31 марта 2001 г.
Источник: газета "Архангельск"
Автор: Леонид Болевский
Отсюда - и во все стороны мира
Варандей как пункт постоянного места жительства исчезнет. И Варандей останется и даже возвеличится, но - уже в ином качестве
На календаре редкое воскресенье не помечено каким- нибудь праздником. Далеко не все, однако, по-особому задевают. Несмотря даже на то, что предваряются многозначительными словами "всемирный" или "международный". Особняком стоят даты, чествующие труд моряков, работников лесного комплекса. Это нам близкое, это мы действительно почитаем. А в последнее время в ряд заслуживающих особого внимания выходят и геологи, чей профессиональный праздник будет отмечаться завтра. Все складывается таким образом, что уже в ближайшие годы, возможно, именно эта отрасль станет играть ведущую роль в экономическом балансе нашего края.
В ряду вынашиваемых руководством области стратегических проблем - ввод в строй газопровода Нюксеница-Архангельск, строительство грандиозной железнодорожной магистрали "Белкомур", освоение алмазных кладовых, промышленная добыча собственной нефти из богатейших недр Тимано-Печорской провинции - последняя имеет самую длинную историю. Ее страницы то озарялись радостью новых открытий, то омрачались вынужденным топтанием на месте. Трудности общероссийского переходного периода особо "тормознули" крупномасштабную разработку северный запасов углеводородов. Начало нефтедобычи в 1993 году на Пещаноозерском месторождении (о. Колгуев) погоды нам не сделало. Но оно как бы указало вектор дальнейших действий.
- Мы поняли, - рассказывает первый заместитель генерального директора ОАО "Архангельскгеолдобыча" (АГД) Анатолий Фролов, с декабря 2000-го - депутат областного Собрания, - интенсивно развиваться в направлении только разведки и разработки месторождений, что было приоритетом государственного предприятия "Архгеология", нельзя - из федерального бюджета денег на это не будет (не то положение в стране), их надо искать самим. И вот выход: воспользоваться результатами своего же труда - переключиться на добычу уже разведанных запасов. (Эта смена курса объясняет и содержательное обновление в 1995 году вывески на самом здании головного штаба геологов в Архангельске. - Л. Б.)
Самой волею Божьей дано развивать сейчас именно Тимано-Печорский регион, включающий территорию Ненецкого округа и Республики Коми. Западная Сибирь, до сих пор занимавшая ведущую позицию в нефтяном секторе страны, уже порядком истощилась, в ближайшие 5-6 лет там ожидают падение добычи сырья. Пришло наше время!
Свои надежды мы связываем с внедрением на Европейском Севере России нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" - на сегодня лидера нефтяного бизнеса в стране. Немногим более двух лет назад эта компания стала стратегическим партнером ОАО "Архангельскгеолдобыча". Естественно, у нее свои интересы, но они во благо общероссийских интересов. Не собираемся и мы служить пришельцам только дойной коровой. "ЛУКОЙЛ" разрабатывает перспективную комплексную программу освоения Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции до 2015 года. Основные ее положения уже вошли в проект федеральной целевой программы. В соответствии с этим документом - обратите внимание - планируемые темпы добычи нефти в Ненецком округе намного предпочтительнее, чем в Республике Коми: у нас намечаемый рост - с 4, 6 млн. тонн в 2000 году до 22, 6 млн. в 2010, тогда как у соседей, соответственно, с 8, 5 до 13, 1. Просчитаны уже и цифры предполагаемой выгоды от освоения Тимано-Печоры. Общая сумма бюджетных поступлений за десятилетие составляет почти 460 млрд. рублей. Из них 116 млрд. выпадает на Ненецкий округ, это на 11 млрд. больше, чем на Коми-республику.
Малюсенькое поселение в 70 жителей на кромке заполярной земли, омываемой Баренцевым морем, едва ли предполагала, какая судьба ему уготована с приходом третьего тысячелетия. Варандей на пороге больших перемен. Ему суждено стать весьма заметным транспортным узлом будущего технологического нефтекомплекса Тимано-Печорской провинции.
С самого начала освоения здешних месторождений вставал вопрос: а куда девать, как вывозить добываемую нефть? В последнее же время он приобрел неотвратимую остроту. Проще решается проблема с южными месторождениями: транспортировка отсюда возможна по действующей системе трубопроводов Харьяга-Ухта-Ярославль. А как быть с собственно варандейской нефтью и близкой к ней торавейской? Стратегическое решение "ЛУКОЙЛа" - открыть собственный северный морской путь. Реализацию проекта компания целиком на себя же и взяла. По всем раскладкам выпадало, вспоминает Анатолий Георгиевич Фролов, что лучше Варандея базы для этого не найти. Во-первых, как уже говорилось, своя нефть, во-вторых, уже имеются необходимые для перевалки продукта береговые (и не только) сооружения, наконец, есть практика работы с морскими судами.
И все-таки имеющаяся инфраструктура далеко не удовлетворяет потребности. Необходимо существенно увеличивать мощности - умножать численность флота (в том числе танкеров ледового класса, способных работать круглогодично, аналогов которым в России пока нет), расширять парк береговых накопительных резервуаров, в дальнейшем строить новый рейдовый погрузочный терминал с пропускной способностью в 25 млн. тонн нефти в год (оцените перспективу, учитывая, что на текущий год планируемый нашему АГД объем добычи нефти определен в 2 млн. тонн), удлинять дюкер - подводный трубопровод, проложенный по дну моря к рейдовому причалу... На все это НК "ЛУКОЙЛ" уже инвестировала 300 млн. долларов.
Казалось бы, при таком размахе дел на Варандее и сам поселок должен основательно преобразиться, умножиться количеством своих жителей. Ан нет! Специалисты "ЛУКОЙЛа", имеющие огромный опыт освоения западно-сибирской нефти, убеждены: строительство жилых поселений непосредственно на месторождениях нецелесообразно. Достаточно иметь здесь стандартный вахтовый поселок для персонала, занятого посменной обслугой техники. Основная жизнь работников и их семей должна проходить в базовом городе.
На территории Ненецкого округа такая роль отводится Нарьян-Мару. Здесь только и возможно обеспечить людям нормальные социально-бытовые условия. В связи с этим к концу прошлого года планировалось разработать генеральный план архитектурного развития столицы Заполярья, который включал бы в себя благоустроительные мероприятия, реконструкцию очистных сооружений, теплосетей и котельных, обновление парка городского пассажирского транспорта, строительство новых учебных и культурно-оздоровительных учреждений. А Варандей как пункт постоянного проживания обречен. Его ждет расселение, и это произойдет очень даже скоро. Сыграл свою роль и спасибо ему за это. А между промыслом и окружным центром по установленному расписанию станут курсировать вертолеты (в дальнейшем и самолеты), забрасывать на комплекс вахтовые бригады, оборудование, материалы. И прощально покачивать крыльями вслед танкерам, берущим отсюда, из Варандея курс на Мурманск, Питер, Клайпеду, Осло, Роттердам и даже за океан.
Ну а нам-то, живущим в Архангельске, хоть что-нибудь от этого пирога достанется? - вправе спросить читатель городской газеты. Несомненно перепадет и нам. Облегчается проблема с топливом, дешевле обойдется доставка его на Архангельскую нефтебазу; большую загрузку получат мощности нашего морского порта, традиционно участвующего в переброске грузов по Северному морскому пути; появится дополнительная работа судоремонтным заводам и, конечно, возрастет поступление финансов во все виды бюджетов. Исторически все, что связано с развитием Севморпути, было во благо области. Скажем спасибо геологам за новую интересную страницу в этой истории и, пользуясь случаем, поздравим их с завтрашним профессиональным праздником.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены