22 июня 2001 г.
Источник: еженедельник "Панорама" (Казахстан)
Автор: Канат Шаймерденов
"Либерализация внутреннего рынка нефтепродуктов неизбежна".
На вопросы Панорамы отвечает вице-президент по экономике и финансам ННК "Казахойл" Данияр Абулгазин.
- В последнее время в структуре "Казах-ойла" произошли значительные изменения, одно из которых, к примеру, - образование дочерней компании "Казахойл-Продактс" с наделением ее маркетинговыми функциями. Какой конкретный смысл несет в себе эта реструктуризация?.
- Последние структурные изменения, проведенные в компании, соответствуют той политике, которую проводит "Казахойл" по созданию вертикально интегрированной структуры, контролирующей процесс добычи, переработки нефти и реализацию нефтепродуктов. Недавно, как известно, прошла презентация первой АЗС "Казахойл" в Астане, и мы нацелены на создание целой сети автозаправочных станций, в основном в Западном Казахстане, и созданиие сети автогазозаправочных станций в Мангистауской области. Сейчас введена в строй первая газонаполнительная станция, благодаря чему продукция Узеньского КазГПЗ, сжиженный газ, который мы раньше продавали с колес по Т9 тыс., теперь реализуется по Т25 тыс. Эта разница с одной тонны газа уходит уже не посредникам, а непосредственно компании.
Надо сказать, что мы передали маркетинг не только внутреннего рынка нефтепродуктов, но и экспорта нефти. В пятилетнем плане развития, который был представлен в правительстве, отмечается, что одним из аспектов реализации этого плана является либерализация внутреннего рынка нефтепродуктов. Под этим подразумевается экономическая заинтересованность нефтедобывающих компаний в работе на внутреннем рынке. Это необходимо, когда в стране, кроме "Казахойла", все нефтяные компании - частные, а из трех НПЗ только Атырауский принадлежит государству. Постоянное административное регулирование рынка нефтепродуктов невозможно. Поэтому рано или поздно внутренний рынок будет либерализован.
Кроме того, говоря о структурных изменениях, мы объединяем "Казахойл-Продактс" и "Казахойл-Транс". Последняя - дочерняя экспедиторская компания, которая будет представлять собой департамент в новой структуре. Согласно пятилетнему плану развития, "Казахойл" планирует поставлять нефть не только на отечественные НПЗ, но и на зарубежные (европейские) перерабатывающие заводы. Это гораздо выгоднее, чем транспортировка сырья до портов. В перспективе неплохо иметь там собственные заводы, но сначала надо создать сеть заправочных станций у себя в Казахстане. По сути, мы создаем крупную сбытовую компанию. В ее существовании должно быть заинтересовано и правительство, поскольку таким образом можно влиять на уровень цен на розничном рынке нефтепродуктов. Ведь у правительства сейчас нет ни одного механизма для регулирования розничных цен. Когда оптовые цены на нефтепродукты падают, на заправках они остаются прежними. Вообще, на мой взгляд, если в стране будет 4-5 таких компаний (монополии допускать нельзя), правительству будет легче работать и отпадет цепь посредников.
- Что касается Атырауского НПЗ - в какой степени будут окупаться расходы на его реконструкцию, с учетом объема внутреннего рынка?.
- Проект реконструкции АНПЗ при существующем положении дел, когда цены на нефтепродукты уступают экспортным, естественно, экономически будет малопривлекательным. Но мы надеемся, что в перспективе рынок будет либерализован, и ситуация изменится.
- По сути, "Казахойл" уже имеет свой НПЗ в Европе. Насколько сегодня оправдываются поставки казахстанского сырья на Херсонский завод?.
- По Херсонскому НПЗ инвестиционных обязательств у нас нет. Мы продаем нашу нефть на украинский завод, и по результатам первого квартала выручка от продажи нефти на украинский завод была больше, чем от экспорта в дальнее зарубежье. Мы в этом году планируем поставить на Херсонский НПЗ 1,2 млн тонн нефти. В принципе, это подтверждает необходимость того, что нам надо диверсифицировать рынки сбыта с учетом того, что Казахстан ожидает появления большой нефти.
- Сейчас, насколько известно, в парламенте находится законопроект, касающийся производства и оборота нефтепродуктов. Насколько он отвечает этим ожиданиям по либерализации рынка и в то же время его четкого регулирования?.
- Законопроект, внесенный в мажилис, важен и актуален, но в нем предусмотрены в основном административные методы регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов. Скажем, закрепление за НПЗ минимального объема переработки. Это вообще сложно понять, потому что заводы, как правило, не имеют своего сырья и работают по давальческой системе. Надо тогда говорить о минимальных объемах поставок для добывающих компаний. Второй момент касается регулирования экспорта-импорта нефтепродуктов. Периодический запрет экспорта нефтепродуктов - не что иное, как создание искусственного предложения и влияния на цены.
В своем пятилетнем плане мы предусматриваем, что к 2003 году произойдет относительное выравнивание цен. Процесс либерализации должен быть проведен не за один год, а в несколько этапов. Но в законопроекте есть только административное регулирование, а посылов для либерализации, экономической заинтересованности там не видно. Вызывает также вопрос то, почему законопроект называется "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов". Почему он не распространяется на продукцию газопереработки? Сжиженный газ является альтернативным топливом. В Мангистауской области 70% автотранспорта использует в качестве топлива сжиженный газ. Это общая тенденция перехода на сжиженный газ, он оправдан экологически и экономически (газ стоит дешевле). В целом получается, что такой закон нужен, но в таком виде проект не решает проблемы.
Это в полной мере касается и вопроса помощи сельскому хозяйству. Когда цены на нефтепродукты искусственно занижены, то на самом деле получается перекрестное субсидирование других отраслей экономики. Эта ситуация наблюдается сейчас. И речь не может идти о каком-либо адресном субсидировании: сельского хозяйства или социальной сферы. Все экспортоориентированные предприятия, которые сейчас успешно работают и реализуют свою продукцию на экспорт по мировым ценам, покупают нефтепродукты по заниженным. А должны - по рыночным. Мы считаем, что помощь сельскому хозяйству нужно оказывать, но она должна идти из бюджета. Об этом мы говорили уже не раз и предлагали свои варианты дотирования сельского хозяйства из бюджета.
- Тем не менее сегодняшняя стабильность внутреннего рынка нефтепродуктов при относительно высоких мировых ценах на нефть является результатом попыток правительства сдерживать этот рынок.
- В настоящее время действительно внутренний рынок - стабильный. Это происходит в основном благодаря действиям со стороны правительства, которое следит за исполнением обязательств нефтедобывающих компаний по загрузке заводов определенным объемом нефти. Рост цен также затормозило ограничение экспорта мазута и дизельного топлива. Мы поддерживаем меры, предпринятые правительством в текущем году, так как либерализация - это комплексный процесс, и необходимо предусмотреть субсидирование отдельных отраслей экономики из бюджета, чего не было сделано. В этих условиях считаем данные меры оправданными.
- Под какие проекты "Казахойл" намерен провести в этом году выпуск евробондов?.
- Мы планируем провести эмиссию евробондов приблизительно осенью. На днях рейтинговое агентство "Moody's" повысило наш кредитный рейтинг на две ступени - с В1 до Ва2. У нас сейчас очень хорошие возможности выхода на внешние рынки заимствования. Мы планируем реализацию нескольких инвестиционных проектов. Основная цель заимствования - техническое перевооружение и увеличение объемов производства на целый порядок. Сейчас мы проводим определенную работу с банком АBN-AMRO, который является нашим менеджером. Размер заимствования - $100 млн, период обращения - от 5 до 7 лет.
- Собирается ли "Казахойл" использовать дальше такой инструмент страхования рисков, как хеджирование нефти?.
- Да, мы собираемся продолжить хеджирование. Недавно была заключена вторая сделка с Дойче-Банком по страхованию нефти сроком до 2003 года. Мы очень внимательно отслеживаем конъюнктуру цен на мировом рынке и понимаем, что такие высокие цены будут не всегда. Мы обезопасили себя от потерь, если цена на нефть упадет ниже порогового значения, на основе которого формируется бюджет компании. Суть сделки по хеджированию такова, что мы будем платить Дойче-Банку, если цена будет выше этого установленного порога, что маловерятно, и наоборот, он должен платить нам, если уровень цен окажется ниже.
- Было ли какое-то решение относительно предложения компании о передаче госдоли в ТШО в бюджет?.
- Пока ответа еще не было. Вывод доли в ТШО из активов "Казахойла" должен упорядочить отношения компании с правительством. По сути, компания не имеет права самостоятельно распоряжаться доходами от участия в ТШО, они используются по решению правительства. Вместе с тем, согласно учредительному договору, если потребуется финансирование определенных проектов, этим должен заниматься и "Казахойл", у которого таких средств не будет. Поэтому было предложение вывести из уставного капитала компании долю в ТШО, чтобы доходы шли напрямую в бюджет, и если потребуется, то запрос наличности также будет удовлетворяться из бюджета.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены