6 марта 2001 г.
Источник: газета "Время новостей"
Автор: Николай Горелов
"Увеличение российских поставок -- объективная необходимость"
Депутат Госдумы, экс-министр топлива и энергетики Сергей Генералов в интервью корреспонденту газеты "Время новостей" Николаю Горелову поделился своим видением ситуации с экспортом российских энергоносителей в Европу.
-- С осени прошлого года в Европе обсуждается так называемый "план Проди" -- существенное увеличение поставок российских энергоносителей в ЕС. С чем связано появление такой инициативы?
-- Эти инициативы появились во время крайне высоких цен на нефть. Евросоюз намерен добиваться снижения цен на энергоносители путем расширения предложения. Поэтому увеличение поставок российских газа и нефти на европейский рынок -- объективная необходимость. У России есть реальная возможность увеличить добычу нефти, и по факту это уже происходит. Серьезное наращивание экспорта нефти упирается только в одно -- в наличие экспортных мощностей, маршрутов. Я не могу сказать, что государство этим не занимается. Это и строительство Балтийской трубопроводной системы, и расширение пропускной способности порта в Новороссийске, и другие проекты. Правда, есть проблема -- какие избрать механизмы регулирования, в том числе экономические, чтобы производители не вывезли вообще все и не оставили голым внутренний рынок...
Что же касается газа, то просто взять и быстро увеличить его поставки невозможно. Однако решить эту задачу в среднесрочной перспективе путем привлечения инвестиций европейских стран в разработку наших месторождений вполне реально. Поэтому Россия и вступила в предметный диалог с ЕС, и даже была создана соответствующая рабочая группа.
-- Какими, на ваш взгляд, должны стать основные направления ее работы?
-- Во-первых, разобраться с законодательством и нормативными актами по разделу продукции. Нужно, чтобы, с одной стороны, не были ущемлены интересы государства, а с другой -- схема должна быть привлекательной для инвесторов из ЕС. Во-вторых, это комплексная реформа налогового законодательства в части добычи углеводородов. Это и переход на систему налогообложения с использованием налога на дополнительный доход, который заменит акцизы и таможенные пошлины. Плюс к этому не только введение четкой и прозрачной системы рыночных цен, но одновременное снижение платы за недра, чтобы сделать привлекательной разработку трудноизвлекаемых углеводородов. Кроме того, надо дать возможность нефтяным компаниям продавать на экспорт все, что добыто сверх потребности внутреннего рынка, и это будет сильнейший стимул увеличивать добычу.
Кроме того, рабочая группа вместе с представителями ЕС должна разработать проект совместного комплексного топливно-энергетического баланса на ближайшие 20--30 лет. Четко просчитать, сколько и где нужно инвестиций, проработать нормативную базу, чтобы эти инвестиции пришли, тогда все свяжется. А позиция ультиматума "Дайте денег, а то будете без газа" не пройдет -- не дадут.
-- Первый крупный проект в рамках сотрудничества России и ЕС -- строительство газопровода в обход Украины -- натолкнулся на сопротивление Польши. Как Евросоюз будет ее решать?
-- ЕС уже взял на себя переговоры с Польшей. Именно поэтому позиция польской стороны серьезно смягчилась. В Польше, правда, скоро выборы, и я не уверен, что до выборов этот вопрос будет окончательно решен. Хотя во время встречи в Давосе я разговаривал с одним из руководителей Ruhrgas, и он уверял меня, что Польшу удастся "убедить" еще до выборов. Вопрос ведь ставится жестко: вы определитесь, с кем хотите дружить -- с Украиной или с ЕС? Евросоюзу нужен газопровод. Главный вопрос с Польшей уже стоит по конкретному маршруту газопровода. Польша хочет, во-первых, получить газ на ряд своих предприятий и, во-вторых, максимально удлинить маршрут прохождения трубопровода по своей территории, т.к. чем длиннее маршрут, тем больше отчисления за транзит. Словакия хочет того же. Поэтому даже если политический вопрос с Польшей будет решен в кратчайшие сроки, то когда будут согласованы все экономические вопросы -- неизвестно, т.к. Польша хочет за свое политическое согласие больших экономических уступок.
-- Как увеличение поставок российского газа может отразиться на других странах-экспортерах?
-- На европейском газовом рынке сейчас действуют Россия, Алжир, Норвегия и Великобритания. Других крупных поставщиков практически нет. При нынешнем уровне потребления газа в Европе разведанных запасов норвежского и британского газа хватит лет на десять. Поэтому, если не будут открыты новые месторождения, их доля будет снижаться, и останутся два поставщика -- Россия и Алжир...
-- Алжир будет конкурентом России?
-- Да, но реально конкуренция не будет очень острой. Во-первых, для масштабного вытеснения российского газа объемов Алжира недостаточно. Во-вторых, маршрут транспортировки -- через Средиземное море и Италию -- довольно длинный...
-- А как же диверсификация, о которой только и говорит Евросоюз?
-- Говоря о диверсификации, Евросоюз не имеет в виду страну, в которой добывается газ. Принцип ЕС: должно быть как можно больше продавцов. Допустим, газ российский, но добывают и поставляют его в Европу предприятия с участием British Petroleum или British Gas. Это и есть диверсификация и конкуренция продавцов. Не исключено, что в большинстве проектов по добыче в качестве одного из партнеров будет участвовать "Газпром", но он уже не будет монополистом с точки зрения поставки.
-- Выдержит ли "Газпром" конкуренцию с другими поставщиками?
-- В "Газпроме" сегодня есть понятия "старый газ" и "новый газ". Старый газ -- это тот, который добывается на месторождениях, где основные капиталовложения были осуществлены еще во времена Советского Союза. Его себестоимость сегодня довольно низкая. И есть новый газ, который может быть получен на новых месторождениях только с помощью новых масштабных инвестиций (иностранных или собственных инвестиций "Газпрома"), и он будет значительно дороже. В его себестоимость будет включена реальная норма возврата капвложений. Поэтому пока есть старый газ, конкурентоспособность "Газпрома" сомнений не вызывает. Но когда останется только новый, то "Газпром" окажется в более жестких конкурентных рамках. И здесь уже не последнюю роль будут играть объемы. Хотя понятно, что в ближайшей перспективе осуществить из других стран поставки, сравнимые с российскими объемами экспорта, практически невозможно. Во Францию алжирский газ, а в Германию норвежский можно поставить без особенных трудностей, и там может быть конкуренция с российским. Но до Польши, например, алжирский газ уже не дойдет из-за отсутствия газопроводов. Поэтому я думаю, что постепенно может произойти раздел карты Европы: одну часть накрывает российский газ, другую -- алжирский и небольшая доля норвежского, пока он еще есть.
-- Есть страны, которые конкурируют с Россией за европейские инвестиции в газодобычу?
-- Да, прежде всего Туркмения, Иран и Ирак. Эти страны имеют серьезные запасы газа и могут поставлять на экспорт объемы, сравнимые с теми, что сейчас поставляет Россия. Но пока они не оказывают влияния на ЕС, потому что не имеют возможности самостоятельно поставлять газ в Европу. Например, Туркмения может сейчас поставить только то, что пропустит по своим трубам "Газпром".
-- Говоря об увеличении поставок российских энергоносителей, какими вы видите перспективы экспорта электроэнергии?
-- Честно говоря, сегодня я не вижу очень широких перспектив в этой сфере. Это объясняется постоянным ростом стоимости топлива и невысоким средним КПД наших тепловых электростанций. Если не брать атомную энергетику, то у нас только одна крупная современная станция -- Северо-Западная ТЭЦ. Еще несколько небольших, но эффективных станций может появиться в ближайшее время у нефтяников. Они сегодня развивают производство электроэнергии на попутном газе и закупают для этого самые современные технологии. И все.
-- Европа нуждается в российской электроэнергии?
-- Европа нуждается в любых поставках, т.к. они помогут снизить цену. После либерализации рынка энергии в странах Европы чем больше предложение -- тем ниже цена. Однако если нынешние тенденции сохранятся и цены в Европе будут идти вниз, а затраты в России -- вверх, то очень скоро привлекательность экспорта электроэнергии в Европу заметно снизится.
-- Но ведь постоянно идут разговоры о том, что в Европе под давлением "зеленых" будут закрываться АЭС. Если это произойдет, то возникнет дефицит электроэнергии и цена пойдет вверх...
-- Бездумно атомные станции закрывать не будут. Это же не Украина, где сначала принимают решение закрыть Чернобыльскую АЭС, а потом ищут, за счет чего же лампочки в домах гореть-то будут. Кроме того, было бы странно закрыть свои достаточно эффективные и надежные АЭС для того, чтобы покупать энергию у России, которая производится на менее надежных, с точки зрения ЕС, атомных станциях. Ведь именно электроэнергия, произведенная на атомных станциях, имеет больше шансов пойти на экспорт в Европу. Я думаю, что давление "зеленых" будет постепенно ослабевать, и АЭС, особенно во Франции, будут работать еще очень долго.

 

 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены