18 сентября 2000 г.
Источник: еженедельник "Время по ...""
Автор: "Би-Би-Си"
Битва за бензин
Типичная картина для Англии начала нынешней недели. Ночью бензовозы под полицейским конвоем стали покидать нефтеперерабатывающие заводы в Англии и Шотландии. По данным на конец вторника бензина не было на 70 процентах АЗС, принадлежавших четырем основным нефтяным компаниям. К утру сегодняшнего были наполнены сотни автозаправочных станций во всех регионах Великобритании. Решение о направлении бензовозов на определенные бензоколонки было принято после совещания Тайного совета у британской королевы. Именно этот старинный властный орган, наделил правительство экстренными полномочиями для преодоления кризиса. Официальные лица докладывали на протяжении минувшего дня, что из-за нехватки бензина может быть прекращена работа экстренных служб. Стране также грозили полномасштабные перебои с поставками продовольствия и остановка общественного транспорта. В результате правительство просто приказало нефтяным компаниям прорвать пикеты. "Я полагаю, что каковы бы не были за и против в этом споре, мы - правительство, нация, не можем согласится с тем, что политика будет диктоваться незаконными блокадами, пикетами или другими акциями,"- заявил британский премьер Тони Блэр. "Как бы не были сильны эмоции никакого оправдания этим действиям, вредным для нации, для бизнеса и экстренных служб, быть не может." Что касается законности, то здесь британский премьер, видимо, оперирует образными выражениями - по утверждению Ассоциации британских начальников полиции - ни один из пикетов не нарушал закон, их организаторы подчеркивали, что никаких насильственных действий не будет.
Протестующие оцепили нефтеперерабатывающие заводы, а фирмы-производители не хотели посылать своих водителей через ряды демонстрантов. Но теперь им приказали, водителям бензовозов пришлось сесть за руль и пикетчики расступились. Выступая по телевидению, Тони Блэр посоветовал протестующим решать проблему дорогого бензина путем оказания давления на страны-экспортеры нефти, поскольку именно от них зависит повышение цен на сырье, из которого изготавливают бензин. Но вряд ли этот аргумент найдет понимание у граждан - до ОПЕК далеко, а вот то, что налоги на бензин в Великобритании - одни из самых высоких в мире, знает каждый. Из примерно 80 пенсов за литр бензина, 64 приходится на налог. В соседней Франции, бастовавшей из-за бензина на прошлой неделе, налог на двадцать процентов ниже. В США этот налог ниже в семь с половиной раз. Конечно, британское правительство переправляет значительную часть собранных средств на поддержку других бюджетных сфер - например, здравоохранения или образования. Оно также может похвастаться выполнением всех международных конвенций, обязывающих повышать топливные налоги для сокращения вредных выбросов. Но экологическая обстановка в ближайшие годы революционно не изменится, а вводить поправки в бюджет Тони Блэр и его министры не намерены. Если эта твердость сохранится, то бензин в обозримом будущем существенно не подешевеет.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены