6 марта 2001 г.
Источник: "Бизнес в России", приложение к "Российской газете"
Автор: Алексей Чичкин
Украине нужна нефть. Транзитная
В начале марта вице-премьеры РФ и Украины Виктор Христенко и Олег Дубина проведут переговоры о транзите российской нефти. Но интересы украинского госбюджета требуют едва ли не остановки строительства нефтепроводного обходника в Ростовской области.
Напомним, что не менее 20 процентов доходов украинская казна получает от транзита российских нефти и нефтепродуктов. Впрочем, есть и "встречный" факт: свыше трети экспорта нефти и нефтепродуктов из РФ транспортируется через Украину. Более того, украинский коридор станет основным в новом международном проекте, предусматривающем объединение нефтетранзитных систем "Дружба" - "Адрия", вплоть до портов Адриатики и австрийских Альп.
В бытность СССР почти все трубопроводы к Новороссийску из других регионов России были проложены через восточную Украину. А после 1991 года получилось, что восточноукраинский участок ("Приднепровские нефтепроводы") - самый дорогой: здесь транзитный тариф составляет ныне 2,2 доллара за тонну, в то время как по территории РФ - примерно 1,3 доллара. Ежегодные транзитные издержки России здесь достигают 70 миллионов долларов в год. Это и явилось главным стимулом разработки обходного маршрута Суходольная - Родионовка (около 260 километров) в Ростовской области, причем вдоль российско-украинской границы.
По данным "Транснефти", строительство нефтепровода начнется не позже марта, а к 2003 году он вступит в действие. Но такая перспектива не очень устраивает Украину. Киев предлагает встречный пакет идей: во-первых, отменить или хотя бы притормозить сооружение обходника. Во-вторых, Украина снизит свой "приднепровский" нефтетранзитный тариф до 1,4 доллара за тонну, то есть до уровня тарифной расценки по маршруту Суходольная - Родионовка. Наконец, в-третьих, украинская сторона готова обсуждать удешевление транзитных расценок на российские нефть и нефтепродукты на остальных участках транзитной сети. Причем, по имеющейся информации, все это предложил Москве лично президент Украины Леонид Кучма.
Словом, повторяется ситуация с газопроводным "обходом" Украины через Белоруссию, ведь в обоих случаях Киеву нужны транзитные доходы, а России - низкие транзитные издержки. У российской стороны есть и дополнительные резоны. Прежде всего Украине предлагается снизить транзитную цену на нефть из РФ на восточноукраинской сети до 60 центов за тонну и, кроме того, удешевить транзит этой продукции на остальной украинской территории как минимум на треть (с нынешних
2,6 - 2,8 доллара за тонну). Плюс к этому Россия предлагает ввести единый сквозной тариф по системе "Дружба" - "Адрия", то есть до Адриатического региона. До последнего времени Украина отвергала такие предложения, полагая, что иного транзитного пути у России не появится. Но когда возможность ее "трубопроводного обхода" через Ростовскую область стала вполне реальной, Киев согласился их обсуждать на межправительственном уровне. Между тем маршрут Суходольная - Родионовка сможет пропускать максимум 30 миллионов тонн в год не раньше 2003 года. Нефтяные же потоки на Новороссийск (в том числе казахстанской и азербайджанской нефти) растут ежемесячно.
Увеличивается спрос на российское "черное золото" и в Восточной Европе, на Балканах, а оно "доступно" этим регионам пока главным образом через Украину. Так что обеим сторонам, похоже, не избежать компромиссных решений.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены