Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут
4 марта 2000 г.
Источник: газета "Известия"
Автор: Виктор Калюжный
Нужно наводить порядок в ТЭК
В последние дни средства массовой информации активно стали обвинять Минтопэнерго и меня как министра в попытках "рулить частными нефтегазовыми компаниями". В частности, пресса подняла шумиху по поводу разосланного министерством нефтяным компаниям письма "Об улучшении взаимодействия Минтопэнерго и организаций ТЭК в области внешнеэкономической деятельности". Сейчас поднимается новая шумиха относительно письма Минтопа об участии нефтяных компаний во Всероссийском совещании по проблемам развития топливно-энергетического комплекса России в Сургуте 3 марта.
Комментарии по поводу этих писем свелись к тому, что министерство якобы проводит "чрезмерное администрирование", полагая, что "является полновластным и единоличным хозяином всех предприятий отрасли". Министерство уже давно не "хозяин" отрасли, имеет ограниченные рычаги влияния на нефтяные компании. В частных руках сегодня находится 90 процентов запасов нефти. Естественные монополии, такие, как РАО "Газпром" и РАО "ЕЭС" зачастую руководствуются своими корпоративными интересами, а не интересами государства в целом.
Дело не в том, что министр якобы стремится кем-то и чем-то "рулить". Суть в том, что государство потеряло за последние годы реальный контроль над ТЭК, стабильная и эффективная работа которого необходима прежде всего в интересах подавляющей части населения страны - рядовых граждан России. Государственное регулирование необходимо не для того, чтобы министр, как это часто пишут в прессе, мог контролировать финансовые потоки в интересах тех или иных финансово-промышленных групп. Сильное государственное влияние в лице профильного отраслевого министерства должно защищать интересы федерального правительства, регионов и рядовых граждан, чтобы российские предприятия были обеспечены топливом и энергией, а тепло и свет были в каждом доме.
В результате хаотичного и нерационального, с моей точки зрения, процесса приватизации единый топливно-энергетический механизм оказался разорванным не только между странами СНГ, но и между различными российскими регионами и частными компаниями. Что плохого и недостойного в том, что Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, на которое Правительством возложены утверждение единого баланса топливно-энергетических ресурсов и контроль за его реализацией, настаивает на выработке единой и четкой государственной политики в отношении с зарубежными странами в области топливно-энергетического сотрудничества, с учетом экономических и политических интересов России?
Ведь ситуация с обеспечением топливом в стране сложная. Резкое увеличение стоимости нефти, нефтепродуктов и природного газа на мировом рынке при ограниченной платежеспособности внутреннего рынка нефтепродуктов привело в первом квартале 1999 года к глобальному вывозу из страны дизельного топлива, мазута и сырой нефти. Практически к началу весенне-полевых работ, т.е. к всплеску потребления нефтепродуктов, мы остались без необходимых запасов топлива на заводах и нефтебазах, а работа с колес приводила к срывам то в одном, то в другом регионе.
Как результат, были приняты специальные правительственные постановления, определявшие порядок установления балансовых заданий по поставкам нефтепродуктов для российских потребителей.
Только благодаря этим жестким мероприятиям удалось остановить так называемый "бензиновый кризис". Мы стали разворачивать нефтяные экспортные потоки на внутренний рынок, для того чтобы заработали российские предприятия, отечественная нефтехимия. Только в третьем и четвертом кварталах 1999 года Минтопэнерго РФ обеспечило увеличение переработки нефтяного сырья России по сравнению с тем же периодом прошлого года на 6,5 млн. тонн. Это позволило в сентябре 1999 года решить проблемы дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке. Всего в 1999 году на нефтеперерабатывающих предприятиях Российской Федерации переработано 170,6 млн. тонн нефтяного сырья.
Наверное, несложно понять, какие усилия и какое противодействие нужно было преодолеть, чтобы развернуть нефтяные потоки с экспорта на внутренний рынок. Сейчас чрезвычайно важно сохранить тенденцию насыщения внутреннего российского рынка топливом. От этого зависит работа российских предприятий, сохранение и создание новых рабочих мест, уровень и своевременность выплаты зарплат, наполнение бюджетов всех уровней, сев и уборка урожая, обеспечение топливом армии, северных регионов.
Министерство не собирается отслеживать частные зарубежные перемещения нефтяных и газовых генералов. Министерство должно знать планы руководителей АО и компаний, выезжающих в страны СНГ и дальнего зарубежья для ведения переговоров на правительственном и корпоративном уровнях. Мы предложили такие поездки предварительно рассматривать в министерстве с целью выработки единой позиции по переговорам. И совершенно правильно, с моей точки зрения, предупредили компании, что долгосрочные соглашения или контракты на поставку энергетических ресурсов без экспертного согласования с Минтопэнерго будут рассматриваться как действия, которые могут создать угрозу энергетической безопасности России.
Иначе сегодня просто нельзя. Контракты на поставку нефти и газа заключаются компаниями зачастую на 20 лет вперед. В результате этого уже сейчас в России российским предприятиям и населению не хватает газа и топлива. Например, в Архангельской области в эту зиму обогревались дровами, а газификация населения Западной Европы обеспечивается за счет российских поставок. Дефицит ресурсов газа в настоящее время составляет уже более 20 млрд. куб. метров.
Без государственного регулирования, создания условий "прозрачности" финансовой и хозяйственной деятельности крупных компаний, координации работы по внешнеэкономическим контрактам невозможно будет решить проблему насыщения внутреннего российского рынка, избежать "увода" финансовых средств и активов компаний за рубеж.
Наверное, если бы усилия министерства не затрагивали чьих-то частных интересов, то и шума в прессе по поводу этих писем не было бы. В чем только меня не обвиняли за год моей работы министром! В этой связи могу сказать только одно - министром, работающим на частные интересы, я не был и не буду. Сегодня министерство стоит на позиции укрепления государственного влияния в ТЭК, не ущемляя при этом интересы компаний, независимо от их форм собственности, несмотря на противодействие тех, кому это не по душе.

 

 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены