29 мая 2001 г.
Источник: "Парламентская газета"
Автор: Александр Шумилов
Амбиции южного соседа
Пока Россия пытается урегулировать отношения на Северном Кавказе, Турция примеряет на себя "желтую майку" лидера этого региона. После распада СССР и прекращения контроля над Кавказом и Кавказско-Каспийским регионом со стороны мощного государства эта территория превратилась в центр соперничества различных стран и политических сил.
После распада СССР и прекращения контроля над Кавказом и Кавказско-Каспийским регионом со стороны мощного государства эта территория превратилась в центр соперничества различных стран и политических сил. В немалой степени обусловлено это тем, что данный район рассматривается в качестве "кладовой", содержащей огромные запасы природных, в основном - энергетических ресурсов. Помимо этого Кавказско-Каспийский регион имеет все шансы стать важнейшим узлом транспортных систем по линиям Юг - Север, Восток - Запад.
И совсем не случайно западные политики включают Кавказско-Каспийский регион в территорию так называемых "Евразийских Балкан" и характеризуют его как конфликтно опасную зону. В политических субъектах на этой территории наблюдается нестабильная ситуация, что является соблазном для вмешательства со стороны соседей, каждый из которых ради своих меркантильных интересов готов оказать сопротивление друг другу. Особое значение развитию событий в регионе придает конкуренция между Россией и Турцией, поэтому есть смысл остановиться на их взаимоотношениях особо. Помимо устремлений Турции, обусловленных остатками постимперских амбиций, быть хозяином в этом регионе, она видит себя политическим лидером среди раздробленного сообщества стран, говорящих на тюркских языках.
Появление самостоятельных кавказских республик было воспринято Турцией как уникальная возможность для реализации своих геополитических интересов. У нее вдруг возникла идея создать единое государство, которое простиралось бы от Китая и до восточного побережья Средиземного моря. Такое объединение тюрко-язычных стран вполне могло бы стать достойным противовесом России в Кавказско-Каспийском регионе и всей Центральной Азии. С самого начала существования независимых государств Турция всячески давала им понять о своем покровительстве. На территории Турции было даже создано учреждение (оно, кстати, существует до сих пор) для развития определенных отношений с бывшими республиками СССР. В настоящее время предпринимаются активные усилия по созданию единой финансово-кредитной системы между Турцией и государствами Северного Кавказа.
Серьезным обстоятельством, влияющим на формирование в данном регионе политики Турции, является факт проживания в ней многочисленных диаспор кавказских народов. Из достоверных источников известно, что численность этой категории людей в Турции составляет около 7 миллионов человек. Турецкие политики, бизнесмены, журналисты являются членами действующих обществ "Шамиль", "Северный Кавказ", которые непосредственно занимаются налаживанием отношений с бывшими советскими республиками.
Отдельных своих эмиссаров турецкие власти засылают и на территорию России. Совсем недавно - 10 мая - из Ростова-на-Дону был выдворен гражданин Турции Неджати Алдырмаз, возглавлявший представительство одной из торговых фирм. Данный гражданин изобличен в противоправной деятельности, несущей угрозу безопасности РФ. По данным ФСБ, он являлся организатором конспиративных собраний, на которых проповедовалась идея создания "Великого Турана", воплощение которой повлекло бы за собой серьезные территориальные претензии к России.
Отношение турецкой стороны к стабильности в Кавказско-Каспийском регионе двояко. С одной стороны, она вроде заинтересована в сохранении напряженности на Северном Кавказе, поскольку это дает основание надеяться, что все основные энергетические артерии в случае их строительства пойдут в обход территории России. Но с другой - социальная нестабильность совершенно не способствует благоприятному финансовому климату в регионе.
Отдельной и важной проблемой для Турции является чеченский вопрос. Есть сведения о поддержке определенными политическими силами Турции чеченских боевиков как в первую, так и во вторую войну. Неоднократно доходили сведения, что чеченские боевики, свободно переходя границу, готовятся к ведению боевых действий именно на территории Турции. Там же они беспрепятственно получают медицинскую помощь и любую другую поддержку. Однако на официальном уровне Анкара заявляет о поддержке территориальной целостности Российской Федерации и своем невмешательстве в разрешение чеченской проблемы.
При рассмотрении перспектив дальнейшего курса Турции в отношении стран Кавказа необходимо учитывать ряд обстоятельств. Прежде всего это - турецкая экономика. Несмотря на свою относительную развитость, она имеет перед собой ряд сложных моментов, которые без внешней помощи никогда не будут решены. Здесь и высокий уровень инфляции, и большой внешний долг, и неспособность на равных конкурировать на мировом рынке. Тем не менее Турция смогла предоставить закавказским странам кредит в 1 миллиард долларов.
В своей политике на Кавказе Турция нашла ощутимую поддержку стран Запада и США. Об этом наглядно свидетельствует публикация в "Уолл-стрит джорнэл", где выражается позиция западных стран: "Турция пытается помочь новым мусульманским странам стать светскими демократиями. Она выступает как мост между Западом, Балканами и Ближним Востоком. И продолжает играть роль жизненно важного рычага безопасности Запада". Очевидно, что сегодня одной этнической и культурной близости для интеграции Турции с кавказскими государствами недостаточно. Лидеры новых республик четко понимают, что политические и экономические возможности Турции гораздо меньше ее амбиций. Но, несмотря на отсутствие видимых перспектив превращения Турции в ведущую региональную державу, России не стоит забывать, что весь Кавказ в целом выступает важнейшим приоритетом внешнеполитической деятельности Турции.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены