30 августа 2000 г.
Источник: газета "Известия"
Автор: Дмитрий Орлов
Сегодня - жесткий контроль, завтра - косвенное регулирование
Политику ценообразования в нефтегазовом комплексе надо менять, считает министр энергетики России Александр Гаврин
- 3 сентября - 35 лет российской нефтегазовой промышленности. Оправдалась ли стратегия развития отрасли, заложенная в 60-е годы? Какие проблемы отрасли надо решать в первую очередь?
- Прежде чем ответить на ваш вопрос, мне бы хотелось поздравить всех, кто работает сегодня в нефтегазовой отрасли с праздником, пожелать им крепкого здоровья, благополучия, удачи. Советский, а затем и российский НГК на протяжении всей своей истории в основном придерживался одной доминирующей стратегии: от уже освоенных территорий - к новым, с постоянным ростом производства нефти и газа. Первые тревожные сигналы о накапливающихся проблемах прозвучали в середине 70-х годов. Ученые и специалисты уже тогда предупреждали, предостерегали, что если не начать заниматься подготовкой запасов в новых регионах, то, учитывая высокую инерционность отрасли, мы просто не успеем это сделать, когда наступит спад добычи.
К сожалению, их предложения не были учтены. А с конца 80-х годов снижение добычи нефти, а затем и газа приобрело долговременный характер. Стабилизация добычи нефти на более низком уровне после 1994 года была осуществлена во многом благодаря так называемым реабилитационным нефтяным займам Мирового банка, которые в настоящее время исчерпаны. Сегодняшние проблемы нефтяников и газовиков носят финансово-экономический и управленческий характер. Для решения этих проблем и стабилизации положения в нефтегазовом комплексе прежде всего необходимо, на мой взгляд, уменьшить, а затем и прекратить неплатежи со стороны потребителей продукции.
Нам необходимо изменить политику ценообразования на продукцию комплекса, которая привела к нарушению оптимальных ценовых пропорций как между ценами на различные энергоресурсы, так и между ними и ценами на другие товары и услуги. А налоговую политику по отношению к комплексу надо переориентировать с фискальной на стимулирующую. Одна из важнейших задач самих нефтяников и газовиков - снизить издержки производства на основе внедрения новых технологий и повышения уровня менеджмента нефтяных и газовых компаний.
С точки зрения повышения эффективности государственного регулирования комплексом как прямыми, так и косвенными методами сделано еще далеко не все. Наши предложения по развитию НГК были изложены в "Основных концептуальных положениях развития нефтегазового комплекса России". Дальнейшая работа над этой проблемой была продолжена в рамках формирования новой редакции Энергетической стратегии России до 2020 года, которая будет рассмотрена правительством Российской Федерации в ноябре. Думаю, что принятие наших предложений даст заметный позитивный результат.
- Государство контролирует сегодня около 12 процентов нефтяного рынка России. Достаточно ли этого для обеспечения государственных интересов? Должна ли доля государства на нефтяном рынке расти или сокращаться?
- Считаю, что любая форма собственности имеет право на существование. Сегодня при отсутствии действенной нормативной-правовой базы государство должно осуществлять жесткий контроль и эффективное управление имуществом государственных унитарных предприятий ТЭКа и находящимися в федеральной собственности пакетами акций - через участие в управлении предприятиями ТЭКа представителей Российской Федерации. Такой подход в полной мере соответствует духу и букве Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации. В ближайшем будущем основной проблемой будет косвенное регулирование нефтяного рынка (рынка нефти и нефтепродуктов) через систему налогов, пошлин, квот, тарифов.
К сожалению, отнюдь не всегда переход государственных предприятий в частную собственность способствует повышению эффективности работы предприятий. Между тем акционерные общества, в уставных капиталах которых государство располагает значительными или контрольными пакетами акций, демонстрируют в этом отношении устойчивость и даже рост показателей.
- Известно, что мировые и внутрироссийские цены на нефть серьезно различаются. Экспорт всегда выгоднее. Как, на ваш взгляд, государство должно обеспечивать потребности внутренних потребителей?
- Если не регулировать экспорт, дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке в третьем квартале, по нашим оценкам, может составить более 1 миллиона тонн бензина, около 3 миллионов тонн дизельного топлива и до 1,5 миллиона тонн топочного мазута. Действующие ставки вывозных таможенных пошлин на бензин и дизельное топливо (25 евро за тонну) и на мазут (20 евро за тонну) не носят запретительного характера и могут дать лишь дополнительную валютную выручку в доход федерального бюджета.
Конечно, один из путей, позволяющих насытить внутренний рынок нефтепродуктами, - это введение запретительных таможенных пошлин. Однако, как мне кажется, это приведет к росту цен на внутреннем рынке, потере экономической заинтересованности нефтяных компаний к производству нефтепродуктов на российских НПЗ. Вследствие этого сократятся поставки нефти для переработки на НПЗ России, что может привести к дефициту нефтепродуктов. Необходимо поэтому найти оптимальное сочетание сезонных заданий по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок с механизмом регулирования ставок вывозных таможенных пошлин. Кроме того, ввозные таможенные сборы на высокооктановые бензины в период его повышенного спроса надо снижать.
- Должно ли государство полностью контролировать систему магистральных трубопроводов и экспорт нефти?
- Государственный контроль за системой магистральных трубопроводов сложился в нашей стране исторически, ведь освоение этих запасов шло за государственный счет. Система магистрального трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и газа - важнейший фактор стабильности и экономического роста России. Она обеспечивает жизненно важные для страны валютные поступления и позволяет осуществлять государственное регулирование внутреннего нефтегазового рынка и экспорта. Наряду с существующими транспортными системами в России сегодня успешно осуществляется международный проект "Каспийский трубопроводный консорциум". Государство в этом проекте имеет 24 процента акций. Проект принесет немалые доходы нашей стране.
В будущем необходимость государственного контроля в сфере магистрального трубопроводного транспорта нефти, газа и нефтепродуктов будет определяться экономической целесообразностью. Что касается проекта освоения крупнейшей Тимано-Печорской провинции и связанного с этим проекта "Северные ворота" по экспорту нефти и сжиженного газа северными маршрутами, то для России, запасы нефти и газа которой расположены по преимуществу в северных районах, вывоз нефти и газа морским путем через северные порты - весьма перспективный путь.
- Как, на ваш взгляд, нужно строить России взаимоотношения с так называемыми "транзитными" государствами - теми, по территории которых проходят российские нефте- и газопроводы?
- Я считаю, что взаимоотношения с государствами СНГ (Украина, Беларусь, Молдова), по территории которых проложены транзитные трубопроводы, должны строиться на основе межправительственных соглашений. Главный принцип, заложенный во все эти соглашения, - это принцип взаимного согласования тарифов. К сожалению, мы сталкиваемся с односторонними действиями наших соседей, прежде всего Украины, по повышению тарифов за транзит нефти. Создана специальная рабочая группа по согласованию с Украиной методики расчета тарифа. Большинство вопросов уже согласовано. Проблему необходимо решать незамедлительно, иначе мы просто потеряем европейский рынок.

 

 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены