8 марта 2001 г.
Источник: "Зеркало недели" (Украина)
Автор: Олег Гавриш
Мертвый сезон
Зима 2001 года на рынке нефтепродуктов, в отличие от рынка политтехнологий, выдалась на редкость теплой и спокойной. Если проводить аналогию с противостоянием антагонистов на политической авансцене, то "подковерных" интриг на рынке не наблюдалось. Причем даже отставка вице-премьера Юлии Тимошенко прошла для потребителей нефтепродуктов незаметно. Как известно, где бензин и солярка, там всегда немалые деньги. А деньги, большие и малые, не любят нестабильности и суеты. Возможно, именно по этой причине любой торговец нефтепродуктами мечтает об определенности правил игры и о том, чтобы его не беспокоили по пустякам противоречивыми законами и подзаконными актами.
Кабинет министров, продав в прошлом году два НПЗ, сводил "бензиновый" дебит с кредитом; Верховная Рада занималась саморекламой, а фискальные органы только составляли очередной график "рейдов по заводам и автозаправкам"; поэтому первые два месяца нефтерынок был предоставлен самому себе и саморегулировался. Причем, надо признаться, вполне успешно, и даже в этой саморегуляции временами чувствовалось некоторое "головокружение от успехов". И только вездесущий крестьянин помог рынку прекратить самолюбование.
Спрос
Спрос на бензин и солярку в январе-феврале ничем не отличался от спроса прошлых лет, когда потребление в эти месяцы снижается по сравнению с октябрем почти на половину. В этом году все повторилось - в декабре на рынок было поставлено 840,9 тыс. тонн бензина и солярки (в т.ч. 223,2 тыс. тонн импортных), в январе - 422,5 тыс. тонн (в т.ч. 125,2 тыс. тонн импортных).
Правда, теплая погода позволила не только считать ТЭК прекрасно подготовленным к зиме, но и заставила отечественных производителей искать сбыт для мазута. Поэтому доля мазута в общем объеме выпускаемой продукции снизилась в январе текущего года по сравнению с январем прошлого с 40,44 до 32,7%. Стремительное падение производства мазута отразилось на качественных показателях работы заводов.
Заводы
Три из четырех основных производителей нефтепродуктов - "ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ", ЛиНОС и "Херсоннефтепереработка" - благодаря поставкам сырья компаниями "ЛУКОЙЛ-Украина", "ТНК-Украина" и "КазахОйл" в эти два месяца не испытывали прошлогодней "нефтяной жажды". "Укртатнефть" "поскребла по сусекам" и, мобилизовав все имеющиеся оборотные средства, единственная из украинских заводов смогла обеспечить себя нефтью самостоятельно. Как сообщили в пресс-службе "Укртатнефти", вопрос создания совместного предприятия с "Укрнефтью" в феврале вышел на качественно новый уровень и через месяц-другой мы станем свидетелями создания первой национальной вертикально-интегрированной компании.
Наиболее сложно начинают второй год подряд два западноукраинских завода - "Нефтехимик Прикарпатья" и "НПК-Галичина", на которые поставляется преимущественно нефть, закупленная на аукционах. Простои и перебои в работе стали для них, к сожалению, обычным делом. Почти месяц простоя ЛиНОСа носил несколько иной характер - на заводе проводился плановый ремонт оборудования. Плановость ремонта подтверждают стабильные объемы реализации горючего с заводских терминалов. В феврале-марте должны быть "освоены" и 3 млн. долл., направленные на реконструкцию завода "ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ".
Трейдеры
Совсем по-иному "зимняя оттепель" отразилась на операторах рынка. Если в ноябре многие оптовые торговцы впопыхах искали источник поставок топливного мазута, чтобы "застолбить" спекулятивные операции на всю зиму, то уже в начале января эти же компании судорожно искали покупателей на этот мазут. Не совсем повезло торговцам нефтепродуктами с бензином и соляркой. Ценовая динамика нефтепродуктов продолжала радовать автомобилистов, беспокоить "королей бензоколонок" и удивлять видавших виды правительственных чиновников. Несмотря на повышение акцизных ставок на импортные нефтепродукты (на дизельное топливо с 10 до 30 евро за тонну, на бензин - с 40 до 60 евро за тонну), стоимость нефтепродуктов постоянно падала.
В компании "УкрПетролеум" считают, что на рынке с начала года наблюдается совершенно немыслимая тенденция уменьшения цены горюче-смазочных материалов (ГСМ). "Ряд компаний, в том числе и наша, вынуждены регулярно снижать собственные наценки на нефтепродукты, для того чтобы ГСМ остались конкурентоспособными", - сообщили в компании.
С начала года наблюдалось стабильное снижение стоимости всех видов нефтепродуктов. Особенно это радует тружеников "плуга и орала", так как темпы снижения цены на солярку одни из самых стремительных. Так, цена дизельного горючего в начале года составляла 1870-2020 грн. за тонну, а сегодня колеблется в пределах 1730-1850 грн. А на специализированных аукционах она упала - дальше некуда - до отметки в 1680 грн. за тонну. При том, что в это же время год назад ниже 1750 грн. за тонну не опускалась.
Недоумение трейдеров по поводу "падающей цены" легко понять и объяснить, если вычислить, кто сегодня "заказывает музыку" на рынке нефтепродуктов. Например, в январе прошлого года доля импортной солярки составляла 23,8%, в январе 2001-го - 34,2%, то есть более дорогое импортное горючее должно поддерживать цену на более высоком уровне. Однако этого не происходит по трем причинам.
Во-первых, спрос на нефтепродукты в этом году на бензин в январе-феврале был ниже, чем в прошлом. Это подтверждают менеджеры компании "ЛУКОЙЛ-Украина", считающие, что динамика цен на нефтепродукты с начала года "была под постоянным воздействием сезонного падения спроса на ГСМ".
Во-вторых, значительно увеличилось производство дизтоплива на отечественных НПЗ, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в связи с чем импортная составляющая растворяется в украинских нефтепродуктах.
В-третьих, аукционы по продаже нефтепродуктов стали реальным рыночным ценообразующим механизмом, когда цену формируют не производители или импортеры, а спрос и предложение. "Аукционы оказывают значительное ценообразующее влияние на рынке, поскольку цены, "с люфтом" в 2-3 дня, следуют за теми, которые образуются в ходе торгов "ТНК-Украина" и наших", - комментирует ситуацию Евгений Червоненко, глава Государственного агентства по управлению материальными резервами.
Аукционы
Аукционы по продаже нефтепродуктов "стали на ноги" и "наращивают мышцы". В этом году аукционы смогли "самоорганизоваться", что прежде всего отразилось в регулярности их проведения. Правила подачи заявки упростились, и на аукционы "потянулись люди". Так, если в январе в аукционах "ТНК-Украина" принимали участие 100 покупателей, то в феврале их было уже 133. И, пожалуй, наиболее важным моментом является то, что аукционы стали формировать цену нефтепродуктов за счет баланса спроса и предложения. "Аукционы формируют реальный спрос и реальное предложение. В этом заключается прозрачность формирования аукционами рыночных отношений", - считает Максим Андриасов, коммерческий директор компании "ТНК-Украина".
В течение двух последних месяцев на аукционах было продано почти 50 тыс. тонн автомобильного бензина и 33 тыс. тонн дизельного топлива. По итогам аукционов прослеживается общая тенденция оживления спроса. Например, в феврале на аукционе "ТНК-Украина" были проданы первые 22 тонны бензина марки А-95 и в два раза увеличилась продажа бензина марки А-92. В то же время "провальным" для аукционов с точки зрения реализации дизтоплива можно считать февраль. Ход торгов показывает, что только на аукционе "ТНК-Украина", который состоялся 27 февраля, объемы продаж дизтоплива выросли. Это свидетельствует о том, что сельхозпроизводители решили, что лучше "синица в руках, чем журавль в небе", и через оптовиков пытаются приобрести по "удобоваримым" ценам солярку на аукционах. Аграрии приручаются к рынку через аукционы.
"Сегодня, когда аукционы работают стабильно, Украинская межбанковская валютная биржа ставит перед собой задачу перехода в кратчайшие сроки от специализированных аукционов на нормальные биржевые торги", - отмечает председатель совета директоров УМВБ Олег Андронов.
Прогноз
Самым "выдающимся" событием для рынка нефтепродуктов в последнее время стало принятие Верховной Радой закона "О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001-2004 годы" (см. "ЗН" №8 "Аграрии и нефтепереработчики"), согласно которому импортеры нефтепродуктов освобождаются от налогов, что делает нефтепродукты, произведенные отечественными НПЗ, неконкурентоспособными. Этот закон в канун начала посевной представляет собой бомбу с уже взведенным часовым механизмом. События на рынке нефтепродуктов в течение ближайшего месяца могут развиваться по двум сценариям с разными сюжетными линиями, количеством и составом "актеров".
Как уже говорилось выше, сегодня 65,8% дизтоплива поставляют на рынок украинские производители. При общем потреблении солярки в "посевные месяцы" порядка 700-750 тыс. тонн, максимальный объем импорта, который смогли осилить в прошлом, тоже "льготном", году импортеры, составил 466,7 тыс. тонн дизтоплива. То есть больше чем на две трети внутренние нужды они покрыть не смогут. Если к этому добавить регулирование Кабинетом министров, от которого требует буква этого же закона отпускных цен НПЗ, то становится ясно, что производители не будут работать себе в убыток. Это означает сокращение поставок сырья на заводы и их остановка.
Перманентный дефицит нефтепродуктов за период действия льгот (с 1 февраля по 1 октября) может перерасти в полномасштабный нефтепродуктовый кризис со всеми вытекающими последствиями. Этот вариант, учитывая способность правительства оперативно вмешиваться в ситуативные изменения на рынке, наименее реален.
Вероятнее всего, в марте все же уравняют импортеров и производителей в правах. Во всяком случае, по сведениям "ЗН", к решению этого вопроса подключился Совет по национальной безопасности и обороне. Если это произойдет, то следует ожидать повышения цен на бензин и дизтопливо, связанных с увеличением спроса. Причем минимальный рост цен, который поддается прогнозу, может составить к концу марта порядка 8-10%. Такую уверенность придает тот факт, что стоимость нефтепродуктов в конце февраля находилась "на дне" рентабельности производства и легального импорта с выплатой всех налогов.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены