13 июня 2001 г.
Источник: газета "Известия"
Автор: Евгений Бай
В конгрессе запахло бензином
Американский сенат, в котором большинство перешло к демократам, намерен в самое ближайшее время рассмотреть вопрос о высоких ценах на бензин в стране. За последние шесть недель цена на обычный бензин марки 87 выросла на 20 центов и составила в среднем 1,69 доллара за галлон (3,78 литра). Эксперты предсказывают, что к середине лета она может дойти до 2 долларов, а в страдающей от энергетического кризиса Калифорнии - до 3 долларов.
Демократы считают виновниками происходящего президента Буша и его ближайших сподвижников, которые с разной долей успеха занимались в прошлом нефтяным бизнесом. Предполагается, что именно они закрывают глаза на повышение цен на бензин со стороны нефтяных корпораций. "Нефтяные компании должны объяснить, почему цена на бензин поднялась так высоко, в то время как цена на баррель сырой нефти для них не изменилась", - говорит один из ведущих критиков энергетической политики администрации сенатор Карл Левин. Члены верхней палаты намерены пристально изучить, как несколько суперслияний в нефтяной отрасли сказались на повышении цен на топливо. Как известно, в результате этих объединений появились такие монстры, как Exxon Mobil Corp., ChevronTexaco, Royal Dutch/Shell, BP Amoco PLC. Карл Левин уже в первый же день работы нового сената дал поручение счетному управлению конгресса выяснить, насколько эти слияния повлияли на конкуренцию между нефтепромышленниками и привели к повышению цен на бензин.
Президент Буш до этого спокойно относился к попыткам демократов вмешаться в энергетическую сферу страны, полагая, что "ни у одного политика нет волшебной палочки, чтобы заставить цену на бензин пойти вниз".
Однако администрация заметно обеспокоилась после того, как, получив большинство в сенате, демократы развернули сражение против Белого дома по всему спектру энергетических проблем. Новый сенат намерен добиться от федеральных властей установления потолка на цену на электричество в западных штатах страны, и в первую очередь в Калифорнии, где этим летом ожидаются веерные отключения. До сих пор все попытки властей Калифорнии договориться с администрацией о замораживании цен ни к чему не привели.
Одновременно связанные с защитниками окружающей среды демократы почти наверняка зарубят планы республиканской администрации начать добычу нефти в природных заповедниках Аляски. Вместо этого сенаторы предлагают срочно разработать новые меры, регулирующие расход бензина автомобилями. До сего времени среднее потребление американским автомобилем топлива составляло один галлон на 27,5 мили (до 8,5 литра на 100 километров пробега по скоростной магистрали), однако американские внедорожники пожирают в среднем один галлон на 20,7 мили (11,3 литра на 100 километров). Принятие законодательных мер, ограничивающих выпуск машин с мощными двигателями, по мнению экспертов, позволит Америке сэкономить более одного миллиона баррелей нефти в день.
Неприятности подстерегают администрацию и в сфере, близкой к внешней политике. Демократический сенат, как ожидается, продлит еще на 5 лет действие закона, наказывающего те американские компании, которые инвестировали в нефтяную отрасль Ирана и Ливии. Это будет ударом по главному дирижеру республиканского оркестра - вице-президенту Дику Чейни, который руководил компанией Halliburton, имевшей представительство в Тегеране. После того как он перешел на работу в Белый дом, компания выдала ему в знак благодарности за оказанные ей услуги 18 миллионов долларов.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены