18 сентября 2000 г.
Источник: еженедельник "Итоги""
Автор: Аркадий Орлов
Глобальный недолив
Итак, четвертый в истории человечества энергетический кризис состоялся
Путь человечества в XXI век вымощен энергетическими кризисами. В 1973-м и 1990-м цены на нефть взлетали вверх из-за войн - арабо-израильской и вторжения Ирака в Кувейт. В 1979-м - из-за исламской революции в Иране. Сейчас во всех нефтяных регионах - мир, но страны-экспортеры требуют, чтобы США и Европа поделились плодами экономического роста. Запад слишком много зарабатывает на нашей нефти, твердят в ОПЕК. Парадокс, но рядовые потребители с этим согласны...
Американец Шэйн Штурц, профессиональный водитель-дальнобойщик, снова и снова повторял репортеру Си-эн-эн, что залить полный бак его грузовика-трейлера обходится уже в 250 долларов и при таких ценах любые перевозки становятся нерентабельными. Шэйн понял это только на минувшей неделе, но для многих его коллег-дальнобойщиков в Великобритании, Франции, Бельгии и других странах Европы кошмар, вызванный резким ростом цен на дизельное топливо, продолжается уже несколько месяцев. Только сейчас Америка ощутила приближение нового нефтяного кризиса, и многие американцы с тревогой вслушиваются в прогнозы погоды на ноябрь и декабрь - не дай бог зима окажется холоднее обычной. Подавляющее большинство частных домов в густонаселенных районах центральной и северо-восточной части США отапливается мазутом, и сейчас выясняется, что его запасы пока на 40 процентов ниже уровня прошлого года (тогда американцы впервые за многие годы обнаружили, что счет за отопление почти вдвое превысил привычную цифру). И это при том, что Билл Клинтон чуть ли не лично занимался срочными закупками мазута за рубежом, а все нефтеперерабатывающие заводы США работали круглосуточно и с тройной нагрузкой. Если в ближайшие недели ничего не изменится, цены на топочный мазут подскочат еще выше, и тогда сотни тысяч малообеспеченных семей в США просто не смогут обогреть свои дома. Но это все завтра, а сегодня американцы уже вынуждены дополнительно выкладывать по 20 долларов за каждый авиабилет, так как из-за вздорожания топлива авиакомпании ввели специальную надбавку. Вот уже несколько недель цены на бензин на американских заправках держатся на рекордной за последние 10 лет отметке - примерно 2 доллара за галлон (3,8 л), и автомобилистов спасает лишь чувство юмора и осознание того, что "там у них" - в Европе - еще хуже (в Великобритании американский галлон "супернеэтилированного" - аналогичного АИ-95 - обойдется более чем в четыре доллара).
И все же больше других страдают сегодня водители грузовиков-автотрейлеров. В США это важнейший способ перевозки грузов, а поскольку в этом году цены на дизельное топливо подскочили уже на 60 процентов по сравнению с прошлогодними, неудивительно, что дальнобойщики заволновались. В отличие от прошлого года они пока еще не выстраивают свои чудовища в многокилометровые колонны и не идут приступом на Вашингтон, но только что опубликованные цифры о положении дел в автомобильной промышленности говорят сами за себя. За последний год две крупнейшие компании, производящие знаменитые американские грузовики-монстры, сократили их производство на 40 процентов, и в сентябре начались первые увольнения - пока своих мест лишились только 5,5 тыс. рабочих, но что будет дальше?
ОПЕК идет на уступки
Третий раз за последнюю четверть века мир оказался на голодном пайке - нефти на всех опять не хватает, и неожиданно даже для самых прозорливых экспертов на Уолл-стрит цена за один нефтяной баррель подскочила до 36 долларов. Америку это тревожит как никакую другую страну: американцы - крупнейшие в мире потребители и покупатели нефти. Из 26 млрд. баррелей ежегодного мирового потребления США "выпивают" 6,8 млрд. баррелей. Беспрецедентный рост экономики США за последние 9 лет, резкий рост энергопотребления при сокращении числа традиционных мазутных, угольных и других теплостанций из-за протестов экологов в сочетании с оттоком инвестиций в информационные технологии и бесчисленные интернетовские "дот-комы" - все это как-то оттеснило на второй план простую истину, что современная американская и мировая цивилизация при всей ее информатизации и компьютеризации по-прежнему полностью зависит от углеводородов - несмотря на все попытки заменить их энергией солнца, ветра, приливов и будущих плазменных бубликов-"токамаков". Строили всем миром "информационный хайвей", забыв при этом, что по обычным "хайвеям" пока все еще приходится ездить на самом обычном бензине. Строго говоря, в отличие от Европы, где у многих уже сдали нервы, в США ситуация с повышением нефтяных цен пока воспринимается без паники. Подавляющее большинство солидных аналитиков уверены, что кризис середины 70-х, когда арабские страны ввели нефтяное эмбарго, чтобы отомстить Западу за "сговор" с Израилем, не повторится. Уолл-стрит и вслед за ней десятки других, не менее авторитетных нервных узлов и "мозговых центров" мирового рынка твердят как заклинание тезис о том, что мировое производство нефти можно быстро повысить. В подтверждение все дружно кивают на готовность государств - членов ОПЕК изменить свою позицию. На минувшей неделе нынешний президент этой организации министр энергетики Венесуэлы Али Родригес, еще недавно пугавший мир страшными сценариями повышения цен на нефть аж до 40 долларов за баррель, вполне миролюбиво признал, что давление на рынок можно ослабить. Известно, что почти все страны - члены ОПЕК давно уже качают нефть на пределе своих возможностей, но если верить Родригесу, то у двух - Саудовской Аравии и Венесуэлы - есть возможность быстро поднять нефтедобычу еще на 2 млн. баррелей в день. По мнению специалистов, этого достаточно, чтобы сбить ажиотаж. Кстати, в прошлую среду после объявления об итогах венской конференции ОПЕК впервые за последнюю неделю цены фьючерсных контрактов на сырую нефть на Нью-Йоркской торговой бирже упали на 42 цента. Похоже, что нынешний нефтяной кризис действительно еще не носит системный характер и во всяком случае пока несопоставим с печально знаменитым крахом 70-х.
Нефтяная болезнь Саддама
Что же произошло? Большинство экспертов в Вашингтоне и других столицах стран "большой семерки" сейчас сходятся в том, что нынешний кризис вызван сразу несколькими причинами - геополитической, в частности ситуацией на Ближнем Востоке, продолжающимся экономическим бумом в США, ростом дорогостоящих социальных программ в Западной Европе, начавшимся подъемом в странах, пострадавших от азиатского финансового кризиса. Все эти процессы во многом связаны с необычно низкими ценами (в начале 1999-го баррель стоил всего 10 долларов). Дешевизна нефти привела в США, например, к снижению "стратегического" запаса углеводородов до рекордно низкого уровня, так как считалось, что нефть без проблем можно успеть приобрести на мировом рынке. К тому же в прошлом году правительство США, пытаясь бороться с загрязнением воздуха в Чикаго и прилегающих к нему территориях, ввело в этой части США повышенные требования к автомобильному бензину. Поставки нового бензина не были отлажены, а использовать "обычный" бензин из других регионов страны здесь было нельзя. А тут еще сломался трубопровод, подводивший нефть на перерабатывающие заводы Среднего Запада, и цены на бензин на этом важнейшем "микрорынке" США мгновенно подскочили вверх. Таких примеров в разных странах можно найти множество. "Виноватых" сейчас ищут везде. Американская Федеральная торговая комиссия, к примеру, серьезно намеревается вызвать вскоре "на ковер" руководителей ведущих нефтяных компаний США, чтобы выяснить, не нарушали ли они антимонопольное законодательство и не заигрались ли в "ценовые игры". Оба кандидата в президенты тоже не могли остаться в стороне. Кандидат-демократ Альберт Гор уже объявил, что во всем виновата "Большая нефть" - крупные американские нефтяные корпорации, с которыми, как известно, тесно связан его соперник. Кандидат-республиканец Джордж Буш-младший сделал ответный ход и уже несколько раз "приложил" вице-президента как участника команды Клинтона-Гора, из-за некомпетентного руководства которой и началось все это безобразие.
Как всегда в таких случаях, по всему миру поползли слухи о зловещих заговорах глобального характера. Американский журнал "Ньюсуик", например, обратил внимание на недавнюю статью в арабской газете, издающейся в Лондоне, где утверждалось, что у Саддама Хусейна рак и что его лечат врачи из Швейцарии, Франции и Германии, используя специально закупленное больничное оборудование для химиотерапии. "Ньюсуик" связал этот слух с целенаправленной попыткой повлиять на мировые цены на нефть, но так и не смог выяснить, в чьих конкретно интересах и кем такой "ход" был задуман. Все обвиняют всех, но больше всего достается странам ОПЕК, которые не хотят увеличивать объемы нефтедобычи. Министр нефти Саудовской Аравии Али Нуайми в интервью газете "Вашингтон пост" на прошлой неделе предложил США и другим ведущим потребителям нефти не валить всю вину на ОПЕК, а посмотреть лучше на самих себя. С поправкой на инфляцию мировые цены на нефть все равно ниже тех, что были во время кризиса 70-х, сказал саудовский министр, и такая низкая цена не побуждает США, потребляющие четверть всего горючего в мире, умерить свой энергетический аппетит и заняться внедрением энергосберегающих технологий. Кроме того, богатые государства Западной Европы могли бы снизить свои налоги на бензин, которые в некоторых странах достигают 80 процентов цены на топливо, считает Али Нуайми.
Бензин: почем и почему
В США из двух долларов, которые автовладелец платит за галлон (3,8 литра) первоклассного бензина, налоговые отчисления в федеральный и местный бюджеты составляют от 23% в штате Мичиган до 31% в Калифорнии. Производители сырой нефти получают от 36 (Мичиган) до 46% (Техас). Переработчики - от 16 (Техас) до 26% (Мичиган). От 7 (Калифорния) до 15% (Мичиган) приходится на АЗС, транспорт и маркетинг.
Из двух марок, которые немец отдает за литр "Евро-супера" (АИ-95), государство и местные власти забирают себе 70%, по 12% получают производители и переработчики, и только 4% остаются на колонке. По уровню бензинового налогообложения Германия в Европе на третьем месте после Великобритании и Франции.
Вычислить долю налоговой составляющей цены на бензин в России гораздо труднее. На Западе до 80% налогов с бензина собирается в розничной торговле, а в России большая часть - на стадии переработки. Налоговикам проще контролировать три десятка НПЗ, нежели тысячи АЗС. Производители нефти в России контролируют большую часть нефтеперерабатывающих заводов и почти половину бензоколонок. По оценке аналитика по нефти и газу компании НИКОЙЛ Геннадия Красовского, в свободную продажу поступает не более 1-2% нефти. Поэтому говорить о рыночном формировании цены на нефть в России практически невозможно. Структура цены бензина в России (1 л АИ-95 стоит сейчас 8,3 руб.) может быть определена лишь до известной степени. По расчетам экспертов НИКОЙЛа, 20% этой цены составляет НДС, 17,7% - акциз, 16,61% - налог на реализацию горюче-смазочных материалов, 5% - налог с продаж. Остающиеся 40,61% - это производственные и транспортные затраты, прибыль НПЗ и АЗС. Однако и в этой доле содержится еще множество налогов - акцизы на сырую нефть, социальные платежи, налоги с оборота и пр.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены