10 марта 2000 г.
Источник: газета "Сегодня"
Авторы: Денис Братский, Виталий Романов
Последний альянс
Журналист Артем Боровик и бизнесмен Зия Бажаев погибли в авиакатастрофе
Вчерашняя катастрофа самолета Як-40 в столичном аэропорту "Шереметьево-1", на борту которого погибли девять человек, вызвала мощный общественный резонанс. По количеству комментариев, слухов и выдвигаемых версий она сравнима, пожалуй, лишь с самой страшной авиакатастрофой 90-х годов - с иркутской трагедией, когда военный Ан-124 рухнул на жилой квартал. Причина понятна: среди погибших - влиятельнейший российский журналист и руководитель холдинга "Совершенно секретно" Артем Боровик, а также крупный бизнесмен и один из вероятных кандидатов на пост президента Чечни Зия Бажаев. И уже вчера вечером теракт как причину катастрофы общественность рассматривала с наибольшим вниманием и интересом. Такая реакция понятна и прогнозируема. "Когда гибнут значительные персоны, это первое, что приходит на ум обывателю, - утверждают специалисты, ведущие сейчас расследование. - Ни одна подобная трагедия не обходится без такого рода слухов. Вспомните хоть принцессу Диану, хоть гибель последнего Кеннеди". Поэтому пока эксперты не склонны рассматривать злой умысел как доминирующую версию гибели Як-40. "Нужно хотя бы расшифровать самописцы", - считают они.
"Сегодня" удалось восстановить хронологию катастрофы. К восьми часам утра регистрацию на чартерный рейс N9651 Москва-Киев через терминал "Шереметьево-3" (принадлежит компании "ЛУКОЙЛ-Авиа") прошли четверо пассажиров: президент информационно-издательской группы "Совершенно секретно" Артем Боровик, президент нефтяной группы "Альянс" Зияуди Бажаев и двое его помощников - Николай Тектов и Андрей Сичкарь. Обслуживать рейс предстояло экипажу, состоявшему из жителей Вологды, - командира корабля Сергея Якушина, бортинженера Василия Наволоцкого и второго пилота Эдуарда Могуева. Бортпроводницы Елена Яковлева и Светлана Корякина были из Москвы. Как заявили "Сегодня" в МАК, самолет Як-40 (бортовой номер RA 88170) принадлежал ОАО "Вологодское авиапредприятие", был зафрахтован столичной авиакомпанией "Аэротекс" и в Москве обслуживался в терминале "ЛУКОЙЛ-Авиа".
Как нам рассказали в Московской транспортной прокуратуре (МТП), которая и ведет следствие, в 8.00 командир экипажа получил разрешение на "рулежку", а в 8.39 - на взлет. В 8.40 самолет начал разгон по взлетно-посадочной полосе. На скорости около 180 км/ч он оторвался от земли, поднялся примерно на 60 м, затем внезапно накренился влево и в 8.41 упал на "бетонку". При падении Як-40 распался на несколько крупных фрагментов, а носовая часть загорелась. В 8.45 на место падения прибыла аварийно-спасательная служба шереметьевского аэрокомплекса, спасатели которой быстро потушили огонь. К этому времени информация о случившемся уже поступила в МТП, откуда на место происшествия выехала следственная группа во главе с московским транспортным прокурором Александром Мурзиным (он сам до недавнего времени работал авиатранспортным прокурором). Примерно к 11.00 на летное поле пропустили группу спасателей МЧС, которые разрезали обломки, чтобы извлечь тела погибших. К часу дня достали последнего - Артема Боровика. Еще через полчаса на свет извлекли два бортовых самописца, отправленных сразу же на экспертизу в МАК. Официальную информацию о причинах трагедии специалисты обещают сообщить через две недели.
Пока же остаются в силе несколько версий: отказ техники, ошибка пилотирования, халатность наземных служб, погодные условия и теракт. Однако к последней версии специалисты относятся крайне скептически: по их мнению, умышленные действия, ведущие к катастрофе самолета, очень трудно организовать и легко выявить. Конечно, у руководителя нефтяной компании Зияуди Бажаева и у Артема Боровика было много недоброжелателей, но, как утверждают специалисты, подстроенная авиакатастрофа - это пока из области экзотики - в арсенале убийц есть более "надежные" средства. Впрочем, это предположение пока окончательно не отвергается, тем более что один из технических работников аэродрома вчера заявил "Сегодня", что слышал за мгновение до падения самолета два сильных хлопка, напоминающих взрыв. Повышенный интерес к трагедии со стороны Генпрокуратуры и ФСБ косвенно указывает на то, что случившееся может оказаться не просто несчастным случаем.
Версия о том, что самолет упал "от старости", пока также рассматривается как рядовая. В МАК "Сегодня" заявили, что Як-40, выпущенный в 1976 году, должен был исчерпать свой летный ресурс только к июлю будущего года. Имея три двигателя, самолет даже при отказе одного из них мог благополучно приземлиться. Тем более что экипаж самолета состоял только из профессионалов. В Вологодском авиапредприятии "Сегодня" рассказали, что командир экипажа, прилетевшего в Москву 6 марта, пилот 1-го класса Сергей Якушин за 12 лет налетал около 7 тысяч часов.
А один из экспертов, лично отлетавший в свое время 25 лет на самолетах Як-40, рассказал нашим корреспондентам, что "эта машина очень надежная и используется для полетов в сложных условиях высокогорья". По его словам, "судя по первым сведениям, причиной падения мог стать, например, отказ механизации крыла, произошедший из-за налипания снега (из строя мог выйти левый элерон, отвечающий за устойчивость самолета), либо нарушился синхронный убор закрылков, что привело к резкому крену. А пожар на земле мог вспыхнуть из-за попадания керосина на горячие турбины". МТП возбудила уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ - "нарушение правил безопасности полетов".

 

 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены