18 сентября 2000 г.
Источник: еженедельник "Эксперт"
Авторы: Павел Быков, Петр Власов, Александр Кокшаров, Олег Леонов
Без вины виноватые
ОПЕК мало причастна к развертыванию нынешнего нефтяного кризиса. Разрешение кризиса тоже не в ее власти
Сорокалетний юбилей ОПЕК удался на славу. Цены на нефть достигли рекордных за последние десять лет отметок едва ли не точно к 14 сентября - дню, в который в 1960 году появилась на свет Организация стран - экспортеров нефти. Однако для подавляющего числа стран мира ни юбилей ОПЕК, ни тем более стремительный взлет цен не стали поводом для веселья. Беспорядки, блокада нефтеперерабатывающих заводов, растущая угроза перебоев в поставках продовольствия в Европе заставили власти задуматься о привлечении армии к процессу наведения порядка и обеспечения поставок нефтепродуктов. Азиатским странам (исключая Японию) более дорогая нефть, по оценке аналитиков Morgan Stanley Dean Witter, будет "стоить" в этом году 1,2% регионального экономического роста. Президент США призывает конгресс принять налоговые меры для стимулирования энергосбережения. В чем же причины устойчивого роста нефтяных цен, уже, казалось бы, не реагирующих ни на какие традиционные рычаги вроде увеличения квот добычи странами ОПЕК? Самое простое объяснение - саботаж нефтяного картеля, члены которого якобы не желают пойти навстречу крупнейшим странам-импортерам и сильно увеличить объем нефтедобычи (напомним, что по итогам последнего саммита стран-нефтеэкспортеров в Вене 10 сентября было принято решение об увеличении добычи на 800 тыс. баррелей в день, что составляет всего 3% от нынешнего уровня). На самом же деле нынешний "нефтяной шок" спровоцирован развитыми странами - импортерами нефти. ОПЕК же пока совершенно не в состоянии воздействовать на рынок.
На пределе
Ключевой особенностью разразившегося кризиса является вовсе не рекордно высокая стоимость нефти (это было бы еще полбеды), а физический дефицит продуктов ее переработки, восполнить который в ближайшие месяцы практически нереально. Более того, кризис носит системный характер, поскольку все секторы мирового нефтяного комплекса работают на пределе своих возможностей. Нефтедобывающие страны, возможно, и рады были бы повысить уровень добычи, но технически не могут этого сделать. Ожидается, что к октябрю мировые объемы добычи нефти выйдут на исторически рекордный уровень - более 78 млн баррелей в сутки. Ввод новых нефтедобывающих мощностей ожидается лишь к началу лета 2001 года. Сколько-нибудь существенные возможности для маневра, по-видимому, остаются еще у Саудовской Аравии, но это не имеет никакого значения, так как нескольких сотен тысяч баррелей в сутки совершенно недостаточно для того, чтобы переломить тенденцию. Далее, даже если добыть больше нефти, ее все равно нечем будет доставить к потребителю - все нефтетранспортные системы загружены до отказа. Пропускная способность нефтепроводов, доставляющих нефть с побережья Мексиканского залива к центрам переработки в США, исчерпана. Объемы перевозимой танкерами нефти достигли уровня лета 1998 года, когда после принятия в ноябре 1997-го рокового решения об увеличении добычи в самый разгар азиатского кризиса ОПЕК буквально залила рынок нефтью. Нынешний ажиотажный спрос на супертанкеры привел к удвоению средних ставок фрахта на большие расстояния. Отправка нефти из Персидского залива сегодня в четыре раза дороже, чем год назад. Удорожание транспортировки вынудило Нигерию снизить официальные цены на отпускаемую нефть, чтобы компенсировать убытки трейдерам, приобретающим сырье по долгосрочным контрактам. И это в условиях, когда решающее значение приобретает скорость доставки (чтобы использовать взлет цен на полную катушку, трейдеры стремятся "гонять" флот на наиболее коротких маршрутах). В итоге дефицит танкеров приводит к сокращению объемов торговли между регионами, сегментации мирового рынка и росту его неустойчивости, когда даже незначительные колебания в предложении сырья способны задрать нефтяные цены до небес. Дело усугубляется тем, что и нефтеперерабатывающие заводы основных потребителей - США и Европы - работают на полную мощность. Резко увеличить предложение нефтепродуктов они не в состоянии. Резервы переработки есть только в Азии. В то же время запасы продуктов нефтепереработки в ключевых районах потребления опасно низки. Так, на северо-востоке США запасы дизельного топлива составляют всего 39 млн баррелей, или около 60% по сравнению с прошлым годом. В Роттердаме его запасы не превышают 1,8 млн тонн, что составляет примерно те же 60% от прошлогоднего уровня. Одновременный дефицит добывающих, транспортирующих, перерабатывающих мощностей и запасов нефтепродуктов, да еще в преддверии зимы, выглядит угрожающе.
Кто виноват
Фундаментальная причина кризиса состоит, на наш взгляд, в том, что нефтяная отрасль просто оказалась не готова к одновременному экономическому росту во всех регионах мира. Быстрое восстановление азиатских стран после кризиса 1997-1998 годов, уверенный экономический рост в Европе, похоже, уже окончательное преодоление Японией десятилетней рецессии и продолжение самого длительного в послевоенной истории хозяйственного бума в США привели к небывалому росту спроса на нефть. Для его удовлетворения потребовалась максимальная нагрузка во всех секторах отрасли. Возможно, мировая нефтянка на мощностях, близких к предельным, могла справиться с этой задачей и без особых потрясений. Однако наложение нескольких малозначимых по отдельности факторов в конце лета этого года вывело систему из равновесия. Справедливости ради надо сказать, что "спусковым крючком" кризиса стали все-таки действия, точнее, бездействие ОПЕК, максимально долго воздерживавшейся от увеличения квот добычи нынешним летом, несмотря на начало "автомобильного сезона" в США - самом емком бензиновом рынке мира. Возможно, злого умысла у опековцев не было. Была боязнь несвоевременным увеличением добычи обвалить цены. Тем более что прецеденты были. Это и уже упоминавшееся нами злополучное решение ноября 1997 года, и повышение добычи весной этого года, приведшее к резкому провалу цен с 30 до 23 долларов за баррель. Итак, своевременного роста предложения сырой нефти летом не последовало. К концу лета переработчики США обычно переключаются с производства бензина на выпуск печного топлива, чтобы готовить его запасы к зиме. Так поступили они и в этом году. Однако американские переработчики, судя по всему, поторопились - "автомобильный сезон" в этом году оказался длиннее обычного. Таким образом, традиционный сезонный всплеск спроса на печное топливо (отложить создание его зимних запасов нельзя: в Европе в сентябре, а в США в октябре-ноябре на НПЗ проводятся плановые профилактические работы) наложился на неожиданный скачок текущего спроса на бензин и газойль. Переработчики в ответ загружают до предела свои мощности и резко увеличивают спрос на сырую нефть. Происходит быстрое исчерпание ее резервов и рост нагрузки на транспортную инфраструктуру. Особо напряженная ситуация сложилась на рынке нефти "брент", которая привлекла покупателей близостью районов добычи (Северное море) к основным центрам потребления, неподконтрольностью ОПЕК, а также тем, что по своему составу она наиболее подходит для НПЗ Европы и США. Затем в игру, судя по некоторым данным, вступили спекулянты, относительная сила которых на рынке сорта "брент", уже фактически изолированном от рынков других сортов, резко возросла. На рынке кто-то неожиданно быстро предъявил спрос на более чем половину физической нефти, предназначенной для обеспечения фьючерсных поставок. Понятно, что такое развитие событий не могло не сопровождаться феноменальным взлетом нефтяных цен. Согласно оценкам некоторых аналитиков, нынешняя цена на нефть на 30-35% выше "равновесной", то есть той, которая следует из формального соотношения спроса и предложения нефти в мире.
Что дальше
Сентябрьское повышение опековских квот не способно разрядить напряжение на нефтяном рынке. Дополнительные объемы добычи лишь обострят дефицит транспортных и перерабатывающих мощностей. Популистские заявления западных политиков, которые в стремлении успокоить общественное мнение требуют от стран ОПЕК еще большего роста добычи, только дестабилизируют ситуацию. Нефть из Персидского залива не нужна рынку. Для ее транспортировки не хватает танкеров, для переработки - мощностей, ее долго везти, а химсостав мало устраивает переработчиков Европы и США. Ближневосточные нефтеэкспортеры вынуждены конкурировать между собой на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, пытаясь найти сбыт дополнительным поставкам сернистой нефти. Причем делать запасы сырья по столь высоким ценам желающих немного. Малопродуктивны для разрешения нефтяного кризиса и требования к европейским правительствам снизить налоги на нефтепродукты. Такое решение, если оно будет принято, никак не поможет решить проблему физической нехватки бензина, но, очевидно, перераспределит финансовые потоки в пользу нефтяных корпораций. Не исключено, что развитым странам нынешний кризис отчасти даже выгоден. В последнее время ОПЕК начала возрождаться как эффективная и влиятельная организация. Недавний катастрофический провал цен заставил экспортеров более строго соблюдать согласованные квоты. В Венесуэле, одном из главных зачинщиков образования ОПЕК, у власти оказался энергичный антиамерикански настроенный Уго Чавес, приступивший к консолидации вокруг себя правительств нефтедобывающих стран. Нынешний кризис же удобен для того, чтобы, воспользовавшись им как поводом, поставить на место еще не до конца восстановившую свое влияние ОПЕК. Тем более что главной пострадавшей стороной является Европа. Складывается парадоксальная и угрожающая ситуация - переизбыток сернистой сырой нефти при дефиците средств ее транспортировки, переработки и собственно нефтепродуктов. В ОПЕК опасность происходящего понимают прекрасно. По словам президента ОПЕК венесуэльца Али Родригеса, рост добычи может обвалить цены в будущем году. Косвенным доказательством реальности этой опасности может служить и тот факт, что, несмотря на рекордные прибыли, ведущие англосаксонские нефтяные ТНК вложили в разведку и добычу нефти в первом полугодии на 10% меньше, чем в прошлом году. При этом независимые нефтедобытчики используют дополнительные прибыли для выкупа акций и погашения задолженности, страхуясь от понижения цены. Никто не хочет повторять ошибки, которые были совершены на пике нефтяного бума в 1996 году. Однако и однозначно предсказывать, что цены в следующем году упадут, а уж тем более до какого уровня, никто не рискует. Мировой рынок нефти выведен из равновесия. Впереди зима, и еще не ясно, с какими результатами выйдет из нее мировая нефтянка. Но некоторые выводы можно сделать уже сейчас.
Во-первых, дальнейшая изоляция обладающих огромными запасами нефти Ирана и Ирака уже не только политически малоперспективна, но и экономически опасна. Она, видимо, подходит к концу. Подтверждением этому стала активизация контактов американцев с Ираком в период нынешнего кризиса. Во-вторых, влияние ведущих нефтяных ТНК значительно возрастает, в них происходит концентрация управления. Так, до сих пор бывшая образцом разделения торговли между небольшими трейдерами Royal Dutch/Shell решила собрать все свои торговые операции под одной крышей. В сочетании с четко проявившейся во время кризиса тенденцией к сегментации рынка это дает компаниям дополнительные рычаги влияния. Ведь манипулировать отдельным сегментом, имеющим узкую физическую базу, несравнимо легче, чем единым мировым рынком. К примеру, в августе-сентябре рынок Атлантического бассейна потреблял 20 млн баррелей в сутки. А цена этого объема нефти определялась стоимостью 200 тысяч баррелей в сутки, которые остались для обеспечения сентябрьских фьючерсных поставок. Наконец, нынешний кризис наглядно показал, что мировое сообщество предпочитает не бороться с его реальными причинами. Требовать от ОПЕК увеличения добычи имело бы смысл, если бы нынешний кризис, как и "нефтяной шок" начала семидесятых, был вызван резким сокращением предложения нефти опековцами. Сегодня же речь идет о системно-структурном кризисе, в котором развитые страны виноваты не меньше ОПЕК. Однако вместо поиска взаимоприемлемого решения они пытаются выйти из сложившейся ситуации за счет нефтедобывающих стран. Сохранив существующую систему в неприкосновенности.
При подготовке статьи использованы аналитические материалы компании "Петролеум Аргус"
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены