31 марта - 7 апреля 2001 г.
Источник: "Зеркало недели" (Украина)
Автор: Олег Гавриш
Законотворческий кризис жанра
Март на украинском рынке нефтепродуктов не разбудил от зимней спячки спрос, зато донельзя "растопил" цены, превратил ручейки экспортных нефтепродуктов в реки и запомнился законодательными метелями. В результате аграрии, как и в прежние годы, не смогли воспользоваться льготами, принятыми "под себя". Не удалась и попытка "покрасить" аграриев и импортеров нефтепродуктов в один цвет - в Кабмине на сей случай не оказалось дальтоников. Нет худа без добра. Производители солярки, понимая, что спасение утопающих в их же руках, стали искать новые возможности конкурировать по цене с импортерами. Потребители же, включая и крестьян, довольствуются экстремально низкими ценами на нефтепродукты.
Закон и законники
Целесообразность введения льгот для импортеров дизтоплива не могут объяснить ни аграрии, ни народные депутаты. Как сообщил "ЗН" Олег Юхновский, зампред парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений, "Закон о поддержке сельхозпроизводителей, в части отмена льгот на импорт дизтоплива, является достаточно декларативным, а меры, которые в нем предусмотрены, являются жестко административными, а не рыночными. Аграрии от него особенно не выиграют".
Вопросом "кто же выиграет?" Рада мучилась весь март, так и не отыскав ответа. Представленные Валерием Алешиным изменения к закону "О стимулировании развития сельского хозяйства на 2001-2004 годы", которые должны были выравнять налоговую базу для производителей и импортеров, с треском провалились. Как считают "депутаты-нефтяники", в частности Михаил Ковалко и Александр Гудыма, провалились по вине представлявшего. В то же время на ура был принят закон, который обкладывает акцизным сбором нефтепродукты, произведенные на отечественных НПЗ из давальческой нефти. То есть, положения, которые служат выравниванию прав производителей и импортеров, успешно проваливаются, а поддерживающие импортеров через удорожание украинского горючего - успешно проходят.
В ближайшее время законодатели собираются рассмотреть кассовый метод оплаты налогов при импорте нефтепродуктов. В прошлом году, по данным Гостаможслужбы, благодаря применению этой схеме оплаты сумма начисленных, но не оплаченных в госбюджет налогов, превысила 884 млн. грн. Это и является ценой очередных льгот для импортеров. В Кабмине считают, что платить налоги должны и НПЗ, и импортеры готовых нефтепродуктов, поэтому в начале апреля правительство подаст собственный вариант законопроекта, предусматривающий отмену льгот.
Поставки и потребности
Аграрии подсчитали, что для успешного выполнения программы "Зерно 2001", точнее, ее первой, посевной, части, им достаточно 1069 тыс. тонн дизтоплива и 570 тыс. тонн бензина. Но эти цифры завышены априори: по данным Минэкономики, использование нефтепродуктов аграриями в период посевной составило в 1999 году - 252 тыс. тонн бензина и 702 тыс. тонн солярки, в 2000-м - 143 и 489 тыс. тонн соответственно.
Выходит, что аппетиты аграриев вдвое больше, чем отрасль может переварить. Разница между фактическим и плановым объемом потребления в АПК объяснили тем, что не всегда удается засеять необходимые площади. Наверное, такое объяснение может устроить только самого министра. С начала января по 27 марта отечественные НПЗ произвели более 600 тыс. тонн дизтоплива и 400 тыс. тонн бензина. НПЗ уже выдали весь реально необходимый крестьянам объем горючего и продолжают стабильно работать. "Можно утверждать, что сельхозпроизводители будут обеспечены ГСМ в этом году полностью. Очевидно, что никакие дополнительные стимулирующие импорт меры не нужны. Вообще, предоставляя льготы, мы поддерживаем импортеров, а не предприятия АПК. Гораздо умнее было бы ввести прямые дотации конкретным фермерам или КСП с той части денег, которые собираются за счет акцизного сбора, уплаченного с нефтепродуктов. Тогда мы, по крайней мере, кредитовали бы того, кому это действительно нужно", - считает Светлана Нифонтова, замначальника управления, начальник отдела нефти и газа Минэкономики Украины.
Фактически, с этим соглашается Валентин Яковенко, заместитель Министра аграрной политики Украины: "Сегодня сельхозпроизводители обеспечены ГСМ "под завязку", и цены на горючее нас устраивают". Логично спросить: кому же нужен дешевый импорт солярки?
Цены и аукционы
Ценовая динамика, так же, как и объемы поставок, не может не устраивать крестьян. С 27 февраля по 27 марта стоимость всех видов нефтепродуктов во всех сегментах рынка и во всех регионах снизилась. В среднем опте падение цен составило на ДТ 6-10%, на А-76 - 4-7%, на Аи-92 6-8%, Аи-95 4-7%. Более стремительно снижались цены в Днепропетровской, Киевской, Львовской, Черниговской, Харьковской, Донецкой и Кировоградской областях и в Крыму; замедленными темпами - в Луганской, Одесской, Полтавской, Николаевской и Херсонской областях. Во второй половине марта мелкооптововый сегмент торговли топливом повторил тенденцию среднеоптового. На сегодня лишь владельцы АЗС держат цену и делают вид, что на рынке ничего не происходит.
"Цена в 1600-1620 грн. за тонну дизтоплива, сложившаяся сегодня на рынке, является минимальной за последний год", - подытоживает С.Нифонтова. Обилие дешевых нефтепродуктов в оптовом предложении некоторые специалисты связывают с возможным увеличением импортных поставок с использованием схем ухода от налогов.
Показателен опыт аукционов по продаже нефтепродуктов, которые сегодня являются единственным прозрачным механизмом ценообразования, где как на ладони видны все болезни рынка. Так, в марте количество покупателей на аукционах "ТНК-Украина" увеличивалось стремительнее, чем объемы продаваемых нефтепродуктов: на семи аукционах 242 покупателя приобрели 67 тыс. тонн бензинов и 39 тыс. тонн дизтоплива. Как считают специалисты УМВБ, если бы сельхозпроизводители пришли на аукционы, то и объемы продаж росли бы стремительно. Валентин Яковенко считает, что "КСП и фермеры не могут участвовать в аукционах по продаже нефтепродуктов, так как им нужны маленькие партии топлива объемом в 150-200 тонн, не больше". Олег Андронов, председатель совета директоров УМВБ парирует: "Минимальная партия нефтепродукта, продаваемая на аукционе, составляет 110 тонн. Нефтепродукты в этом объеме может приобрести любой желающий".
Производители и события
Производители в марте не снизили объемов переработки нефти и увеличили экспорт готовых нефтепродуктов. В феврале экспортировалось преимущественно лисичанское и одесское горючее; экспорт составил 49,1 тыс. тонн бензина и 159,5 тыс. тонн дизтоплива. В мартовской нефтепереработке было отмечено четыре ярких события. Первое - наконец-то заработали все НПЗ, причем на "Галичину" впервые в этом году была поставлена нефть из России.
Во-вторых, были согласованы детали создания СП на базе "Укрнефти" и "Укртатнефти", что приблизило создание первой украинской вертикально-интегрированной компании. Как сообщил по этому поводу Александр Шлапак, замминистра экономики Украины, "мы поддерживаем этот проект при одном условии - что установка, на которой будет перерабатываться украинская нефть, полностью перейдет под влияние "Укрнефти". Договоренность для начала была именно такой. Пока речь идет об ограниченном объеме переработки, а оставшийся объем нефти, собственно, как и полученные нефтепродукты, будет продаваться на аукционах".
В-третьих, "ТНК-Украина" сумела получить синдицированный кредит от WestDeutsche Landesbank'а в 50 млн. долл. Последнее событие является, мягко говоря, необычным, так как "ЛиНОС" до сих пор остается должником WestDeutsche Landesbank'а и кредитная линия открыта без гарантий украинского правительства. Как сообщил "ЗН" Олег Тихолюк, финансовый директор "ТНК-Украина", "мы намерены привлечь к кредитованию нашей работы в Украине не только иностранные, но и украинские банки, с которыми у нас уже идет повседневная работа и активные переговоры. Среди них "Аваль", "Укрсоцбанк", "Укрэксимбанк", "Приватбанк", "Альфа-банк" и некоторые другие. Общая сумма необходимых под разные программы кредитных ресурсов оценивается нами в объеме 100 млн. долл., что будет зависеть от состояния рынка и его потребности в нефтепродуктах, производимых на "ЛиНОСе". В-четвертых, закончены ремонтные работы на "ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ", которые позволят довести переработку нефти до 200 тыс. тонн в месяц. По данным пресс-службы Одесского НПЗ, на 15 марта в реконструкцию вложено 967 тыс. долл. из 1,45 млн. долл. выделенных средств.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены