Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут

4 июля 2000 г.
Источник: еженедельник "Эксперт"
Авторы: Тигран Оганесян
Триумф и трагедия "черного золота"
Возможно, нынешний взлет цен на нефть окажется последним в истории мировой экономики
Очередное совещание нефтяных министров стран - участниц ОПЕК, состоявшееся 23 июня в Вене, вышло в отличие от бурной мартовской "сходки" на удивление коротким и несуетливым: все скользкие вопросы президент картеля министр нефтяной промышленности Венесуэлы Али Родригес кулуарно заранее оговорил с коллегами. Итогом встречи стало решение ОПЕК об увеличении с 1 июля на 708 тысяч баррелей в сутки совокупных квот "большой десятки" по добыче (без учета Ирака) - с 24,7 млн до 25,4 млн баррелей.
Эти договоренности, впрочем, совершенно не впечатлили биржевых спекулянтов, упорно и с большим азартом играющих в поддавки с нефтяными ценами, - "стратегический" уровень в 30 долларов за баррель, вокруг которого последние пару месяцев происходят незначительные колебания котировок, не только не был подвергнут соответствующей законам рынка ревизии, но, напротив, показался биржевикам излишне скромным: в течение трех дней после венской встречи нефть дорожала, достигнув 26 июня на американском рынке отметки в 32,25 доллара за баррель. Лишь во вторник 27 июня игровой азарт несколько спал и цены наконец снизились в среднем на 60 центов. Однако большинство рыночных аналитиков пока не видит каких-либо веских причин для того, чтобы в ближайшее время (условно - до конца лета) среди биржевых нефтеторговцев возобладали "медвежьи" настроения. Более того, многие эксперты полагают, что текущая ценовая ситуация (30 плюс-минус 5 долларов) может сохраниться еще как минимум полгода, а наиболее отважные прорицатели и вовсе закладываются на рост до 40 долларов. Довольно забавно, что среди скептического меньшинства, ожидающего значительного падения цен, преобладают специалисты аналитических подразделений крупных нефтяных компаний. Может быть, они просто боятся спугнуть удачу?
Скромные возможности нефтяного картеля
Свою лепту в бурный рост нефтяных цен внесла сама ОПЕК, сумевшая вплоть до мартовского саммита сохранить внутрикартельную дисциплину и удержать своих членов от сколько-нибудь серьезного превышения установленных потолков нефтедобычи. Причем, как бы скептически ни относились некоторые рыночные аналитики к степени влияния на биржевые цены квотных ограничений ОПЕК, мол, плюс-минус миллион баррелей в сутки, это несущественный фактор для рынка, как показывает биржевая практика, приток или отток пресловутого миллиона баррелей (немногим более 1% от совокупных мировых объемов нефтедобычи) - достаточный аргумент для изменения котировок на 3-5 долларов вниз-вверх. Этим, кстати, можно объяснить и кажущуюся излишнюю меркантильность опековцев, долго и нудно торгующихся друг с другом о размерах увеличения квот - их опасения по поводу того, как бы не переборщить с добавкой, на самом деле вовсе не так уж чрезмерны.
Другой вопрос - что считать этим перебором. Сами опековцы, похоже, до сих пор так и не пришли к единому мнению относительно приемлемого для них диапазона ценовых колебаний на рынке. Пока официальной точкой зрения картеля считается промежуток в 22-28 долларов за баррель, удерживаться в рамках которого его участники договорились еще в марте. На мартовском совещании было принято решение об автоматическом вбросе на рынок дополнительных 500 тысяч баррелей в сутки, в случае если биржевые цены на опековскую корзину (среднюю цену базового набора экспортных сортов нефти картеля) будут превышать верхнюю границу этого диапазона на протяжении двадцати и более дней (и наоборот, сократить производство на эту же величину в случае, если цены в течение того же срока будут ниже 22 долларов за баррель). Однако, судя по последним событиям, данная договоренность странами - членами ОПЕК не выполняется - решение об увеличении квот на 708 тыс. баррелей состоялось с сильным запозданием по отношению к биржевым реалиям, а четких комментариев от чиновников этой организации в отношении того, какова будет дальнейшая реакция картеля на зависание мировых цен на текущем чрезмерном уровне, пока не последовало. Более того, по словам министра нефти Саудовской Аравии, крупнейшего мирового экспортера жидкого топлива, Али аль-Наими, в Вене опековские министры договорились лишь о том, чтобы консультироваться друг с другом по поводу ценовой ситуации на рынке, а возможный очередной пересмотр квот отложить до сентябрьского совещания в Каракасе.
Аль-Наими отметил, что ОПЕК и так сделал больше, чем от него ожидали в нынешних условиях: добавил не 500, а 700 с лишним тысяч баррелей (помимо картеля, дополнительные 75 тысяч обязалась экспортировать Мексика, не входящая в ОПЕК): "Дальнейшее развитие событий теперь в первую очередь зависит от политики стран - импортеров нефти. Именно они должны принять действенные меры по охлаждению рынка - унять не в меру ретивых спекулянтов и насытить спрос на продукты нефтепереработки, прежде всего на бензин и дизельное топливо". Понятно, что саудовский министр в своем заявлении довольно прозрачно намекал на то, что главные виновники ценовой лихорадки вовсе не страны, входящие в ОПЕК, а крупнейшие потребители нефти, прежде всего - Соединенные Штаты.
Американцы слишком много ездят
Для такого заявления у аль-Наими были веские основания. По оценкам Международного энергетического агентства (IEA), во втором квартале 2000 года мировой спрос на нефть составил в среднем 74,4 млн баррелей в сутки. В то же время совокупное мировое производство за тот же период превысило потребление более чем на 2 млн баррелей, причем в мае этот избыток составил почти 3 млн (для сравнения: в 1999 году среднесуточное потребление нефти в мире составило 74,7 млн, а производство - 74,0 млн баррелей). Казалось бы, налицо классический рыночный дисбаланс спроса и предложения, очевидным следствием которого должно было стать понижение цен. Однако мировой нефтяной рынок (точнее, биржевые игроки на нем) уже давно руководствуется куда более тонкими ориентирами, в числе важнейших из которых - показатели мировых, а в еще большей степени американских запасов сырой нефти и нефтепродуктов. Именно они оказывают на рынок определяющее влияние в краткосрочный период. Еженедельные сводки об изменении объемов американских запасов сырой нефти, автомобильного бензина, горючего топлива и прочего - главный источник текущей рыночной информации для биржевиков, определяющий их странное для не посвященных в нефтяную кухню людей поведение. Среднее ежесуточное убывание 700 тысяч баррелей из мировых резервов, наблюдавшееся в 1999 году благодаря превышению спроса над предложением, стало ключевым фактором, разогнавшим цены на нефть с 10 долларов за баррель в марте почти до 30 долларов к концу года.
Больше всего мировые запасы пострадали от ненасытных американских автомобилистов, которые потребляют более половины от общемирового объема производства бензина, причем их аппетит до самого последнего времени не портился, несмотря на резко возросшие цены (этим летом средние цены на бензин в США выросли до 1,5 доллара за галлон, что на 30% выше, чем годом ранее). Согласно оценкам массачусетского центра Cambridge Energy Research Associates, за последние двадцать лет американцы в среднем увеличили пробег своих автомобилей более чем на треть. Американские нефтеперерабатывающие заводы сейчас работают на полную катушку (загрузка их производственных мощностей дошла до 95-98%), но все равно не в состоянии удовлетворить всех "желающих подзаправиться".
Естественно, рост стоимости бензина рано или поздно натолкнется на спросовые ограничения, но, во-первых, непонятно насколько нужно задрать цены, чтобы американцы начали сокращать потребление, а во-вторых, инерционная сила американского топливного рынка настолько велика, что сегодняшние цены будут оказывать влияние на нефтяной рынок как минимум до конца лета (не следует забывать, что среднее время доставки жидкого топлива через Атлантику из Саудовской Аравии, основного его экспортера на американский рынок, составляет около месяца). Этими обстоятельствами и пользуются во всю биржевые спекулянты.
После бала
По оценкам заместителя директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александра Некрасова, "спекулятивная надбавка" к реальным биржевым ценам сегодня составляет до одной трети. Таким образом, "объективный" уровень мировых цен на нефть на текущий момент не должен превышать 20-25 долларов за баррель. Для того чтобы цены оказались в этом диапазоне, среди спекулянтов должны возобладать "медвежьи" настроения, а это в свою очередь требует нового насыщения резко "усохших" за прошлый и начало нынешнего года мировых (повторимся, прежде всего американских) запасов нефти и нефтепродуктов. Этот процесс уже идет (во втором квартале 2000 года запасы росли в среднем на 1,9 млн баррелей в сутки), но пока объемы мировых нефтяных резервов существенно отстают от показателей полуторагодовой давности.
Затянувшийся ценовой успех "черного золота", безусловно, в весьма недалеком будущем обернется для нефтяников крайне серьезными проблемами. "Нефтяной век" медленно, но верно кончается. И вполне возможно, что текущая лихорадка окажется последней в мировой экономической истории. Дабы не быть голословными, сошлемся на мнение человека, которого трудно обвинить в предвзятости по отношению к отрасли, - Шейха Ямани, бывшего на протяжении четверти века (с 1962 года по 1986-й) министром нефти Саудовской Аравии. В недавнем интервью английской Daily Telegraph Ямани предсказал "неминуемый катастрофический обвал мировых цен на нефть в течение ближайших пяти лет" и, что еще более важно, быстрое вытеснение к началу следующего десятилетия этого топлива с энергетического рынка благодаря широкомасштабному внедрению в мировой экономике дешевых альтернативных источников, прежде всего топливных элементов, работающих на газообразных реагентах, наиболее дешевый и эффективный из которых водород (подробнее о принципах работы топливных элементов см. "Эксперт", N16). По прогнозам специалистов, топливные элементы вполне в состоянии заменить через некоторое время двигатель внутреннего сгорания в автомобиле и станут реальной альтернативой мазутным электростанциям в стационарной энергетике.
В стратегическом годовом докладе влиятельной нью-йоркской научно-исследовательской компании Allied Business Intelligence (ABI) "Автомобильные топливные элементы - будущее пришло" прогнозируется, что к 2010 году количество транспортных средств, оснащенных этими элементами питания, будет исчисляться миллионами единиц. По мнению авторов, благодаря массовому производству автомобилей с топливными элементами уже в течение следующего десятилетия сначала возникнет жесточайший кризис перепроизводства на нефтяном рынке, а затем произойдет и полный отказ от нефти как источника энергии в транспорте.
Крупнейшие западные автогиганты предусмотрительно вкладывают сегодня значительные средства в создание машин, которые будут работать на топливных элементах, заинтересованность в этих и других проектах по созданию альтернативных источников энергии выражают и наиболее прозорливые из нефтяных корпораций. Так, американская Texaco недавно приобрела крупный пакет акций компании Energy Conversion Devices, занимающейся исследовательскими работами в этом направлении, англо-голландская BP Amoco постепенно переносит акценты в своей производственной политике с нефти на природный газ, из которого можно получать реагенты для топливных элементов. Короче говоря, мрачные перспективы рынка нефти, еще недавно с упоением описывавшиеся разве что маргинальными футурологами, постепенно обретают реальные очертания, что выглядит особенно зловеще на фоне сегодняшнего "бычьего" триумфа.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены