус 50. Утром просыпаешься, а волосы к подушке примерзли. Просто невероятно, как может концентрировать свою волю человек в таких экстремальных условиях. Но все это мы пережили, заложив фундамент будущего Когалыма.
- Владимир Иванович, выходит, именно школа Повха стала базой вашей сегодняшней карьеры?
- Естественно, там я научился работать и, кроме того, как сам считаю, состоялся как руководитель. Должен сказать, что много хороших качеств почерпнул от своего первого начальника цех а Вячеслава Александровича Городничего. Ведь после института очень не хватало жизненного и производственного опыта. А, работая с такими специалистами, как он, понял, что необходимо для дела, какую огромнейшую роль в стабильности производства играет воспитательный процесс, основанный на личном примере.
- Что из прежних лет вы взяли в день сегодняшний?
- Приходилось очень много работать, и я уверен: это не вредно, а, наоборот, полезно для молодых специалистов, потому что так человек гораздо быстрее растет профессионально. Мы постоянно совершенствовали производственные процессы, технологии добычи нефти. Главное, повсюду была очень жесткая дисциплина, которая и помогала преодолеть все трудности, победить в экстремальных ситуациях. Думаю, это то важное, что вынес каждый нефтяник из прошлого, поэтому жесткая дисциплина присутствует у нас и сегодня. Она оправдана самой жизнью.
- В июне текущего года вы защитили кандидатскую диссертацию, став кандидатом технических наук. Что заставляет вас не бросать научную стезю?
- Так уж устроен человек, что он все время должен развиваться и самосовершенствоваться. А для этого ему необходима постоянная тренировка ума. Действительно, личного времени у меня практически нет, но зато проблемы производства всегда присутствуют, поэтому их необходимо решать. Отсюда и тот извечный поиск решения задачи. Читаешь какую-то техническую литературу, попутно возникают различные мысли, и, в итоге, обязательно находишь ответ. Написание статей получается как-то само собой, поскольку во время творческого поиска непременно делаешь различные наброски, чертежи, схемы, записываешь текстовую часть, производишь различные расчеты. Я бы сформулировал так: мои научные работы - не самоцель для утверждения, а следствие необходимости использования их на производстве.
- Владимир Иванович, какая из научных статей, на ваш взгляд, наиболее актуальна?
- С 1990 года я активно участвовал в создании подъемников большой грузоподъемности, используемых для ремонта скважин. На базе "Кировца" К-700 был создан 100-тонный подъемник. Раньше наша промышленность выпускала только 50-тонные подъемники. А новинку мы создали с группой авторов, причем, испытали ее на месторождениях Когалымского региона. Должен сказать, в настоящее время двенадцать таких подъемников успешно используются при ремонте скважин. Это очень надежная, хорошая и современная машина, стоимость которой составляет 300-350 тысяч долларов, тогда как стоимость зарубежных аналогов равняется 1,5 - 2 миллионам долларов. Этот подъемник обладает высокой проходимостью, удобен в управлении. Во всяком случае, ремонтники дают ему высокую оценку.
- В прошлом нашем интервью вы сказали, что ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" имеет в резерве одиннадцать новых месторождений. Какие из них осваиваются в настоящее время и насколько они многообещающи?
- Южно-Выинтойское, Северо-Кочевское и Равенское месторождения, думаю, известны большинству когалымчан. Также в перспективе освоения в 2000-2001-ом годах - Тальниковское, Северо-Покамасовское и Курганское месторождения в Лангепасе, Северо-Конитлорское будет вводить в эксплуатацию коллектив СП "ВАТОЙЛ". В ближайшее время будут вводиться в разработку разведанные Западно-Котухтинское и Мишаевское месторождения. Есть в запасе Северная Сосьва, Имилорский и Икилорский участки, Пуэлтинский участок, где в настоящее время осуществляется разведка запасов. Все это наши основные источники, где суммарные запасы нефти ожидаются около сотни миллионов тонн. Перспективной обещает быть совместная работа с АО "РИТЭК" по Ямалу в районе Байда рацкой губы, где имеются три перспективных поисковых участка, запасы которых составляют порядка 200 млн. тонн нефти и газа. Там очень удобная транспортная схема, поскольку имеется новый порт, поэтому транспортировка "черного золота" будет обеспечена танкерным флотом. Безусловно, нефть нов ых месторождений обеспечит не только увеличение объемов добычи, но и улучшит формирование бюджета за счет увеличения налоговых отчислений, а также позволит создать новые рабочие места.
- Владимир Иванович, признайтесь честно, тяжело дается пополнение когорты образцовых объектов? Знаю, что в "Когалымнефтегазе" нынче появится еще шесть таких объектов. Ведутся ли такие работы в Лангепасе, Покачах и Урае?
- В июне статус образцового получил ЦДНГ-4 в "Покачевнефтегазе", ставший первым из пяти цехов, которым предстоит сдать такой сложный экзамен. В начале августа еще один образцовый цех появился в "Лангепаснефтегазе", где у нас имеется десять цехов добычи нефти и газа. Огромная работа в этом году будет проведена в Когалыме, где, действительно, предстоит сдать шесть образцовых объектов. Конечно, все эти работы требуют немалых затрат, но делается это для того, чтобы поднять уровень культуры производства на новую ступень. Приятно прийти на чистую кустовую площадку, поскольку это дисциплинирует работника не только внешне, прежде всего, это еще и высокая технологическая дисциплина. Это очень важный момент, потому что обеспечивается соблюдение норм и правил техники безопасности, улучшается экология месторождений, что в наше время особенно актуально для любого производства. То, что мы наводим порядок, красим объекты - лишь надводная часть айсберга. Суть же образцовости, на мой взгляд, еще и в том, что работник дисциплинируется благодаря своему эмоциональному состоянию. Приятно работать там, где чисто, уютно, красиво, где вкусно кормят во время обеденного перерыва. Приятно приходить после работы в комфортное общежитие, где есть хороший уголок отдыха, телевизор, видеомагнитофон, книги, бильярд, настольный теннис, душ, а то и сауна с русской парной. Полноценно отдохнув после напряженного рабочего дня, человек заступает на новую смену с отличным настроением, естественно, он трудится гораздо лучше и производительнее. Его не надо подгонять, он все выполняет на совесть, потому что знает, что его труд будет оплачен по достоинству. А представьте себе, если бы тот же самый работник жил и трудился в неважных условиях? Отдача от него была бы соответствующая. Человеческий фактор - первая и главная вещь в любом деле, поэтому мы стараемся сделать все, чтобы наши работники были обеспечены хорошими условиями труда и быта.
- Сколько времени, на ваш взгляд, потребуется, чтобы ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" получило статус образцового?
- Трудно сказать. Думаю, что "Когалымнефтегаз" образцовым станет уже через два года. Причем, это касается не только НГДУ, но и всех подразделений, входящих в структуру территориально-производственного предприятия. Конечно, задача эта весьма сложная, но такая стратегия нами принята, и сейчас мы упорно идем к намеченной цели. Когда же образцовым станет все ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", предугадать невозможно, но образцовым оно будет обязательно!
- Ожидается ли в ближайшее время техногенный рывок производства? Появятся ли в Когалыме, Лангепасе, Покачах и Урае новые производства типа завода по производству стеклопластиковых труб? Какие, на ваш взгляд, производства нам еще необходимы?
- Вы задали очень актуальный вопрос. Действительно, в настоящее время благодаря заводу по производству стеклопластиковых труб мы ежемесячно кладем на месторождениях по десять километров такой трубы с гарантией на 25 лет. Большая проблема по коррозии трубопроводов в Лангепасе. Сейчас там мы реанимируем существующий голландский завод, который в течение пяти лет находился в консервации. Этот завод должен был выпускать трубы с внутренним лакокрасочным покрытием стенок. Однако в ту пору так и не удалось решить проблему защиты стыков трубы. И вот теперь данная задача решается специалистами. В текущем году в Урае будет построена собственная ЦПС. Нонсенс, что узел учета там является собственностью "Транснефти", диктующей нам условия сдачи продукции. Кстати, к вопросу ее строительства подошли вполне логично и продуманно, демонтировав лишнюю ЦПС в Лангепасе и перевезя ее в Урай. Там же будет решаться вопрос по строительству 40-километрового участка дороги с твердым покрытием, соединяющего город и ближайшую железнодорожную станцию "Советский". В настоящее время этот отрезок пути машина преодолевает за восемь часов! По крайней мере, нынче рассчитываем уложить бетонные плиты хотя бы на 30-километровом участке дороги, остальные работы закончить в будущем году. В Урае же запустим в эксплуатацию битумную установку, чтобы не возить битум из Омска, иначе асфальт в городе поистине получается золотым. В Когалыме совместно с администрацией города будут сданы Центр досуга молодежи и городской бульвар.
В НГДУ "Когалымнефть" на Южно-Ягунском месторождении вместо старого предстоит построить новый узел учета. В Покачах через год-другой необходимо построить небольшой нефтеперерабатывающий завод, поскольку там нет железной дороги, поэтому весьма затруднен завоз топлива для данного региона. Также в будущем необходимо строительство либо газокомпрессорной станции, либо собственного газоперерабатывающего завода на Тевлинско-Русскинском месторождении. К сожалению, процент утилизации газа здесь составляет всего 30 процентов. Конечно, такое строительство потребует больших затрат, но проблема весьма актуальна. Остро стоит вопрос развития единой связи. Правда, в Когалыме он в принципе решен, у нас обеспечена качественная сотовая связь, но на месторождениях нет хорошей ведомственной связи. Та же самая ситуация в Лангепасе, Покачах и Урае. Все это задачи третьего тысячелетия. Необходимо обновлять парк техники, к примеру, средний возраст транспортных средств на сегодняшний день составляет около семи лет. В прошлом году на обновление автотранспортного парка мы потратили около 200 млн рублей, в этом году уже потрачено столько же. Проблем много, и над всеми надо работать.
- К числу позитивных перемен, произошедших в последнее время, можно отнести возобновление строительства жилья. Сколько его будет построено в течение нынешнего года, планируется ли увеличение его объемов на будущее?
- Мы будем сдавать по одному жилому дому в год в Когалыме, Покачах, Лангепасе и Урае. Нынче в Когалыме мы даже перевыполнили план по строительству жилья, просто условия создались очень благоприятные, поэтому удастся сдать два дома. Плюс, как я уже говорил, горожане получат в подарок бульвар и Центр досуга молодежи.
- Владимир Иванович, в свое время россияне начитались разных экономических программ, начиная от "500 дней" Гайдара, "Как нам обустроить Россию" Солженицына, и заканчивая президентскими. Но беда в том, что за все эти годы обустроить Россию как следует, в соответствии с цивилизованным миром, почему-то не удается. Называют массу причин - от очередного неурожая до огромности территории страны. Территория деятельности ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" тоже простирается на тысячи километров. Однако это не стало помехой в обустройстве каждого города из четырех. У нас увеличивается нефтедобыча, крепнет производственная база, развивается инфраструктура городов, растут зарплата и количество образцовых промыслов. Вполне наглядный пример, как можно обустроить Россию...
- Во-первых, у нас богатый регион, соответственно, во всех городах мы имеем хорошие бюджеты. Наши предприятия также располагают хорошими бюджетами. Конечно, все это происходит благодаря умелой организации труда на производстве, самоотверженному труду людей, исполнительской дисциплине каждого работника. За счет этого, я считаю, мы можем наращивать объемы производства. Соответственно, наращивать поступления денежных средств - следовательно, строить жилье, дороги, благоустраивать города, вахтовые общежития, столовые и т.д. Вообще, у нас сложилась устойчивая, здоровая школа "ЛУКОЙЛа", которую руководство компании поддерживает и двигает вперед по пути развития.
- Природными ресурсами богат не только наш регион. Скажем Якутия - алмазами и золотом, те же Татарстан и Башкортостан - нефтью. Однако я бы не сказала, что там сумели обустроить жизнь как следует.
- Не могут обустроить, наверное, потому что не рационально пользуются средствами. Очень важно рационально их использовать, не распылять сразу и на все, иначе в результате не будет ничего. Необходимо браться за конкретное дело, допустим, построить дом, дорогу, бульвар, дожимную насосную станцию и т.д. Словом, быть последовательными. Мы сейчас не так просто строим. Есть план, который сто раз тщательно проверяется, проводится техсовет, делается технико-экономическое обоснование, просчитывается срок окупаемости проекта. Если он свыше семи лет, то откладывае тся на более позднее время. Если три-шесть лет, то этот проект считается эффективным, он стоит т ого, чтобы вкладывать средства. Сегодня, прежде всего, необходим экономический подход!
- Жизнь человека складывается из множества факторов. Недаром говорится, что "не хлебом единым жив человек". Говорят, физики - отчаянные лирики, а инженеры? Что вас подпитывает духовно?
- Совершенно правильно, без такой подпитки жизнь невозможна. Я, например, заядлый охотник и большой любитель природы. Если раз в месяц не побываю в лесу, то плохо себя чувствую. Мне обязательно необходимо посидеть у костра, отвлечься, подумать о чем-то своем. Честно говоря, человек я весьма азартный, поэтому люблю рыбалку, охоту, хороший комедийный фильм. Для мужчины пристрастие к охоте - вполне нормальное явление, поскольку память о том, что мужчина - добытчик, живет в нем на генном уровне. На мой взгляд, охота - состязание между зверем и человеком, это борьба характеров. Мы же ездим на охоту не для того, чтобы добыть еду. Ее у нас, к счастью, в любом магазине достаточно. Все дело - в азарте и состязательности.
- Владимир Иванович, что на ваш взгляд, является стержнем нашей сегодняшней жизни - государство, общество, семья?
- Стержнем в жизни? Думаю, семья, конечно! Только здесь, общаясь с детьми, женой, душевно отдыхаешь, черпаешь силы для новых дел. Может быть, это банально, но, когда возвращаешься домой, в душе сразу наступает успокоенность. Это мой самый надежный тыл.
- У вас два сына, причем, старший уже вполне взрослый человек. Продолжит ли он династию нефтяников Некрасовых?
- Старший как раз и выбрал нефтяной университет. Правда, нынче он взял академический отпуск. В настоящее время Дима работает мастером в ЦДНГ-2 НГДУ "Ватьеганнефть". Практика - вещь полезная, пусть получше узнает производство, начав с азов, а с жизненным багажом и на жизнь смотреть станет иначе. Как профессионал, человек может состояться, лишь пройдя все звенья производства.
- У вас за плечами - богатый жизненный опыт. Скажите, какой главный урок вы вынесли из своей жизни?
- Наверное, всегда быть высокотребовательным к самому себе, чтобы то же самое можно было потребовать от своих подчиненных в работе. Быть порядочным человеком, чтобы слова никогда не расходились с делом. В общем, в работе нужно быть примером для подчиненных. Пожалуй, это самое главное.

 

 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены