Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут

 
Rambler's Top100
 
 
Международные организации
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
Organization of the petroleum exporting countries (OPEC)
Создана на Багдадской конференции в 1960 году. Устав ОПЕК был утвержден в Каракасе (Венесуэла) в 1961 году. В 1965 году был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения.
Штаб-квартира - г. Вена (Австрия)
В ОПЕК на сегодняшний день входят 12 государств: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия.
Официальный язык - английский.
Цели, декларируемые ОПЕК:
  • Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
  • Определение наиболее эффективных индивидуальных и колективных средств защиты их интересов.
  • Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
  • Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: 1.устойчивых доходов стран-производителей нефти; 2.эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; 3.справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; 4. Охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
Полноправными членами ОПЕК могут быть только государства-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены высшим органом ОПЕК - Конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах эксплуатирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов ОПЕК, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинство м три четверти голосов, включая голоса всех членов-учредителей.
Статус ассоциированного члена не может быть предоставлен ни одной стране, которая не имеет интересов и целей, схожих в своей основе с интересами государств-членов ОПЕК.
Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.
Высшим органом ОПЕК является Конференция, состоящая из делегаций (до двух делегатов, советники, наблюдатели), представляющих гсоударства-члены. Обычно делегации возглавляются министрами нефти, добывающей промышленности или энергетики. Заседания проводятся дважды в год, обычнов штаб-квартире в Вене. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, а также принимает решения по бюджету и докладам и рекомендация. Представляемым Советом управляющих. Конференция также избирает президента (пост занимается до следующего заседания), утверждает назначение членов Совета управляющих, назначает председателя и заместителя председателя совета, генерального секретаря, заместителя генерального секретаря и аудитора. Для принятия решений (за исключением процедурных вопросов) необходимо их единогласное одобрение всеми действительными членами.
В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который содействует сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающимися странами. Помощью Фонда могут пользоваться международные финансовые институты, оказывающие помощь развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны. Фонд ОПЕК предоставляет займы на льготных условиях в основном трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Финансовые средства Фонда формируются за счет добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет кредитных и инвестиционных операций Фонда.
Многосторонние и двусторонние институты помощи ОПЕК и трастовые фонды ОПЕК
многосторонние институты помощи ОПЕК
  1. Арабское главное управление сельскохозяйственных инвестиций и развития (Судан)
  2. Программа арабских государств Персидского залива для организаций развития системы ООН (Саудовская Аравия)
  3. Арабский валютный фонд (Объединенные Арабские Эмираты)
  4. Арабский фонд экономического и социального развития (Кувейт)
  5. Арабская программа финансирования торговли (Объединенные Арабские Эмираты)
  6. Арабский банк экономического развития Африки
  7. Исламский банк развития
  8. Фонд международного развития ОПЕК
двусторонние институты помощи развитию ОПЕК
  1. Фонд арабского экономического развития (ОАЭ)
  2. Организация по инвестициям, экономической и тхенической помощи Ирана - Организация Ирана (Саудовская Аравия)
  3. Иракский фонд развития зарубежных стран - Иракский фонд (Ирак)
  4. Кувейтский фонд арабского экономического развития - Кувейтский фонд (Кувейт)
  5. Саудовский фонд развития - Саудовский фонд (Саудовская Аравия)
  6. Венесуэльский инвестиционный фонд (Венесуэла)
трастовые фонды ОПЕК
  1. Арабский нефтяной фонд (Кот'де'Ивуар)
  2. Трастовый фонд Нигерии Африканский банк развития (Кот'де'Ивуар)
  3. Венесуэльский трастовый фонд Межамериканский банк развития
Дополнительная информация
Международное энергетическое агентство (МЭА)
International energy agency (IEA)
Автономное агентство в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Создано в 1974 году в соответствии с Международной энергетической программой. МЭА - основной форум по вопросам энергетики для государств-членов ОЭСР. Членами МЭА являются все государства-члены ОЭСР за исключением Исландии и Мексики (Россия подала заявку на вступление). В работе МЭА участвует также Европейский Союз.
Деятельность МЭА сконцентрирована на вопросах долгосрочного сотрудничества в целях развития разнообразных источников энергии путем проведения политики поощрения эффективного использования угля, ядерной энергии, природного газа, гидроэлектрической энергии и возобновляемых источников энергии с учетом экологических факторов.
Организация арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК)
Organization of arab petroleum exporting countries (OAPEC)
Образована на основе соглашения, подписанного между правительствами Кувейта, Ливии и Саудовской Аравии в 1968 году. Штаб-квартира - Сафат (Кувейт).
В ОАПЕК входят Алжир, Бахрейн, Египет, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис. Любое арабское государство, источником значительной части национального дохода которого является нефть, может стать членом ОАПЕК при условии согласия трех четвертей государств-членов, включая трех членов - учредителей ОАПЕК.
Основные цели ОАПЕК - сотрудничество в различных видах экономической деятельности в области нефтяной промышленности, определение путей и средств защиты законных интересов государств-членов в этой отрасли промышленности как индивидуально, так и коллективно, объединение усилий по обеспечению поставок нефти на равноправных и справедливых условиях, создание благоприятного климата для вложений капитала в передачи технического опыта в целях развития нефтяной промышленности гсоударств-членов.
Структура ОАПЕК включает Министерский совет, Исполнительное бюро, арбитражный суд, секретариат.
ОАПЕК является спонсором:
  • Арабской компании морского нефтяного транспорта в Кувейте, созданной в 1972 году
  • Арабской компании судостроения и судоремонтных доков в Байхрейне, созданной в 1973 году
  • Арабской корпорации по инвестициям в нефтяную промышленность в Даммане (Саудовская Аравия), созданной в 1974 году
  • Арабской компании по услугам в области нефтяной промышленности в Триполи (Ливия), созданной в 1977 году
  • Арабского института подготовки специалистов-нефтяников в Багдаде (Ирак), созданного в 1978 году.
Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС)
Black Sea economic cooperation (BSEC)
ЧЭС был создан на основе Декларации и черноморском экономическом сотрудничестве, подписанной 11 государствами в 1992 году. В Босфорском заявлении, подписанном в тот же момент, выражалось стремление превратить Черное море в регион мира, свободы, стабильности и процветания с помощью сотрудничества и взаимной помощи. Членами ЧЭС сегодня являются: Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, РФ, Румыния, Турция, Украина.
Области сотрудничества государств-членов ЧЭС включают транспорт и коммуникации, информатику, обмен экономической и коммерческой информацией, стандартизацию и сертификацию продукции, энергетику, добычу и обработку минеральных сырьевых материалов и т.д.
Группа Всемирного банка
The World Bank Group
Всемирный банк состоит из пяти тесно связанных между собой финансовых институтов:
  1. Международный банк реконстуркции и развития - МБРР
  2. Международная ассоциация развития - МАР
  3. Международная финансовая корпорация - МФК
  4. Многостороннее агентство по инвестциионным гарантиям - МАИГ
  5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров - МЦУИС
Группа Всемирного банка осуществляет банковское кредитоввание в основном двух типов: 1. Предоставление займов развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным. Денежные средства для этих займов поступают от инвесторов, покупающих облигационные обязательства, выпускаемые МБРР. 2. Кредитование беднейших стран, которые обычно некредитоспособны на международных финансовых рынках и не в состоянии платить процентные ставки, близкие к рыночным. Предоставление займов беднейшим странам осуществляется Международной ассициацией развития,
Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
International Bank for reconstruction and development (IBRD)
Основан в 1945 году.
Штаб-квартира - Вашингтон (США).
Основан в 1945 году на основании "Статут соглашения о Международном банке реконструкции и развития", подписанном 28 странами. Этот документ был разработан в 1944 году на конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе (США). Банк является специализированным учреждением ООН (входит в систему ООН).
Объявленные цели банка - содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капвложений для производственных целей; поощрение частных иностранных инвестиций и предоставление финансовых средств на цели производства; стимулирование долгосрочного сбалансированного роста и содействие поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных инвестиций для развития производственных ресурсов государств - членов МБРР. Членами МБРР являются 180 государств (в том числе Россия). Членами МБРР могут стать только те страны, которые являются членами Международного валютного фонда. Условия вступления каждой страны в МБРР определяются самим банком.
Высший орган МБРР - Совет управляющих. Каждая страна - член МБРР, делегирует в Совет своего представителя, назначаемого на пять лет. На Совет управляющих МБРР возложены все полномочия банка.
За оперативную деятельность (политика банка, займы, кредиты, аудит и т.д.) МБРР отвечает Совет директоров-исполнителей, состоящий из 24 человек. Пять из них назначаются пятью государствами - крупнейшими акционерами МБРР - США, Германия, Япония, Франция, Великобритания).
Консультации и подготовку докладов для советов управляющих МБРР и МВФ осуществляет Комитет по развитию МБРР - совместный министерский комитет советов упрвляющих МБРР и МВФ.
За управление повседневной деятельностью МБРР под общим контролем директоров-исполнителей отвечает президент Международного банка реконструкции и развития. Каждый президент избирается сроком на пять лет. Традиционно кандидатура на пост президента выдвигается директором-исполнителем от США.
МБРР располагает также инспекционными группами, которые состоят из опытных работников финансовой и банковской сферы.
В 1995 году при МБРР был основан Институт экономического развития, который занимается организацией и проведением учебных курсов и семинаров для служащих из развивающихся стран.
Международная ассоциация развития (МАР)
International development association (IDA)
Основана в 1960 году.
Штаб-квартира - Вашингтон (США).
Входит в систему Организации Объединенных Наций. Членами МАР являются 159 государств (в том числе Россия). МАР практически ничем не отличается от МБРР: во-первых, оба института имеют один и тот же штат, президент МБРР одновременно является главой МАР, во-вторых, и МБРР, и МАР финансируют проекты развития. Основное отличие между этими организациями заключается в разных источниках приобретения средств для финансирования проектов и кредитования. МБРР большую часть своих финансовых средств приобретает на мировых финансовых рынках.
Предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и на более длительные сроки погашения, чем это делают коммерческие банки. А МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты. Источниками финансирования МАР являются взносы стран-доноров.
Международная финансовая корпорация (МФК)
International finance corporation (IFC)
Основана в качестве филиала МБРР в 1956 году.
Штаб-квартира - Вашингтон (США).
Входит в систему Организации Объединенных Наций. Является самостоятельным юридическим лицом и финансовой организацией, входящей в Группу Всемирного банка. Членами МФК являются 170 государств (в том числе Россия). В качестве основной цели объявлено содействие экономическому росту стран-членом путем поощрения предпринимательства в производственной сфере. Основные источники финансирования - взносы государств-членов, кредиты МБРР, проценты с предоставленных займов, финансовых сборов, дивидендов и участия в прибылях и т.д.
Высший орган МФК - Совет управляющих. Если государство одновременно является и членом МБРР, и членом МФК, то представитель этого государства в совете управляющих МБРР одновременно исполнет такую же обязанность в совете управляющих МФК. Аналогичная ситуация и с директорами-исполнителями (также, как и в МБРР, 24 человека). Президентом Корпорации является президент Всемирного банка.
Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ)
Multilateral investment guarantee agency (MIGA)
Основано в 1988 году как филиал Всемирного банка, однако в финансовом отношении является независимым.
Штаб-квартира - Вашингтон (США).
Входит в систему ООН как специализированное учреждение. Членами МАИГ являются 134 государства (в том числе Россия). Основная цель - поощрение инвестиций на производственные цели в государствах-членах, в особенности в развивающихся странах. МАИГ также занимается страхованием инвестиций, а также предоставляет гарантии инвесторам различных национальностей, входящим в какой-либо многонациональный синдикат, что создает благоприятные условия для заключения страховых контарктов и урегулировании претензий.
Высшим органом МАИГ является Совет управляющих, который может делегировать свои полномочия директорату МАИГ за исключением некоторых особо важных функций. Директорат МАИГ состоит из 20 представителей стран-членов и координирует оперативную деятельность МАИГ. Председателем директората является президент МБРР.
Основной источник финансирования деятельности МАИГ - основной капитал. Согласно конвенции МАИГ, промышленно-развитые страны-члены должны вносить 10% своей доли в конвертируемой валюте. Еще 10% каждая страна вносит в форме не обращающихся на открытом рынке беспроцентных долговых обязательств. Остаток представляет собой резервный капитал.
МАИГ предлагает четыре основных типа гарантий - неконвертируемость валюты, экспроприация, война и гражданские волнения, нарушение контракта.
Международный валютный фонд (МВФ)
International monetary fund (IMF)
Образован в 1945 году на основе "Статей соглашения о Международном валютном фонде", выработанных на валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 году. Операции начал осуществлять в 1946 году.
Штаб-квартира - Вашингтон (США).
Является специализированным учреждением ООН. Членами МВФ является 181 государство (в том числе Россия).
Объявленные цели: Содействие: 1. международному валютному сотрудничеству путем консултаций и взаимодействия по валютным проблемам; 2. стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальвации валют, вызываемой конкуренцией. Создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли. Оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, которые препятствуют развитию мировой торговли. Предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платженых балансов без применения мер, деструктивных для процветания на национальном и международном уровнях. Сокращение продолжительности и масштабов дефицита международных платежных балансов государств-членов.
В функции МВФ входит поддержание общей системы расчетов и системы расчетов по специальным правам заимствования, наблюдение за состоянием международной валютной системы, содействие стабильности обменных курсов валют и упорядоченных валютных взаимоотношений, предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов, предоставление консультаций и участие в сотрудничестве и т.д.
Структуру МВФ составляют Совет управляющих, Временный комитет, Комитет по развитию, Совет директоров-исполнителей (или Исполнительный совет), Комитет МВФ по статистике платежных балансов, директор-распорядитель.
Высшим органом МВФ является Совет управляющих. Управляющие обычно являются министрами финансов или возглавляют национальные центральные банки стран-членов. Совет собирается раз в год. Большинство своих полномочий совет может передавать Исполнительному совету. Временный комитет (24 человека) собирается трижды в год и консультирует исполнительный совет по вопросам функционирования международной валютной системы. Исполнительный совет проводит не менее трех заседаний в неделю, состоит из директороа-распорядителя (он же председатель) и 24 директоров-исполнителей. Отвечает за текущие операции МВФ. 7 членов Исполнительного совета представляют отдельные страны (Китай, США, Франция, Япония, Великобритания, Саудовская Аравия), пять из них назначаются государствами-членами, имеющими в МВФ наибольшие квоты (США, Германия, Япония, Франция, Великобритания), а 19 членов избираются каждые два года остальными государствами-членами. Директор-распорядитель МВФ по традиции является представителем Европы и назначается Исполнительным советом.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены