24 августа 2001 г.
Источник: газета "Коммерсант"
Автор: Ирина Резник
"Газпром" явно недооценен"
Вопрос о реструктуризации "Газпрома" путем выделения из него транспортной составляющей не стоит в сегодняшней повестке дня крупнейшей газовой компании мира. Новый председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер считает, что в этом деле нужно избегать скоропалительных решений. Об этом он рассказал в интервью корреспонденту "Ъ" Ирине Резник.
- Вы уже более двух месяцев возглавляете "Газпром". Тяжелое это занятие?
- Да, эти дни и недели уже стали частью моей жизни. Ритм, конечно, напряженный: с раннего утра и за полночь встречи, переговоры, документы, протокол, поездки по стране и за границу. Все спрессовано. Все в динамике. Но такой темп выбран осознанно. Его диктует необходимость глубже вникнуть в дело и принимать точные, взвешенные решения. Да и зима для газовиков уже началась. И надо встречать ее во всеоружии, с гарантией обеспечить топливом российских и зарубежных потребителей. Заметьте, кстати, что и в прежние зимы в тех регионах, где работает "Газпром", энергетических кризисов не случалось.
- Вы пришли в "Газпром" без собственной команды. Сформировалась ли она сейчас?
- Главное - определить приоритеты, правильно сформулировать задачи, наладить эффективное достижение целей. А команда - не самоцель. Новые люди приходят для решения новых задач - или известных задач по-новому. За то время, что я работаю здесь, знакомлюсь с предприятиями, убедился, что "Газпром" активно развивался. В регионах сложились сильные трудовые коллективы, есть хороший сплав опыта и молодости.Вот недавно был в Югорске, в "Тюменьтрансгазе". Крупнейшее газотранспортное предприятие, через магистральные трубопроводы которого идет 80% нашего российского газа. Нельзя не порадоваться, что руководители высшего и среднего звена здесь - мои ровесники. Генеральному директору Павлу Николаевичу Завальному накануне исполнилось 40 лет. Энергичный, творческий руководитель.
Немало профессиональных, по-государственному мыслящих менеджеров и в других подразделениях "Газпрома". Могу только повторить сказанное мной ранее: кадровой революции не будет. Хотя моменты, требующие улучшения в менеджменте, есть.
- Вы сказали о важности определения приоритетов. Можете их назвать уже сегодня?
- Изучение проблем, документов, знакомство с производством и финансами в региональных дочерних компаниях позволили сделать определенные выводы, сформировать мнение о приоритетах. Актуальная задача - обеспечить выполнение всех обязательств по поставкам газа потребителям. Это в центре внимания, особенно накануне осенне-зимнего периода. Сомнений в надежности единой системы газоснабжения у нас нет. И ни у кого не должно быть.Далее. Надо сосредоточиться на проблемах повышения капитализации компании. Она явно недооценена.
К приоритетным отношу и задачу выработки точной инвестиционной стратегии. Куда, на какие месторождения надо завтра идти. Какие транспортные магистрали являются первоочередными. Каких затрат это потребует. Из каких источников вести финансирование. А с этим, в частности, связаны проблемы ценообразования. Не менее важны и вопросы обеспечения прозрачности затрат, эффективного управления активами.
- Как вы собираетесь повысить капитализацию "Газпрома"?
- Известно, что стоимость такой компании, как наша, определяется как минимум четырьмя составляющими. Это ресурсная база и объемы добычи, развитость транспортной инфраструктуры, устойчивость, весомость положения на рынках и эффективность менеджмента.Давайте еще раз оценим, чем мы располагаем.Ресурсы. Международный аудит только трех четвертей принадлежащих компании запасов углеводородов выводит на оценку их стоимости более чем в $40 млрд.
Транспортная составляющая. Сама по себе протяженность магистральных газопроводов - 150 тыс. км - достаточно убедительна. К этому следует добавить, что наша транспортная система позволяет гибко и бесперебойно обеспечивать все поставки потребителям. Разумеется, это потребовало и требует колоссальных инвестиций. Таким образом мы занимаем прочное, стабильное положение на рынке и имеем безукоризненную репутацию.
Что касается менеджмента, то нам предстоит поработать в этом направлении. К концу года мы завершим разработку корпоративной стратегии с учетом международного опыта и современных стандартов.Итак, у нас есть все необходимое для того, чтобы исправить ситуацию, существенно повысить капитализацию "Газпрома".
- А как с вашими планами согласуется заявленная правительством реструктуризация "Газпрома"? Существуют ведь уже и конкретные предложения: например, выделить из "Газпрома" транспортную составляющую, при этом сделав ее стопроцентным предприятием газовой компании.
- Нет смысла обсуждать разговоры, версии, домыслы. Ориентиры для продолжения структурной перестройки "Газпрома" (а она идет уже не первый год) заданы в правительственной программе социально-экономического развития России на 2002-2004 годы. Лейтмотивом является необходимость адаптации нашей компании и всей газовой отрасли к изменяющейся рыночной ситуации. Надо исходить, во-первых, из того, что дешевого газа нет и не будет, а нынешний уровень цен не позволяет покрывать даже текущие затраты. Во-вторых, российских потребителей на 90% обеспечивает "Газпром". Будет ли расти доля независимых поставщиков, зависит от экономических условий, в том числе от соотношения цен на внешнем и внутреннем рынках, от схем налогообложения.
- "Итеру" вы тоже относите к независимым поставщикам? Как вам видится ее будущее?
- Разумеется, "Итеру" мы рассматриваем в одном ряду с "Роснефтью", "Сургутнефтегазом". Кстати, наиболее динамично, по моим оценкам, на нефтяном и газовом рынках развивается "Роснефть". А будущее "Итеры" - в руках ее менеджеров.Но давайте все же вернемся к вопросу реструктуризации. В программе правительства нет скоропалительных решений. И здесь наши позиции совпадают. Например, в повестке правления "Газпрома" вопрос о выделении из большого "Газпрома" самостоятельной газотранспортной компании не стоит. Принципиальным для меня является, чтобы "Газпром" остался целостной вертикально интегрированной компанией. Чтобы сохранилась единая система газоснабжения, спроектированная и построенная как взаимосвязанный комплекс предприятий по добыче, транспортировке и сбыту природного газа. Это уникальная система. Аналогов ей в мире нет.
- Значит, структурная реформа "Газпрому" не нужна?
- Я этого не сказал. Реформа в "Газпроме" идет и будет продолжаться в зависимости от меняющихся условий и экономической целесообразности. Возьмем, к примеру, "Межрегионгаз". Его создание всего несколько лет назад было одним из крупных шагов в модернизации структуры. Очевидно, тогда это было правильное решение. Сегодня во многих регионах наладилась стопроцентная оплата текущего потребления газа. Хорошими темпами гасятся и старые долги. Надо анализировать новую ситуацию и по сбыту, и по другим направлениям. Иными словами, в рамках общей стратегии могут действовать специализированные подразделения, в том числе отслеживающие вопросы реализации газа. Но только внутри материнской компании, внутри большого "Газпрома".
Никаких поспешных действий, никаких революционных перемен не будет. Надо готовить взвешенные решения на основе тщательного анализа обстановки. 50% успеха - это правильно поставленная цель.
- А какой должна быть политика ценообразования на газовом рынке?
- Всем хорошо известен дисбаланс цен, который сложился на внутреннем рынке. Газ стоит в полтора-два раза дешевле угля и в четыре-пять раз дешевле мазута. Уровень цен таков, что не дает возможности компенсировать текущие затраты. Это не стимулирует привлечение инвестиций и развитие энергосберегающих технологий. Сохраняется проблема перекрестного субсидирования. Нами были внесены предложения в правительство о постепенном повышении цен на газ. Там нет шоковых мер. Это будет поэтапный плавный процесс. С хорошо просчитанными последствиями для потребителей и смежников, в целом на макроэкономическом уровне.
- Почему рабочая группа при президенте по либерализации рынка акций "Газпрома" до сих не обнародовала итоги работы? Это далеко не лучшим образом отражается и на рынке акций "Газпрома", котировки которых падают.
- Вы знаете, что соблюдать конфиденциальность было решением комиссии. Я не могу его нарушить. Единственное, что я могу вам сказать: те проекты, которые подготовлены рабочей группой, отражают нашу точку зрения на процесс либерализации рынка акций "Газпрома". Комиссия завершила свою работу, и в самое ближайшее время доклад президенту будет сделан.
- Каким вам видится будущее долгосрочных экспортных контрактов "Газпрома"? Многие аналитики уже объявили, что в связи с либерализацией европейского газового рынка подобная система скоро прикажет долго жить.
- Либерализация газового рынка в Европе уже не просто директива.В ряде государств ЕС отмечены первые практические симптомы новаций: отдельные потребители вдруг отказываются от традиционных поставщиков, вчерашние партнеры тайком друг от друга перекупают клиентов, активизируются разовые, порой спекулятивные сделки.Что же, такова специфика рынка вообще. Однако газовый рынок имеет свои особенности и в товарном, и в географическом отношении. Равно как есть свои закономерности на рынках продовольствия или телекоммуникаций, на газовых рынках Америки или Азии.Пренебрежение своеобразием газового бизнеса, а тем более попытки крутой ломки хрупкого баланса, паритета интересов производителей и потребителей чреваты серьезными негативными последствиями для энергетической безопасности нашего континента.
Мы ведем активный диалог с ЕС по этим проблемам. И они не отрицают, что экономический рост в большинстве европейских государств объективно возможен только при существенном увеличении импорта энергоносителей - и прежде всего природного газа. Никто не может поставить под сомнение и тот факт, что "Газпром" десятилетиями зарекомендовал себя как безупречно надежный поставщик. Эта надежность, стабильность обеспечивается наличием у России крупнейшей ресурсной базы и уникальной единой системы газоснабжения. Фундамент бесперебойных поставок российского газа в Европу образует созданная совместно с солидными западными корпорациями инфраструктура для транспорта и хранения газа и комплекс долгосрочных контрактов.
Убежден, что долгосрочные контракты останутся базой европейского газового рынка. А спотовые могут стать только надстройкой.Ведь именно долгосрочные контракты с условием take or pay соответствуют справедливому распределению огромных финансовых рисков, многомиллиардным инвестициям, уже вложенным в надежность и безопасность газотранспортных систем и намеченным для необходимого роста газопотребления и диверсификации маршрутов экспорта. Разрушение этой выверенной схемы незамедлительно вызовет сбои в механизме инвестирования, затем - сокращение добычи и соответствующий рост цен. А при известной инерционности газовой отрасли восстановление прежнего уровня добычи и поставок потребует не менее пяти-семи лет.Вряд ли солидные поставщики и серьезные потребители заинтересованы в подобном сценарии. Мы также считаем, что нецелесообразно вводить единую цену на газ для всех импортеров и разрешать реэкспорт.
- Так будет ли "Газпром" увеличивать поставки в Европу? Уже были сообщения, будто новые контракты подписываться не будут.
- Такие толкования в корне неверны. Значит, надо разобраться в существе проблемы. Уже говорилось о тенденциях увеличения потребления природного газа в Европе как в абсолютном выражении, так и в процентном - по отношению к другим энергоносителям. Видимо, европейцы будут импортировать также больше алжирского, норвежского и т. п. газа. Российский газ занимает определенный сегмент на европейском рынке, около 26% в среднем по разным странам. Мы не стремимся увеличить эту долю. Подчеркиваю: долю. Но в абсолютном выражении объемы поставок будут очевидно расти, что предполагает заключение новых контрактов в дополнение к имеющимся, в том числе межправительственным соглашениям. Мы рассчитываем на как минимум предстоящие 30 лет устойчивого сотрудничества с европейскими партнерами.Если же вышеназванные проблемы либерализации газового бизнеса в Европе станут непреодолимыми...
- ... что тогда? Устремитесь на Восток? Вам интересен азиатский рынок?
- Надо ли повторять, что экспорт газа - бизнес с колоссальными рисками. Одно из средств их компенсации - диверсификация экспорта. Надо быть готовым к любым вызовам технологического, экономического, политического, экологического характера. Загодя просчитать варианты. Напомню, что и в Европе мы вместе с западными партнерами работаем над проектами диверсификации. "Голубой поток", "Словацкая перемычка", "Балтийский маршрут" - примеры таких проектов в разных фазах реализации.
Что касается азиатского рынка газа, то мы оцениваем его как быстро растущий, но весьма непростой. Варианты выхода на него прорабатываются основательно. Тщательно взвешиваются экономические, политические и иные аспекты. В рамках государственной концепции единой системы газоснабжения Сибири и Дальнего Востока "Газпрому" даны конкретные поручения. Предусмотрена и экспортная составляющая.
- А каковы перспективы вашего участия в транскитайском газопроводном проекте?
- Вы же знаете, что проходит тендер. Мы строго соблюдаем его процедуры. Ожидается, что результаты будут объявлены в начале сентября.
- Однако вы не торопитесь на российские месторождения, откуда можно экспортировать газ в Китай. Что, Ковыкта, к примеру, вам все еще неинтересна?
- Мы будем действовать в соответствии с концепцией. А Ковыкта... Да, это крупное месторождение. Возможности участия в его разработке внимательно изучаются нашими специалистами.
- "Газпром" решил заняться возвращением контроля над своими бывшими дочерними предприятиями. Так, к предстоящему совету директоров правлению ОАО "Газпром" было поручено рассмотреть варианты возврата контроля над "Запсибгазпромом". Вы уже подготовили свои предложения?
- Пакет "Запсибгазпрома" будет возвращен. На этот счет есть совершенно определенное решение совета директоров.
- А "Пургаз"?
- Для проработки и решения этого вопроса еще есть время.
- А газпромовские доли в банках? Действительно ли принято решение о выходе "Газпрома" из уставных капиталов ряда банков, в том числе Национального резервного?
- Совет директоров такого решения, насколько мне известно, не принимал. А комментировать слухи не в моих правилах.
- "Газпрому" дорого обходятся непрофильные активы. Так, по финансам компании весьма болезненно ударила недавняя выплата долга за "Медиа-Мост" в размере $262 млн. Но теперь "Газпром-медиа" контролирует 65% акций НТВ и более 23 региональных компаний "Медиа-Моста". Что вы собираетесь предпринять с "Медиа-Мостом", с НТВ? Не собираетесь ли вы продавать кому-нибудь эти активы?
- Это действительно непростые, затратные активы. Думаю, что решение по ним будет скоро принято.
- А как решается ситуация с газпромовской долей в строительстве завода по производству труб большого диаметра?
- "Газпром" выполнит решение правительства на этот счет.
- Часто вы встречаетесь с президентом? Информируете его о ситуации в "Газпроме"?
- Поддержку и понимание государственного руководства мы ощущаем постоянно. Встречи с президентом проходят регулярно в установленном порядке. Если возникают вопросы, требующие незамедлительного решения, то обращаюсь оперативно. Согласованно и конструктивно мы работаем с правительством, министрами. Все это - мощный ресурс повышения эффективности нашей компании.

 

 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены