29 мая 2001 г.
Источник: "Российская газета"
Автор: Владимир Мазин
Нефтяники пытаются договориться с властями
Участники третьего Конгресса нефтегазопромышленников России в Уфе критиковали государство... за нерешительность. По общему признанию участников конгресса, столица Башкортостана стала настоящей нефтяной Меккой. Сюда третий год подряд съезжается нефтегазовый "генералитет" страны, чтобы выговориться в кругу единомышленников.
Нынешняя встреча называлась незамысловато: "Нефтегазовый комплекс России - проблемы и перспективы". О перспективах, правда, говорили вскользь и неохотно, а вот проблемы вызвали довольно оживленную дискуссию. Большинство нефтяных компаний, а также Министерство энергетики очень обеспокоены неопределенностью отношений ТЭКа и государства.
"Правительство явно недооценивает роль топливно-энергетического комплекса, - утверждал, например, президент Союза нефтегазопромышленников страны Владимир Медведев. - Иначе как можно объяснить тот факт, что авторы "Концепции стратегического развития России до 2010 года" к сфере солидарной ответственности государства в экономике отнесли ВПК, АПК, сферу земельных отношений и инфраструктурный комплекс, забыв при этом "святая святых" бюджетной политики - ТЭК".
Ключ к решению проблем В. Медведев видит в контроле государства за стратегическими вопросами развития нефтяных компаний, их доходами, переводом валютной прибыли за пределы страны, в обеспечении инвестиционными ресурсами, эффективном использовании средств, полученных государством в виде налогов и акцизов. Но, позвольте, как делить ответственность в таком объеме, если сегодня в стране лишь 10 процентов нефти добывается государственными компаниями, остальные же, по сути дела, уже давно стали частными? Не означают ли эти слова желания главного нефтегазопромышленника вновь поместить всю отрасль под крылышко государства? Вроде бы нет.
Медведев рассуждает резонно: поскольку недра являются собственностью государства, а добытые нефть и газ - собственностью частных компаний, то логично при переходе одной собственности в другую государству учитывать собственные интересы. А что же делать, когда эти интересы кардинально расходятся? По крайней мере, отмечали собравшиеся, выработать четкие принципы поведения сторон и неуклонно их придерживаться. Однако, как заявил губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко, при огромном количестве нормативных актов государство до сей поры не разработало внятную и конкретную концепцию недропользования, где бы все было разложено "по полочкам", на долгую перспективу.
Филипенко, правда, отметил, что на территории Ханты-Мансийского автономного округа в прошлом году сумели, несмотря на все неурядицы, нарастить добычу на 11 миллионов тонн, в нынешнем году "плюс" составит тоже не менее 10 миллионов. В целом объем годовой добычи в регионе приблизится к 200 миллионам тонн. А вот что будет уже в 2002 году, губернатор не знает, однако гарантирует "негативные процессы", поскольку, как он считает, "началась неоправданная и чрезмерная концентрация средств в федеральный бюджет". В том же духе высказывались и другие руководители территорий.
Кстати, в резолюции, принятой участниками конгресса, содержится следующее предложение Правительству России: "Закрепить законодательно новую систему налогообложения в нефтегазовом комплексе, состоящую из налога на пользование недрами, налога на прибыль и налога на дополнительный доход от добычи углеводородов".
По мнению первого заместителя министра энергетики РФ Г.КАвалишвили, наиболее острая проблема топливно-энергетического комплекса - низкая инвестиционная активность. За десять минувших лет объемы буровых работ в стране сократились в три раза. Отсюда и падение добычи с 460 миллионов тонн в 1991 году до 323 миллионов тонн в минувшем. Как считает Авалишвили, на возмещение упущенных возможностей уйдет по меньшей мере лет семь. Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что в сверхдоходном для отрасли прошлом году объем инвестиций нефтяных компаний возрос и составил около 5 миллиардов долларов. Однако и бегство капитала за рубеж составляет сумму, оцениваемую руководством Минэнерго РФ в 24 миллиарда долларов. И это только за один прошлый год. Думается, "плач" нефтяных компаний о низкой инвестиционной активности, не совсем искренен. Кто как не сами нефте- и газодобывающие гиганты должны позаботиться об инвестициях.
Но жалко и небезопасно расставаться с деньгами, особенно в условиях непредсказуемости налоговых ставок и платежей. Значит, повторим, нужна стабильность, последовательность во взаимоотношениях государства с ТЭКом. Тогда не будет боязни, которая мешает задуматься о перспективе. Реальная потребность нефтегазодобывающих компаний в инвестициях составляет 17-20 миллиардов долларов в год. Причем только для поддержания добычи в объеме 300 миллионов тонн требуется ежегодно не менее 3 миллиардов. Нефтяники открыто признают, что столько денег "по своим сусекам" не наскребут. Значит, надо формировать рынок инвестиций, государственный нефтяной резерв, государственный инвестиционный банк. Всерьез привлекать иностранный капитал.
И еще об интересе территорий, являющихся субъектами добычи нефти и газа. Участники конгресса в Уфе обратились к Правительству страны с предложением передать им полномочия по подготовке и подписанию соглашений о разделе продукции по нефтяным месторождениям, запасы которых составляют до 25 миллионов тонн, и газовым - до 250 миллиардов кубометров. Предлагалось также создать внебюджетный ликвидационный фонд скважин; предоставить льготы на разработку месторождений с трудноизвлекаемыми запасами; упростить механизм предоставления льгот на добычу нефти из бездействующих, нерентабельных скважин; установить "плавающие" экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты в зависимости от уровня мировых цен.
Все это даст возможность территориям с практически исчерпанными ресурсами углеводородного сырья, как тот же Башкортостан, вплотную заняться старыми и бесперспективными месторождениями, что в конечном счете обеспечит дополнительные поступления в местный и федеральный бюджет. Наконец, о перспективах российского нефтяного бизнеса в целом. Они просматриваются вполне ясно на ближайшие 20 лет. Если условия сложатся благоприятно для нефтяников, то они обещают довести добычу нефти в 2010 году до 335 миллионов, а к 2020 году - до 360 миллионов тонн.
Глубина переработки нефти должна к этому сроку достичь 80 процентов. А объемы нефтепереработки увеличатся до 225 миллионов тонн. Что же касается природного газа, то перспективы связаны в основном с ростом цен на голубое топливо на внутреннем рынке. По прогнозам, они повысятся к 2003 году в 2,5 раза и еще в 1,4 раза - к 2005 году.
***
Инвестиции в топливно-энергетический комплекс РФ в ближайшие 20 лет должны, по оценкам специалистов, составить 650-700 миллиардов долларов. Об этом заявил на третьем Конгрессе нефтегазопромышленников в Уфе президент инвестиционно-банковской группы "НИКойл" Н. Цветков, сообщает ПРАЙМ-ТАСС. По его словам, из этой суммы 400-450 миллиардов будет инвестировано из собственных средств российских нефтяных компаний, а 150-200 миллиардов долларов составят внешние заимствования.
Ежегодная потребность российского ТЭКа в инвестициях при цене 16 долларов за баррель нефти составляет 25-35 миллиардов долларов ежегодно, отметил Н. Цветков. В то же время, по оценкам различных специалистов, капитализация всех нефтедобывающих компаний РФ составляет всего 25 миллиардов долларов. Реально в настоящее время в нефтяную отрасль России можно привлечь 5-10 миллиардов долларов иностранных инвестиций в год. В то же время западные кредитные организации не понимают, как в настоящее время управляется нефтегазовая отрасль, и "не хотят давать нам деньги".
Между тем
Правительство РФ предлагает установить временную ставку налога на пользование полезными ископаемыми в части нефти на срок 3 года в размере 425 рублей за тонну плюс коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть. Об этом сообщил заместитель министра финансов РФ Михаил Моторин, передает ПРАЙМ-ТАСС.
С 1 января 2005 года предлагается установить ставку налога 16,5 процента налоговой базы при добыче нефти. Что касается коэффициента, который будет применяться в период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года, то он будет ежеквартально определяться налогоплательщиком самостоятельно, как отношение среднего за предыдущий налоговый период уровня цен маркерного сорта нефти Brent (пересчитанный в рубли за 1 тонну нефти) в размере 4 тысячи 300 рублей.
М. Моторин подчеркнул, что особое внимание уделяется нефти в связи с тем, что 85 процентов платежей поступает именно от этого вида сырья.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены