30 марта 2001 г.
Источник: "Правда Украины"
Автор: Виталий Кустов
Нефть с привкусом скандала
Украина могла бы гордиться своим территориальным расположением и возможностью получать солидные средства за транзитные услуги. Между тем не все так просто. Коллегия Счетной палаты Украины провела недавно анализ функционирования отечественных магистральных нефтепроводов. Выводы оказались неутешительными: осуществляемая правительством регуляторная политика и существующая система расчетов за транспортировку черного золота через территорию Украины наносит вред(!) госинтересам...
Нефтепроводы скоро "заржавеют"?.
Как известно, наша страна владеет мощнейшей сетью магистральных нефтепроводов. Они способны не только полностью удовлетворить возрастающие потребности России в перекачке черного золота на экспорт, но и решить вопросы поставки нефти на украинские перерабатывающие заводы. В то же время, согласно данным СПУ, нефтепроводы используются крайне неэффективно. И это при том, что созданы максимально щадящие условия: низкие тарифы, льготы по налогообложению.
Вдумайтесь только. В сравнении с 1991 годом объемы транспортировки уменьшились почти на 25 процентов. Сегодня они колеблются на отметке 66 миллионов тонн в год (в том числе экпортный транзит - 54 миллиона). А ведь пропускная способность наших нефтепроводов на входе - 120 миллионов тонн, а на выходе - 67, 2 миллиона. В прошлом году отечественным нефтеперерабатывающим заводам было поставлено всего-навсего 7, 6 миллиона тонн черного золота. К этому можно добавить, что на протяжении последних лет объемы переработки нефти украинскими НПЗ снизились почти в 6 раз.
А воз и ныне там...
В Счетной палате утверждают: за годы независимости не произошло никаких существенных сдвигов в развитии нефтетранспортировки. Оборудование (включая и трубопроводы) эксплуатируется уже более 30 лет. Как результат - его изношенность местами доходит до 80 процентов. Оборудование требует реконструкции и обновления. По поводу прокладки нефтепровода "Одесса-Броды". Согласно данным СПУ, строительство нефтеперевалочного комплекса "Южный" и вышеупомянутого нефтепровода - начатое еще в 1994 и 1997 годах(!) - до сих пор не завершено.
Еще один нюанс. В Счетной палате уверяют, что Кабмин не должен был направлять на финансирование нефтепровода деньги предприятий магистральных нефтепроводов. Тем самым правительство превысило свои полномочия, поскольку "использование финресурсов государства должно осуществляться только через бюджет".
Реформирование со знаком минус.
Хватает претензий и к реформированию управления нефтегазовым комплексом. По мнению СПУ, этот процесс осуществлялся непоследовательно. Как выяснилось, создание НАК "Нефтегаз Украины", преобразование госпредприятий "Магистральные нефтепроводы "Дружба" и "Приднепровские магистральные нефтепроводы" в государственные акционерные общества были проведены Кабмином... с нарушением законодательства. В Счетной палате считают, что предоставление госпредприятиям статуса АО и отсутствие со стороны властей надлежащего контроля за их деятельностью создает условия для разбазаривания денег и нарушений в использовании госсредств.
В частности, по состоянию на 1 октября 2000 года долги по операциям, касающимся безосновательного предоставления в 1995-99 годах финпомощи, займов, сомнительного беспроцентного финансирования различных фирм и структур - составляли: по ГАО "Приднепровские магистральные нефтепроводы" - более 134 миллионов гривен, а по ГАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба" - 11 миллионов. К этому можно добавить, что в составе упомянутых обществ созданы и действуют непрофильные(!) предприятия. Что, по мнению СПУ, позволяет уклоняться от контроля и уплаты налогов.
...И никаких дивидендов.
В связи с экономической политикой Кабмина вообще возникает много вопросов. В частности, как оказалось, Минфин определял суммы отчислений - от поступлений платы за транспортировку нефти - без соответствующего экономического обоснования, анализа и расчетов. Размер сумм отчислений (установленный на 1999-2001 годы) явно занижен. Это, в свою очередь, приводит к потерям госбюджета и получению предприятиями магистральных нефтепроводов неоправданно высоких прибылей.
Остаток нераспределенной прибыли у вышеупомянутых предприятий к началу 2001 года составлял более 713 миллионов гривен. При этом государство, которое, напомним, является единственным акционером и собственником предприятий - не получило никаких дивидендов. Нормально ли это?..
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены