17 июля 2000 г.
Источник: "Эксперт"
Автор: Глеб Парфенов
Женщина против олигархов
Российские компании получили возможность перестроить под себя энергорынок Украины
Когда в конце прошлого года "Газпром" заявил о планах сократить газовый транзит через Украину на 75%, в киевских коридорах власти царило настроение, близкое к панике. Подобный шаг, без преувеличения, может привести украинскую промышленность к краху, ведь почти половина всего потребляемого на Украине газа достается ей за транзитные услуги. Попавшее в критическую ситуацию правительство в спешном порядке разработало реформу энергорынка, дабы обеспечить "мягкую посадку" экономике после потери газового транзита. Преобразования направлены прежде всего против нескольких влиятельных украинских олигархов, сумевших за десятилетие независимости превратить энергорынок в сверхприбыльный филиал своих финансово-промышленных империй, используя бартерные цепочки и фиктивные неплатежи. Как ни парадоксально, в этом столкновении естественным союзником "реформаторов" становится российский капитал.
Перестройка рынка
О начале кардинальных перемен в украинском ТЭК было объявлено сразу же после смены правительства в Киеве в декабре прошлого года. В кабинете даже появился специальный пост - вице-премьер по вопросам ТЭК. По иронии судьбы его заняла экс-глава некогда крупнейшего украинского газотрейдера - корпорации "Единые энергосистемы Украины" (ЕЭСУ) - Юлия Тимошенко, в свое время отработавшая до артистизма бартерно-зачетные схемы на энергорынке. Правда, в последние годы она пребывала в опале, и у нее было время подумать над смыслом происходящих в стране событий. Тимошенко выбрала три основных направления реформы, каждое из которых затрагивало интересы сложившихся на рынке финансово-промышленных групп. Прежде всего вице-премьер решила разобраться с госкомпанией НАК "Нефтегаз Украины", занимающей доминирующие позиции на газовом рынке страны. Тимошенко предложила отобрать у НАК функции по непосредственной продаже газа, оставив ей только транспортировку и производство. Во-вторых, Тимошенко нанесла удар по владельцам приватизированных облэнерго. Согласно ее предложениям, областные энергоснабжающие компании лишаются права продажи электроэнергии потребителям. И наконец, Тимошенко предложила (кабинет министров уже одобрил эту инициативу) полный запрет на использование неденежных форм расчетов на энергорынке, что окончательно подрубало бизнес трейдеров.
"Тимошенко лишает прежних хозяев рынка рычагов влияния на ситуацию, - считает один из участников энергорынка. - После этого она сможет сделать с рынком все, что захочет. Вряд ли речь идет о том, чтобы вернуть ЕЭСУ прежние позиции. Просто Тимошенко понимает, что тот государственный чиновник, который сейчас управляет структурными изменениями в ТЭК, будет иметь решающее влияние на развитие ситуации в стране в ближайшие годы". Согласно изменениям к Закону об электроэнергетике, принятым парламентом в конце июня, создано госпредприятие "Энергорынок", которое является монопольным покупателем всей производимой в стране электроэнергии и ее продавцом областным энергораспределяющим компаниям (облэнерго). Деньги за поставки теперь будут направляться на специальный, контролируемый правительством распределительный счет - серьезный удар по олигархам рынка.
На газовом рынке также намечаются крайне интересные перемены. Известно, что будет создано совместное предприятие в форме ЗАО под названием "Оптовый рынок газа", которое может получить монопольное право на продажу всего объема газа, который добывается на Украине, передается в качестве платы за транзит и продается российскими поставщиками (такая схема реформирования рынка обсуждается сейчас в кабмине). Предполагается, по словам Юлии Тимошенко, что СП будет поставлять газ областным газопоставляющим организациям (облгазам). Кроме того, если облгазы не смогут подписать соответствующие договоры с "Оптовым рынком", то последний создаст в регионе собственные представительства. Или облгазы, или представительства СП будут самостоятельно поставлять газ всем категориям потребителей на своей территории. Однако самое интригующее - кто будет выступать в качестве учредителей "Оптового рынка". Это НАК "Нефтегаз Украина" и российская компания "Итера" (предварительно распределение долей 50:50). И хотя вокруг полномочий этой компании еще идут споры, однако уже сейчас очевидно, что СП будет играть ключевую роль в развитии ситуации на газовом рынке страны.
Новый расклад
Реформа энергорынка, как показывает пример с "Итерой", предоставляет новые возможности внешним игрокам - российским или западным компаниям. На газовом рынке, к примеру, звезда украинских газотрейдеров сейчас закатилась, и они вряд ли сумеют оказать значительное влияние на развитие ситуации. Поэтому именно россияне получают возможность установить контроль над рынком. Собственно, "Итера" это уже делает, выступая в качестве учредителя предприятия-монополиста на украинском газовом рынке и контролируя региональных поставщиков газа. Почему на этот шаг решился пойти Киев? Во-первых, прямое давление "Газпрома" и Москвы на Украину по вопросу о газовых долгах. В такой ситуации переход газового рынка страны под контроль "Итеры" (компании, как утверждают, близкой к топ-менеджменту "Газпрома") переведет на более приемлемый уровень переговоры с Россией как о текущих поставках газа, так и о реструктуризации долгов за него. Во-вторых, к концу года на Украине ожидается дефицит газа более чем в 10 млрд кубометров. Иначе как при помощи "Итеры" восполнить его возможности нет. Таким образом, у "Итеры" и "Газпрома" есть все шансы значительно упрочить свое влияние на газовом рынке Украины, а через него - и над другими секторами экономики страны (металлургия, химия и сельхозпродукция).
Сопротивление этому процессу со стороны западного бизнеса просматривается крайне слабо. Действительно, Украина некоторое время назад представляла определенный интерес для международных газовых компаний благодаря своему крайне выгодному географическому положению. Контроль над газотранспортной системой Украины означал фактически контроль над экспортом российского газа в Европу. В 1995-1996 годах появились первые сведения о том, что западные компании (в частности BP и Shell) ведут переговоры с Киевом о покупке газотранспортной системы страны. Однако диверсификация российского транзита и перенос основного направления с Украины на Белоруссию, похоже, охладил пыл британцев. Все говорит о том, что западные газовые гиганты в геополитическом отношении уступают Украину российским компаниями и не намерены в ближайшее время осуществлять на ее территории крупные проекты. Что касается электроэнергетики, здесь ситуация намного сложнее. Сейчас готовится продажа всех оставшихся в собственности государства облэнерго. Официальный Киев постоянно намекает на то, что в качестве их новых хозяев он хотел бы видеть "западных стратегических инвесторов". Для продажи части облэнерго отобраны советники из числа представительств западных банков в Украине (в частности Credit Suisse First Boston). Другими словами, готовится почва специально под инвестора из дальнего зарубежья.
Однако желание и возможности западных компаний участвовать в этих мероприятиях не следует преувеличивать. Во-первых, Запад отпугивает неразбериха на энергорынке. Во-вторых, на приватизацию облэнерго претендуют также и украинцы. И хотя финансово они, конечно же, конкурировать с зарубежными структурами не могут, однако политически вполне в состоянии заблокировать попытки последних приобрести энергокомпании. Тем более что пример успешной борьбы с западными конкурентами уже есть. Так, в 1998 году французская компания Electricite de France участвовала в конкурсе по "Одессаоблэнерго", однако проиграла группе "Финансы и кредит", проявив полное незнание местной специфики приватизационных процессов. Несмотря на то что шансы россиян поучаствовать в распродаже энергораспределяющих компаний невелики, предпосылки для проникновения на украинский рынок все же имеются. Прежде всего они могут купить генерирующие компании (как раз к ним интерес западных инвесторов в последнее время значительно ослаб). ТЭС и АЭС на Украине напрямую зависят от поставок российского топлива, поэтому вполне возможно создание СП или долевое участие российских компаний в эксплуатации станций. Например, в нынешнем году под давлением Запада Украина должна будет окончательно завершить эксплуатацию Чернобыльской АЭС. В условиях нарастающего дефицита генерации единственным вариантом спасения энергосистемы страны является срочное завершение строительства 4-го энергоблока на Ривненской и 2-го на Хмельницкой АЭС. В финансировании этих работ Запад особой активности не проявляет. В то же время с российской стороной уже давно ведутся переговоры о завершении строительства энергоблоков. В этом случае Россия может претендовать на совместную эксплуатацию украинских АЭС в счет проведенных работ по их реконструкции. Правда, в конечном итоге все будет зависеть от сформированной структуры энергорынка. С точки зрения российских компаний наиболее приемлемым является вариант усиления роли генерации в управлении энергопотоками в стране и ослабления влияния на рынок облэнерго, которые скорее всего будут контролироваться местными группами и и западными энергокомпаниями.
Политический пасьянс
К осени в Киеве все ожидают крупных потрясений. Крупнейшие украинские бизнес-группы, недовольные реформами правительства в ТЭК, осуществят массированную атаку на премьера Виктора Ющенко и Тимошенко, что, возможно, завершится отставкой обоих. Не исключен также и противоположный вариант, когда президент не пойдет на уступки олигархам, а наоборот, устроит их зачистку, сохранив правительство. Какой из этих двух вариантов более подходит России, сказать трудно. С одной стороны, Ющенко декларирует свою активную "прозападную" позицию и якобы именно для западных инвесторов проводит все планируемые сегодня реформы по созданию "прозрачных" рынков. Как ни парадоксально, пока, однако, плоды этой "прозрачности" достаются российским компаниям (приватизация Николаевского глиноземного завода и "Линоса", создание СП на газовом рынке). С другой стороны, победа "украинских капиталистов" и отставка Ющенко окончательно испортят отношения Киева с Западом, так что об интеграции Украины в евроатлантические структуры можно будет надолго забыть. Вероятно, в таком случае она будет вынуждена предпринять какие-то шаги в сторону усиления интеграции с Россией, хотя скорее всего они будут носить чисто декоративный характер. В то же время перспективы прихода российских компаний ухудшатся. В экономическом плане Украина может стать закрытым государством, которым управляют местные ФПГ и срастающийся с ними госаппарат. И далеко не факт, что все это завершится новой Переяславской радой.
В общем, у Москвы есть пока время подумать, какой вариант развития событий более всего соответствует российским интересам.
Хозяева украинского ТЭК
К настоящему времени украинский энергетический рынок оказался поделен между несколькими крупнейшими компаниями. В энергетике первую скрипку играет так называемая "группа Суркиса" (руководитель - Григорий Суркис, народный депутат Украины, президент футбольного клуба "Динамо Киев"). В его группу входят энерго- и газотрейдерские компании, а также Украинский кредитный банк. В 1998 году эта группа купила контрольные пакеты акций пяти облэнерго (региональных распределителей электроэнергии), а чуть позже Укркредитбанк взял в управление еще три облэнерго (всего их 27, по числу областей). Регионы, в которых действуют эти компании, не являются наиболее промышленно развитыми, однако благодаря применению многоуровневых схем расчетов, а также банальным неплатежам за приобретаемую электроэнергию бизнес группы является высокодоходным. Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что Укркредитбанк, который специализируется на обслуживании энергозачетных и вексельных операций "группы Суркиса", по итогам первого квартала 2000 года получил прибыль в размере 193 млн гривен, что составляет 64,7% от совокупной прибыли всех остальных украинских банков. Кроме того, в политическом отношении эта группа сегодня является, пожалуй, наиболее мощной на Украине.
Несколько слабее позиции на энергорынке у группы "Финансы и кредит" (ее возглавляет бывший глава госкомпании НАК "Нефтегаз Украины" Игорь Бакай). Эта группа успела приватизировать только два облэнерго. Правда, благодаря прежней должности своего руководителя она очень основательно закрепилась на газовом рынке. С "Финансами и кредитом" связывают также имя одного из наиболее влиятельных людей в окружении президента Кучмы - Александра Волкова (давнего делового партнера Бориса Березовского). Наконец, третья мощная сила на рынке - это донецкая группа. Хотя ее бизнес географически ограничен пределами Донецкой и, частично, Луганской областей, однако ресурсы региона делают эту группу в финансовом отношении весьма мощной на данный момент украинской ФПГ. На газовом рынке она представлена крупнейшим частным украинским газотрейдером - корпорацией "Индустриальный союз Донбасса" (импортер "Итеры"). Что касается энергетики, то уже подписан указ президента, предусматривающий создание в Донбассе регионального энергорынка, а также вертикально-интегрированной топливно-энергетической компании. Последняя должна объединять шахты, добывающие энергетический уголь, "Донецкоблэнерго", генерирующую компанию "Донбассэнерго" (тепловые электростанции), а также ряд входящих в донецкую ФПГ трейдерских компаний и банк. По предварительным данным, новообразованная структура станет крупнейшей на Украине энергетической компанией.
Энергетическая революция
Юлия Тимошенко, вице-премьер Украины по вопросам ТЭК, ответила на вопросы "Эксперта"
- Юлия Владимировна, как вы намерены реформировать газовый рынок Украины?
- Мы планируем изменить схему поставок. Будет создаваться АО, где учредителями станут все без исключения отечественные и зарубежные поставщики природного газа. Определяться состав участников будет на тендерной основе. Тот, кто предложит более низкую цену и предоставит подтверждение о наличии ресурсов, станет поставщиком Украины. Это будет единый газовый пул, покупающий газ и определяющий ценовую политику в стране. Весь газ будет передаваться для реализации либо на аукционы, либо облгазам или независимым поставщикам, которые сделали предоплату. Категорически исключаются какие-либо неденежные расчеты - зачеты, векселя, бартер. Исключены будут непроплаты, несанкционированный отбор. С долгами за газ будет покончено.
- Сколько сегодня должна Украина за поставки газа?
- Миллиард четыреста миллионов долларов. Это без учета штрафов, пени, долгов "Итере" и Туркменистану.
- Возможно ли погашение газовых долгов России акциями стратегических предприятий Украины?
- Нет. Рассчитываться собственностью не представляется возможным. Но на Украине существует очень четкий и понятный механизм приватизации, и мы только приветствуем, если на Украину придет инвестор из России.
- Были планы создания СП с "Итерой", консорциума с Shell и везде фигурировал тот факт, что украинским взносом будет газотранспортная система...
- Сегодня в рамках действующего закона Украины приватизация стратегических магистралей запрещена. Газотранспортная система обязана находиться в собственности государства. Она не может быть приватизирована, ибо имеет для Украины не только экономическое, но и политическое значение.
- Каковы планы реформ в энергетике?
- Для стабилизации ситуации в атомной энергетике мы убрали по прямым контрактам всех посредников между потребителями и "Энергоатомом". Убрали все неденежные расчеты. Довели инкассацию денег за электроэнергию, поставляемую "Энергоатомом", с тринадцати миллионов гривен в январе до двухсот шестидесяти четырех миллионов в марте, и эта тенденция сохраняется. "Энергоатом" погасил многомесячную задолженность по заработной плате, рассчитался по своим долгам с российским "Твелом", причем деньгами, и регулярно с января оплачивает поставку ядерного топлива. Если сравнить с прошлым годом, то на середину года было проплачено всего двадцать процентов от необходимого Украине ядерного топлива, и, как следствие, мы получили неработающие блоки АЭС в начале зимы. Что же касается электроэнергетики в целом, то, когда я пришла на место вице-премьера, оплата денежными средствами за электроэнергию составляла шестнадцать процентов. Сегодня уже этот показатель равен сорока двум-сорока шести процентам. Я уверена: даже если мне не дадут провести реформы на рынке, все равно все то, что делает правительство сегодня, приведет к росту уровня платежей до начала осенне-зимнего периода до шестидесяти-семидесяти процентов. При этом хочется обратить внимание вот на что. Государственные облэнерго собирают сейчас пятьдесят-семьдесят процентов платежей живыми деньгами и перечисляют их производителям электроэнергии. Частные облэнерго деньгами собирают почти все, а вот производителю электроэнергии перечисляют от трех до шести-восьми процентов. Все остальное просто остается в теневой сфере. Ежемесячно это от ста пятидесяти до трехсот миллионов гривен. Я думаю, что на такие деньги можно и купить СМИ, и создать политические силы, которые будут поддерживать и стабилизировать ту систему, которая существует сегодня на Украине.
Тем не менее мы действуем сегодня всеми возможными способами, постепенно внедряя реформу. Самое главное - введено автоматическое зачисление на счет единого оптового энергорынка всех денег, которые в каких-либо банках поступают в качестве платежей за электроэнергию. Облэнерго как транспортирующие сбытовые организации будут получать свою составляющую тарифа за транспортировку и сбыт. Все остальные деньги пойдут производителям электроэнергии. Я уверена, что даже такие меры дадут нам возможность обеспечить деньги для закупки топлива. Ведь когда пришла наша команда, мы не обнаружили никаких запасов угля, никаких оплаченных поставок газа, никаких запасов мазута и ядерного топлива. Возникает вопрос: как энергетика вообще могла жить? В основном она держалась на искусственных разовых схемах, которые постоянно приносили колоссальные убытки энергетической сфере.
Беседовала Наталья Ищенко, Киев
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены