14 марта 2000 г.
Источник: газета "Сибирский посад"
Владимир Богданов: ТЭК может стать локомотивом развития
Как и обещали, сегодня публикуем текст выступления президента нефтяной компании "Сургутнефтегаз" Владимира Богданова на сургутском ТЭКовском совещании с участием Владимира Путина. Это выступление можно назвать содокладом (с основным, напомним, выступил министр топлива и энергетики Виктор Калюжный), а можно - альтернативным докладом, поскольку "генерал" в отличие от министра четко ставил задачу и столь же четко показывал свое видение путей решения этой задачи. Публикация подготовлена на основе диктофонной записи. Правка и сокращения - несущественны. Подзаголовки - наши.
- Топливно-энергетический комплекс страны может быть локомотивом развития всей экономики и на этой основе - повышения жизненного уровня населения. Достигнутого уровня добычи явно недостаточно Одной из основных составляющих ТЭКа является добыча нефти и газа и производство нефтепродуктов. Уже сегодня видно, что для успешного развития экономики страны, подъема промышленного и сельскохозяйственного производства, наполнения бюджетов всей уровней, достигнутая в 1999 году добыча нефти - 305 млн. т недостаточна. Отстают от современного уровня глубина и качество переработки углеводородов.
При росте промышленного производства в стране в 1999 году сразу стал ощущаться дефицит топливно-энергетических ресурсов. Внутренние потребности закрывались за счет сокращения экспорта, тем самым снижались потенциальные возможности поступления в страну валюты, что несомненно отражается на инфляционных процессах, курсе рубля, покупательской способности населения, наполняемости бюджетов и других макроэкономических показателях. Для устранения негативных тенденций в экономике, на наш взгляд, сегодня нет альтернативы, как увеличить нефтедобычу в ближайшие пять лет до 350-360 млн. т в год, достигнуть глубины переработки 80-85 проц., снизить удельные энергозатраты на единицу выпускаемой продукции до 20-25 проц. за счет применения новых энергосберегающих техники и технологий. Есть ли у нас такие возможности? Есть.
Но для достижения этих целей имеется ряд вопросов. Некоторые из них мы можем снять сами, решить с нашими смежниками - металлургами, машиностроителями, транспортниками. А ряд вопросов возможно решить только на законодательном и правительственном уровне.
Запасы пока проедаем
Первостепенная задача, которую мы видим для себя, - увеличение ресурсной базы нефтедобычи. Прежде всего, в районах с развитой инфраструктурой. Потенциальные возможности есть. К сожалению, в 1991-1995 годах была практически разрушена геологоразведочная отрасль, когда отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы полностью направлялись в бюджет, а возвратное финансирование отрасли не осуществлялось. И только после того, как было принято решение часть средств оставлять в распоряжении предприятий нефтегазодобычи для целевого использования на геологоразведочные работы, начался постепенный рост объемов и, соответственно, прирост запасов. Хотя и не отвечающий пока сегодняшнему уровню нефтедобычи.
При добыче 305 млн. тонн прирост запасов не превышает 200 млн. тонн. То есть мы запасы пока проедаем. На примере нашей компании можно сказать, что за последние три года мы смогли переломить негативную тенденцию и значительно увеличить объем геологоразведочных работ и, соответственно, обеспечить прирост запасов, хотя пока не в том объеме, который нам необходим. В прошлом году для целей геологоразведки было пробурено 205 тыс. м горных пород, что составляет 27 проц. от общероссийских объемов, начаты поисково- разведочные работы на семи площадях, обеспечен прирост запасов 27 млн. тонн, открыто три новых месторождения.
В ближайшие годы для увеличения прироста запасов до 50-55 млн. тонн в год следует довести ежегодный объем буровых работ до 350-400 тыс. метров, что сопоставимо с объемом работ, ранее проводившихся на территории нашей деятельности предприятиями геологоразведки. Для этого необходимо оставлять в распоряжении нефтяных компаний до 80 проц. средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а остальные направлять на региональные поисковые работы в новых районах и развитие геологической науки. Либо с принятием второй части налогового кодекса предусмотреть отнесение всех затрат на геологоразведку на себестоимость нефти. Развитие геологоразведочных работ способствует вовлечению в разработку новых месторождений. За 1999 год мы ввели два месторождения, в 2000-м планируем ввести уже четыре, в последующие годы - от двух до четырех ежегодно. Это позволит, наряду с другими мероприятиями, довести уровень нефтедобычи с 37,6 млн. т в прошлом году до 43-45 млн. т и добычу газа - с 12 до 14 млрд. кубометров.
Ускоренному вводу в разработку новых месторождений способствовало принятие Думой Ханты-Мансийского округа ряда налоговых стимулов на пятилетний срок в части окружного и местных бюджетов при условии инвестирования оставляемых в распоряжении предприятий средств в разработку новых месторождений. Это позволило поднять налогооблагаемую базу за счет увеличения объемов нефтедобычи, строительно-монтажных и буровых работ. Хотелось бы, чтобы этот опыт был учтен и на федеральном уровне.
Все до капли
Следующий резерв увеличения нефтегазодобычи мы видим в повышении коэффициента нефтеотдачи пластов и вовлечении в разработку низкорентабельных залежей при изменении существующей системы налогообложения. В настоящее время мы разрабатываем 24 месторождения, из которых добыто 1 089 млн. тонн нефти при среднем дебите 20 тонн в сутки. Добыча оставшихся запасов в объеме одного миллиарда тонн будет проходить при более низких дебитах (в 1999 году - 8 тонн) с отбором больших объемов воды (средняя обводненность в прошлом году достигла 85,2 проц.)
В текущем году необходимо пробурить 2 млн. метров горных пород, освоить 18- 20 миллиардов рублей капитальных вложений, обеспечить работу 15 тысяч добывающих и 5 тысяч нагнетательных скважин, поднять на поверхность 263 млн. тонн жидкости, закачать в пласт 354 млн. кубометров воды. Эти цифры я привел не зря - показать, какие затраты, материальные и людские, необходимы для обеспечения запланированной добычи нефти. На месторождениях, где основные продуктивные запасы выработаны на 70-90 проц., необходимо применять вторичные и третичные методы воздействия на пласт, совсем по другой технологии и на другом уровне проводить геолого- технические мероприятия. В связи с изношенностью основных фондов более чем на 58 проц., нам необходимо провести техническое перевооружение и реконструкцию действующих мощностей.
Весь комплекс планируемых мероприятий позволит поднять коэффициент нефтеотдачи на старых месторождениях на 5-7 проц. и на этой основе не только стабилизировать уровень нефтедобычи, но и увеличить ее. Радует, что отечественная промышленность начала осваивать необходимую технику. В целом, учитывая то, что на нас работают более 1 500 поставщиков, потребляется материальных средств в объеме 16 млрд. рублей в год, разработка старых месторождений, наряду с вводом новых, имеет для государства громадное значение не только с точки зрения обеспечения народного хозяйства топливно- энергетическими ресурсами, но и с учетом того, что востребуется продукция отечественной промышленности, на этой основе растет налогооблагаемая база, создаются новые рабочие места.
Сдерживающим фактором проведения всего комплекса планируемых работ на старых месторождениях является существующая законодательная база в области налогообложения, которая не позволяет в полной мере обеспечить потребности в финансах на применение новой техники и технологий, модернизацию производства. Так, источниками капитальных вложений являются амортизация и прибыль. Амортизация покрывает лишь 25 проц. необходимых вложений. Прибыль, оставляемая на капитальные вложения, составляет лишь 50 проц. от балансовой, хотя для выполнения запланированных программ необходимо осуществлять инвестиции за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли в размере 100 проц. фактически произведенных затрат. Надеемся, что данный вопрос найдет отражение в поправках к закону по налогу на прибыль или во второй части налогового кодекса.
Требуется решение вопроса по изменению налогообложения в части ресурсных платежей. Закон о недрах, к сожалению, здесь не работает - идет отсылка к нормативным актам правительства, которых по сей день нет. Этот вопрос особенно актуален для тех месторождений, где выработка запасов - более 80 проц. Если такие месторождения не разрабатывать сегодня, то нефть, которая в них содержится, можно потерять безвозвратно. В принципе, во всем мире государство стимулирует извлечение таких запасов. Малодебитные скважины (с дебитом менее двух тонн в сутки) в Канаде обеспечивают более 30 проц. общей добычи, в США - более 40.
Эксплуатация таких скважин стала возможной благодаря целенаправленной государственной политике, поддерживающей деятельность компаний за счет гибкой системы налоговых льгот вплоть до полного освобождения от прямых нефтяных налогов. Основной эффект от эксплуатации малодебитных скважин государство получает за счет косвенных налогов.
Глубина переработки: ниже некуда
Громадный резерв экономии топливно-энергетических ресурсов, повышения эффективности может открыть реконструкция и модернизация действующих мощностей переработки. Сейчас глубина переработки нефти составляет 50-60 проц. Раньше казалось, что нефти у нас много, и энергетическая политика государства строилась на производстве мазута для его сжигания на электростанциях. Сегодня, при нехватке нефтепродуктов нужно увеличить глубину переработки до 80-85 проц., хотя в мировой практике работают заводы с глубиной переработки более 90 проц.
Для решения этой задачи необходимо привлекать заемные средства. Так, для одного из проектов на заводе "Киришинефтеоргсинтез" требуется порядка 600 млн. долл. США. Средства привлечь очень непросто. Прежде всего потому, что постоянно меняются правила. То - пошлина на нефтепродукты, то вообще запрещается их вывоз. Поэтому в зарубежных банках возникают справедливые опасения по поводу возврата средств.
Конечно, лучше бы иметь постоянные правила налогообложения, экспорта с тем, чтобы на много лет вперед можно было бы планировать производственно- финансовую деятельность. Но для таких крупномасштабных проектов, в первую очередь, установить четкий порядок действий и твердых правил на нормативный срок строительства и период окупаемости.
Чтобы не отапливать атмосферу
При росте объемов потребления топливно-энергетических ресурсов у нас есть все возможности закрыть дополнительные потребности народного хозяйства за счет увеличения добычи газа, повышая уровень его утилизации. Этот источник значительно дешевле по сравнению с твердыми видами топлива. Но цена на газ, к сожалению, не окупает всех затрат, связанных с производством и утилизацией. Она регулируется государством. Необходимо принять решение, которое стимулировало бы увеличение добычи нефтяного газа, уровень его использования в народном хозяйстве.
Чтобы планировать, нужно знать
Доходы бюджета формируются, как мы знаем, двумя путями: за счет налогооблагаемой базы и за счет ставки налога. Мы - за первый путь. Увеличение объемов инвестиций, рост производства продукции, услуг, - это вопросы не только наши, но и металлургов, машиностроителей и других смежников. Второй путь - это путь в тупик. Отсутствие твердых правил для всех участников рынка, заложенные в действующих законах по налогообложению нормы не прямого действия, а отсылки к инструкциям, не позволяют вести нормальное планирование и текущую деятельность. Надо ускорить принятие второй части налогового кодекса. Законы должны быть прямого действия и обеспечивать стабильные, разумные и прозрачные правила взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов.

 

 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены