4-11 августа 2001 г.
Источник: газета "Зеркало недели" (Украина)
Автор: Георгий Малинский
Рынок нефтепродуктов: кто кого ...
То, о чем много говорили, началось: рынок нефтепродуктов вступил в следующую фазу своего развития - большого передела.То, что она неизбежна, было очевидно уже на стадии прихода в Украину сразу нескольких крупных российских нефтяных компаний: "ЛУКОЙЛа" - на Одесский нефтеперерабатывающий завод; "Тюменской нефтяной компании" (ТНК) - на Лисичанский НПЗ (ОАО "ЛиНОС"); группы "Альянс" (оператора "Казахойла") - на Херсонский НПЗ.
Поставляя нефть на собственные НПЗ, названные компании неизбежно сталкивались и с проблемой реализации произведенных из нее нефтепродуктов. Кое-что, в основном, мазут и частично дизельное топливо предназначалось на экспорт, но бензин и основная доля дизельного топлива неизбежно должны были продаваться на внутреннем рынке Украины.Еще до появления на украинском рынке российских нефтяных компаний было известно, что в России ТНК и "ЛУКОЙЛ" активно занимаются созданием и развитием собственных сбытовых сетей. Создание таковых и в Украине являлось лишь вопросом времени. И начавшееся сейчас развертывание программ по организации розничной сети реализации нефтепродуктов происходит скорее поздно, чем рано.
Год-полтора россиянам потребовалось на решение внутренних проблем взятых ими под контроль украинских НПЗ, вроде получения полного контроля над ними (свыше 94% акций на Одесском НПЗ у "ЛУКОЙЛа" и 78, 4% у ТНК на ЛиНОСе), начало частичной реконструкции заводов, организацию системы крупнооптового сбыта (через аукционы и трейдеров).
Однако к началу этого года основные организационные моменты были уже позади и стороны подошли к вопросу собственного сбыта нефтепродуктов. При этом все прекрасно понимали, что строительство сотен автозаправочных станций (АЗС) и десятков новых нефтебаз малорентабельно, так что акцент делался на использование существующих.ТНК заявила, что она будет работать в хорошо зарекомендовавшей себя в России системе франчайзинга (у тюменцев ее называют на американский манер "джоббинг"). Основная идея франчайзинга в том, что владельцы АЗС заключают договор с крупной компанией-поставщиком нефтепродуктов. Согласно такому договору компания обязуется стабильно и регулярно поставлять на АЗС нефтепродукты гарантированного качества и с ценовыми скидками. Причем, в случае нехватки нефтепродуктов для украинских АЗС, компания будет поставлять их с российских заводов. Взамен автозаправка, оставаясь в собственности его прежнего хозяина, обязуется торговать только нефтепродуктами этой компании и под ее вывеской, т.е. ТНК, "ЛУКОЙЛ", BP и т.п. Кроме того, АЗС должна соответствовать корпоративным требованиями по уровню услуг, а также предоставлять их под символикой фирмы-поставщика нефтепродуктов.
Договор обычно заключается на срок более года и его выполнение контролируется обеими сторонами. К примеру, достаточно регулярно проверяют, чтобы в баки заправляемых машин заливали именно бензин, а не смесь на его основе. Кроме того, при заключении договоров устанавливается минимальная цена на отпускаемые нефтепродукты.
Достоинством данного способа для нефтяной компании является возможность быстро проникать и закрепляться на новых рынках. В частности, отпадает необходимость длительного оформления и согласования многочисленных лицензий, разрешений, землеотводов и т.п. Это резко сокращает сроки ввода в строй "фирменных" АЗС, не говоря уже о том, что экономятся деньги на строительство новых.С середины прошлого года ТНК вела активные переговоры с нефтетрейдерами на предмет их участия в таком проекте. Сначала была достигнута договоренность с группой "Логрус", что в общем и неудивительно: группа традиционно ориентировалась на лисичанские нефтепродукты. Процесс переговоров прошел достаточно успешно и в середине июня президент компании "ТНК-Украина" Александр Городецкий уже представлял руководителей фирм-операторов программы. Компании оказались вполне известные, такие, как донецкое ООО "Аль-Ями Интернешнл" (планирует привлечь к программе до 50 своих и чужих АЗС), ООО "Форт Ойл" (более 30 АЗС в Киевской области), "Рур групп С.А." (до 25 АЗС в Кировоградской области) и, естественно, старый партнер - ЗАО "Логрус" (34 АЗС в Луганской области). Все они будут региональными представителями ТНК, привлекая к участию в программе другие автозаправки.
Основным сюрпризом стало привлечение к джобберской программе ТНК двух крупнейших нефтетрейдеров - ООО "Альфа-Нафта" (200-250 АЗС) и ООО "Синтоза Ойл" (до 140 АЗС) - в Днепропетровской и Запорожской областях. Обе эти компании сами являются крупными акционерами западноукраинских НПЗ и имеют контрольные пакеты акций в семи предприятиях по реализации нефтепродуктов (Кировоград-, Сумы-, Чернигов-, Житомир-, Хмельницк, "Черновцыоблнефтепродукт" и "Севастопольгорнефтепродукт").
Ожидается, что "Синтоза" будет предоставлять ТНК в Днепропетровской и Запорожской областях. Впрочем, окончательные детали работы с этими компаниями еще подлежат согласованию.Вообще планы ТНК достаточно амбициозны - продавать через собственную сеть заправок до 1 млн. тонн нефтепродуктов в год. Менеджеры ТНК неоднократно заявляли о намерении в ближайшее время, два-три года, привлечь под программу "джоббинга" сотни заправок. (Сначала говорили о 300, а сейчас уже планируют 600-650 АЗС). В перспективе компания планирует полностью реализовывать через джобберов бензин марок А-80 - А-98.
В качестве стратегической цели ТНК ставит обеспечение своей доли на рынке Украины до 25-30%. Причем, помимо джобберской сети, компания постепенно начнет строить и собственные фирменные АЗС. Правда, пока их будет немного, до десятка.Очень похожую программу предполагает и "ЛУКОЙЛ", который намерен довести количество АЗС, работающих под его логотипом, до 150. В основном они будут размещаться вдоль крупных автотрасс в Одесской, Кировоградской и Запорожской областях.
Кроме того, после приобретения "Орианы" "ЛУКОЙЛ" расширяет свое присутствие в Западной Украине (Тернопольской, Львовской, Житомирской областях). Естественно, не остались обделенными вниманием Киев и Киевская область. Координатором программы по Украине выступает ПИИ "ЛУКОЙЛ-Украина".Исключением оказался Крым - его курирует отдельная компания "ЛУКОЙЛ-Крым". Под логотипом "ЛУКОЙЛа" сейчас работают порядка полусотни АЗС плюс до 20 АЗС работают в Крыму.Спецификой лукойловской программы является упор не на франчайзинг, а на аренду АЗС. Иначе, как там считают, сложно гарантировать качество разливаемого бензина. Впрочем, к этому тоже подходят "без фанатизма", допуская различные варианты сотрудничества. Тот же "ЛУКОЙЛ-Крым" имеет даже целую программу "Франчайзинг", да и в Киеве первые шесть АЗС будут работать именно по этой схеме. В планах компании получить контроль над 10 нефтебазами. Вообще идея построения сбытовой сети примерно такая: 10-15 заправок и наличие собственной нефтебазы. Это допускает возможность дальнейшего увеличения сети АЗС.
Свою программу развития сети выдвигал и купивший Херсонский НПЗ "Казахойл". Он планировал развивать сеть АЗС в областях, близких к Херсонскому НПЗ. В частности, в Херсонской, Николаевской, Запорожской, Черкасской, Кировоградской областях, на юге Днепропетровской области, а также в Крыму. Впрочем, на пути этих планов лежит ряд препятствий как объективного, так и субъективного порядка. Херсонский НПЗ - самый старый из заводов и нуждается в серьезной реконструкции. Без этого трудно гарантировать приличное качество отгружаемых нефтепродуктов.
Кроме того, в этом году малоприятный сюрприз преподнесли заводу и его бывшие акционеры. После покупки казахами 60% пакета акций новые владельцы долго выясняли с ними отношения по старым долгам. В конце концов, вопрос как-то утрясли, разойдясь не то чтобы друзьями, но без особой драки. Однако на прощанье один из бывших крупных акционеров НПЗ - фирма "Содружество" - преподнесла маленький подарочек. Она заключила соглашение с "ЛУКОЙЛом" о том, что ее два десятка АЗС на юге Украины (в Кировоградской, Херсонской и новейшая в Запорожской областях) будут работать именно с ним. Между тем Херсонский НПЗ рассчитывал на то, что для реализации своей продукции удастся использовать имевшиеся сбытовые сети этих компаний. Сейчас "Казахойл" объявил о скупке АЗС по всей Украине.Вообще положение Херсонского НПЗ достаточно сложное: ближайший конкурент - Одесский НПЗ - всего в паре сотен километров, что гарантирует напряженную борьбу за рынок. Да разве только с Одессой. Совсем недалеко от проходной Херсонского НПЗ можно любоваться заправкой Кременчугского НПЗ.Весной число претендентов на кусочек украинского нефтерынка еще увеличилось. Пришел еще один игрок: российско-белорусская нефтегазовая компания "Славнефть".
В принципе, переговоры о ее выходе на украинский рынок идут довольно давно, но до чего-то конкретного дело долго не доходило. Однако в начале этого года "Славнефть" зарегистрировала фирму-оператора на украинском рынке - "Славянские нефтепродукты". С марта текущего года через десяток АЗС она реализует нефтепродукты производства принадлежащего "Славнефти" белорусского Мозырьского НПЗ. До конца года число таких АЗС должно увеличиться до 35-40.В мае президент "Славнефти" Михаил Гуцериев заявил в Киеве, что в перспективе компания намерена занять 10-15% украинского рынка нефтепродуктов. При этом основной акцент будет делаться на реализацию мелкооптовых партий нефтепродуктов в близких к Мозырю областях - Житомирской, Ивано-Франковской, Хмельницкой. Ведутся переговоры с фирмой "Современник" (Крым), "Галнефтегаз" (Львов). Да и киевляне уже видят работающие по франчайзингу со "Славнефтью" заправки фирм "ТИКО" и "АТЕК-95".
Вполне понятно, что отношения между новопришедшими компаниями сложные - все они конкуренты. Но как бы они ни относились друг к другу, а в Украине россиянам понадобится и взаимодействие. Все-таки при всей их мощи они здесь чужие, и играть им приходится на другом (хотя и хорошо уже знакомом) рынке.Необходимость взаимодействия хорошо показал случай с принятием в январе Верховной Радой Украины закона "О стимулировании развития сельского хозяйства на 2001-2004 годы". Один из его подпунктов был ну просто "лапочка" - он незатейливо предусматривал, что на период до 2004 года, с 1 февраля по 1 октября, импортеры дизтоплива освобождались от уплаты ввозной пошлины и других налогов. Этот закон нефтяные компании просто прохлопали, и он был принят для них совершенно внезапно и, соответственно, без особого противодействия на этапе его рассмотрения. Правда, в конце концов все обошлось: таможня, ссылаясь на противоречия в законодательстве, не дала залить страну импортной соляркой по демпинговым ценам. И выдержала эту позицию до конца, несмотря на многочисленные иски трейдеров-импортеров. В июне злополучный пункт в законе наконец отменили.
Впрочем, для его отмены собственникам заводов пришлось потрудиться. В частности, четыре НПЗ - ЛиНОС, Одесский, Херсонский и Кременчугский - дали письменную гарантию аграриям, что во время уборки урожая будут поддерживать стабильность цен на дизтопливо на нынешнем уровне 1510-1530 гривен за тонну, а его максимальная цена не превысит 1700 гривен.В протоколе, подписанном Минагрополитики и этими НПЗ, предусмотрено, что заводы в период уборки продадут селу по этим ценам в июне-августе 770 тыс. тонн дизтоплива: ЛиНОС - 370 тыс.; Одесский НПЗ - 150 тыс.; Кременчугский НПЗ - 150 тыс. и Херсонский НПЗ - 100 тыс. тонн. Взамен министерство любезно согласилось с отменой льгот на импорт дизтоплива...
Кстати, быстрой отмене во многом способствовало то, что солярки в стране было вполне достаточно и цены на нее медленно падали. Ту же посевную прошли практически незаметно, без уже привычной истерики. Более того, на нее израсходовали не привычный миллион солярки, а всего 600 тыс. тонн. Любопытно, куда только раньше "сливалось" остальное горючее? Да и на уборочной паники не ожидают...
Правда, с 1 июля на отечественные НПЗ новая напасть - в России вводятся новые правила взимания НДС. Согласно им сырая нефть при экспорте налогом будет облагаться, а вот экспортеры готовых нефтепродуктов уплаченную денежку получат обратно. Это могло бы здорово подстегнуть импорт нефтепродуктов из России и, соответственно, ослабить мотивацию россиян к работе на здешних заводах. Ведь многие импортеры будут покупать нефтепродукты в России у тех же ТНК, "ЛУКОЙЛа" и "Славнефти". Впрочем, вряд ли это критически отразится на поставках нефти - будут просто искать другие схемы поставок. Тем более что и раньше они широко применялись. К примеру, очень приличная часть казахской нефти, поступающая в Украину, реально является вполне российской. Просто производились операции по замещению нефти: российская нефть поставляется на казахский Павлодарский завод, а взамен в Украину идет казахская. Данная операция позволяла прилично экономить на уплате российского НДС. Возможны и другие варианты разных поблажек местным производителям, типа отсрочки уплаты акцизов и проч.
В принципе, ребята они все тертые и постараются в этой ситуации выжать максимум возможного. Так что, несмотря на явный провал переговоров с Москвой, слухи о том, что местной нефтепереработке полный "каюк", слегка преувеличены. Работать исключительно на импортных нефтепродуктах тоже вряд ли получится. Блаженные времена "льготного" импорта через компании типа "Бизон" уже не повторятся - не допустят те же владельцы НПЗ.
Хочешь жить - вертись...
Создание россиянами крупных сбытовых сетей серьезно перекраивает и структуру украинского сбыта нефтепродуктов. Сейчас на нем более шести тысяч АЗС, принадлежащих 3, 5 тыс. разных хозяев. Т. е. преобладающее большинство компаний владеют одной-двумя заправками. В ближайшее время ситуация серьезно изменится, особенно у крупных автотрасс. "Одиночные" АЗС будут все больше вытесняться фирменными. Последние смогут гарантировать как минимум лучшее качество топлива. Конечно, милая привычка разводить бензин не сразу уйдет в прошлое (этим страдают и в крупных компаниях), но все-таки у "крупняка" качество будет получше. Параллельно "мелочь" потеснят и в крупных городах, хотя здесь им будет проще сохранить позиции - имеется постоянная клиентура.Кстати, уже обозначились контуры топливной "битвы за Киев и окрестности". Свои позиции в регионе усиливают "ЛУКОЙЛ" (строит сеть АЗС и нефтебазу), ТНК (планирует строить 10 АЗС + франчайзинг), "Славнефть" (создает сеть франчайзинговых станций). Впрочем, от такой конкуренции потребители только выиграют.
Ключевой вопрос: что достанется украинцам (в смысле нефтетрейдерам, НПЗ и владельцам АЗС) на этом празднике жизни? Будут ли они развиваться и дальше или все будут подмяты россиянами?С учетом того, что сейчас основные НПЗ принадлежат иностранным компаниям, основания для опасений в принципе есть. Кто владеет нефтью, тот и заказывает музыку. И очевидно, что свои, т.е. джобберские или франчайзинговые компании, всегда будут иметь маленькие поблажки.В общем, чтобы уцелеть, украинским компаниям придется группироваться, укрупняя свой бизнес. Иначе они рискуют выжить разве что в глубинке и на второстепенных трассах. Там, конечно, хорошо, птички поют, травка зеленая - только денег мало. Нельзя сказать, чтобы они этого не понимали. Свою сеть уже создали "Альфа-нафта" и "Сентоза", частично она будет работать с россиянами, а частично и за свой счет.Недавно ряд оффшорок, "дружественных" акционерам "Приватбанка", проводили консолидацию активов в ряде сбытовых компаний. Из совсем свежих примеров - планы создания сети из более чем сотни АЗС на западе Украины фирмой "Галнефтегаз". В общем, люди шевелятся.
Из украинских проектов по нефтепереработке стоит отметить серьезные подвижки на Кременчугском НПЗ (ЗАО "Укртатнефть"), едва ли не последнем заводе, где у государства остался крупный (43%) пакет акций. Дрогобычский НПЗ с его вечными "судами и пересудами", похоже, уже не в счет. Завод уже больше года ищет инвесторов, способных загрузить его установки нефтью. Еще в прошлом году принято решение о разукрупнении его бизнеса, с выделением четырех технологических цепочек (заводов). С 1 июня одна из установок сдана в аренду украино-американской "Кременчугской нефтяной компании". А если договорятся со "Славнефтью", то в аренду сдадут и вторую установку. Тем более что существует и собственная сбытовая сеть. "Торговый дом "Укртатнефть", акционером которого является НПЗ, контролирует до сотни АЗС в 11 регионах.
С другими проектами дела идут хуже. Контролируемый "Уотфордом" Надвирнянский НПЗ (ОАО "Нефтехимик Прикарпатья") откровенно слабо работал в прошлом году и совсем плохо в текущем.Из других украинских участников можно отметить и основного производителя нефти - ОАО "Укрнефть". Правда, хотя его руководство и пытается перейти от продажи нефти (пусть и на аукционах) к продаже светлых нефтепродуктов, ощутимых сдвигов мало. Проекты о совместной деятельности с отечественными НПЗ пока что так проектами и остаются. В случае с Кременчугом, похоже, затевать уже просто поздно. Повезет ли больше с другим проектом - в Дрогобыче?
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены