Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут
 
Юрий Шафраник. Московский заправила.
 
Источник: журнал "Профиль", # 33, 15 сентября 1997 года
Автор: Александр Бурый
Ситуация, сложившаяся в сентябре на московском бензиновом рынке, не сходит со страниц газет и журналов уже несколько недель. Однако до сих пор не прозвучало мнение человека, которому правительство Москвы доверило обеспечение столицы нефтепродуктами. Бывший министр топлива и энергетики России, а ныне председатель правления Центральной топливной компании (ЦТК) Юрий Шафраник дал эксклюзивное интервью журналу "Профиль".
Александр Бурый: ЦТК для многих до сих пор остается некой "закрытой" компанией, о работе, целях и задачах которой мало что известно.
Юрий Шафраник: Создание Центральной топливной компании - это довольно долгая и интересная история. Начиналось все с непонимания: зачем Москве нужна еще и собственная нефтяная компания? Ведь мэр Москвы Юрий Лужков очень долго не мог добиться создания ЦТК. Это непонимание сохранилось до сих пор.
На самом деле оставлять Московский регион без собственной компании, которая решала бы все вопросы снабжения нефтепродуктами, нельзя. Потому что в такой ситуации всегда могут найтись желающие искусственно организовать так называемый бензиновый кризис. Это я вам официально заявляю.
А.Б.: Разразившийся в сентябре "бензиновый кризис" тоже можно назвать искусственным?
Ю.Ш.: Думаю, в нынешней ситуации о кризисе говорить неверно. Я бы назвал это, скорее, перебоями с высокооктановым бензином.
Основная причина перебоев, на мой взгляд, кроется в экономических условиях. Конкурентоспособность наших нефтеперерабатывающих заводов ниже, чем западных. В России налоги стремятся брать с крупных производителей, поэтому оптовая цена бензина у нас в два с лишним раза превышает оптовые цены на бензин в Европе. При этом розничные цены на бензин в России ниже европейских тоже в 2,5 раза. Что получается?
Оптовая цена бензина в Западной Европе в 5 раз ниже розничной, в России - всего в 1,5 раза. Это приводит к тому, что сегодня, например, импорт бензина в Московский регион составляет до 20% потребляемого уровня. По мнению экспертов ЦТК, недополучение бензина в результате сложностей с таможней вкупе с удорожанием транспортировки и вызвало перебои с высокооктановым бензином на АЗС.
А.Б.: Но некоторые эксперты связывали нехватку бензина в Москве и Московской области со сбоями в работе Московского НПЗ…
Ю.Ш.: Это не так. Да, МНПЗ является главным поставщиком нефтепродуктов в Московский регион. Это лучший НПЗ России по состоянию на 1 января 1997 года. Завод может обеспечивать 50% потребностей региона. С начала года он работает с хорошей загрузкой мощностей и не дает сбоев. Все топливо остается в Москве и Московской области.
На муниципальные АЗС, принадлежащие Московскому производственному комбинату автообслуживания (МПКА), топливо поставляется в первую очередь. Поэтому МНПЗ никак нельзя винить в перебоях с поставками бензинов на московский рынок.
А.Б.: Московский рынок нефтепродуктов весьма перспективен. Конкурентов на нем достаточно. ЦТК, между тем, работает всего четыре месяца. Не испытываете давления конкурентов?
Ю.Ш.: Конкуренция - штука жестокая. Она существует и между крупными, и между мелкими компаниями. Причем везде, и вокруг бензозаправок в том числе. Тем более в Москве. Ведь по объему рынок нефтепродуктов Московского региона составляет около 10-12% от всего рынка нефтепродуктов России. Это локально самый динамичный и емкий рынок как по количеству транспортных средств, так и с точки зрения платежеспособности населения.
Справка
В 1996 году в Московском регионе было реализовано 3490 тыс. тонн дизтоплива. По прогнозам экспертов ЦТК, суммарная выручка от реализации автобензина в этом году составит 14,5 трлн. рублей, а емкость Московского региона по основным видам нефтяного топлива в стоимостном выражении составит в 1997 году 25 трлн. рублей.
Поэтому он очень привлекателен. Показательно то, что сейчас в Москве действует 555 АЗС. Из них 69 находится в хозяйственном ведении мэрии через МПКА. Для сравнения скажу, что в 1992 году в Москве было всего 232 автозаправки. Между прочим, по советским стандартам, Москве необходимо 600 АЗС. По современным европейским - в два раза больше.
После известного бензинового кризиса, разразившегося осенью 1994 года, правительство Москвы приняло решение о выделении частным фирмам земельных участков для строительства АЗС и о передачи части муниципальных станций в аренду инвесторам с обязательством их реконструкции. Как это почти всегда бывает, частный бизнес оказался расторопнее крупных компаний. Например, "Роснефти" выделялось 45 участков для строительства АЗС - освоено 7.
Так что сейчас одна из наших задач - формирование собственной сбытовой сети. Но я категорически заявляю, что ЦТК не стремится к монополизму на московском рынке. И всячески будет способствовать деятельности и развитию независимых компаний.
А.Б.: Руководители Московского производственного комбината автообслуживания (МПКА) выступили с весьма серьзынми заявлениями в ваш адрес. В частности, они обвиняют вас как руководителя ЦТК в беспределе на рынке и напрямую связывают недавнюю гибель своего директора Владимира Монахова с вашим именем.
Ю.Ш.: Что такое МПКА сегодня? Это тяжелейшее финансовое положение и очень много проблем. Это единственная из 220 компаний по сбыту, действующих в Московском регионе, которая имеет 500 миллиардов рублей долга. При этом еще и трагедия произошла - убийство директора. Я просто слов не могу найти.
Пусть разберутся между собой, кому там и что было выгодно. Кому было выгодно делать долги, кому было выгодно раздавать заправки, кому было выгодно столько лет не проводить приватизацию.
Главное - разобраться во всем этом. И в данном случае для МПКА я не главная фигура. Через меня борются с собственником - правительством Москвы.
А.Б.: Вы намерены подать в суд на руководство МПКА за резкие высказывания в прессе, связанные с убийством г-на Монахова?
Ю.Ш.: Наши юристы уже готовят материал по всем публикациям. Судебное разбирательство будет в любом случае.
А.Б.: Между ЦТК и московским правительством часто ставят знак равенства. Принимает ли непосредственное участие в решении проблем компании мэр столицы Юрий Лужков?
Ю.Ш.: Безусловно. На этапе становления ЦТК получила непростое хозяйство, требующее значительных инвестиций для реконструкции объектов нефтепереработки на Московском НПЗ, реорганизации сбытовой сети АЗС и финансирования проектов по организации собственной добычи нефти в удаленных регионах. В решении этих вопросов мэр Москвы Юрий Лужков постоянно оказывает нам поддержку. Наши отношения с мэром Москвы деловые, они строятся на основе взаимопонимания.
А.Б.: Какие задачи изначально ставились перед ЦТК?
Ю.Ш.: Во-первых, ЦТК создавалась как региональная компания для комплексного решения энергетических проблем в Москве и Московской области. В ее создании реализовывалась стратегия правительства Москвы - обеспечение энергетической безопасности столицы и регионов, упорядочение поставок сырья на Московский НПЗ и устойчивое снабжение одного из крупнейших мегаполисов мира собственными нефтепродуктами. Имущество нашей компании принадлежит правительству Москвы и находится в муниципальной собственности.
Во-вторых, отсутствие в компании частных коммерческих интересов позволяет проводить действительно взвешенную экономическую политику как в регионах, так и на международных рынках.
А.Б.: ЦТК можно считать единственной на сегодняшний день компанией, у которой пока нет собственной добывающей структуры. Как вы намерены решать проблему?
Ю.Ш.: Это - наша вторая задача посла освоения Московского рынка нефтепродуктов. Хотя фундамент на будущее мы закладываем уже сегодня.
За короткое время ЦТК удалось подписать важные соглашения с крупными энергетическими регионами - Азербайджаном, Казахстаном, Татарстаном и Туркменистаном. Причем и здесь во многом нам помогает мэр Москвы.
Так, во время визитов Юрия Лужкова в Баку и Алма-Ату достигнуты договоренности с руководством этих республик по широкому спектру вопросов. В том числе и по освоению силами ЦТК перспективных нефтегазовых месторождений. Политическая и деловая репутация мэра Москвы позволяют ему вести переговоры на уровне президентов и правительство иностранных государств.
Неделю назад завершились переговоры между руководством ЦТК и президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. По их итогам подписан протокол по развитию 4 проектов.
А.Б.: С какими компаниями ЦТК пытается наладить партнерские отношения?
Ю.Ш.: На московском рынке нефтепродуктов у нас складываются партнерские отношения с такими компаниями как ЛУКОЙЛ, "Татнефть", Тюменская нефтяная компания. В Московской области ЦТК успешно взаимодействует с "Сибнефтью". В дальнейшем мы будем стремиться к развитию совместных проектов в нефтедобыче.
А.Б.: Налаживаются ли отношения с банковскими структурами?
Ю.Ш.: С банками, как и со всеми, надо жить дружно. В числе наших партнеров Московский банк реконструкции и развития, Нефтехимбанк. Сейчас оформляем очень крупный кредит в Сбербанке и ведем переговоры с рядом коммерческих банков - "Империалом", ОНЭКСИМ банком, Альфа-банком. Но это пока проекты и наметки.
А.Б.: Вы в недавнем прошлом возглавляли Министерство топлива и энергетики России. Не кажется ли вам кресло президента ЦТК недостаточно "высоким"?
Ю.Ш.: Знаете, я прошел путь от простого слесаря до министра. Помню всех своих учителей и очень им благодарен. Сейчас, если можно так выразиться, осваиваюсь в новом качестве - руководителя крупной компании.
Если откровенно, то, конечно, тяжело. Так же трудно, как когда-то было на первой скважине в Лангепасе (один из богатейших районов нефтедобычи в Тюменской области).
Сейчас нельзя допускать ошибок, потому что любая недоработка тут же жестко сказывается на коллективе. А что касается Министерства, я считаю, краснеть мне не за что. Наши нефтяные компании признаны во всем мире. Один "Газпром" чего стоит. А ведь многое приходилось начинать с нуля. Так что нефтяником был, нефтяником и останусь.

 

 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены