19 июня 2001 г.
Источник: газета "Время по" (Казахстан)
Автор: Халилулла Сулейменов, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник РГП "Институт экономических исследований" Министерства экономики и торговли Республики Казахстан
Что и как регулировать?
Мнение специалиста
В проекте Закона Республики Казахстан "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов" предлагается в законодательном порядке обязать нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) перерабатывать определенные правительством количества нефти, производить из них нефтепродукты в заданных объемах и ассортименте. В то же время государство не берет на себя обязательств по обеспечению или, хотя бы, содействию в обеспечении НПЗ сырьем. Между тем, при существующем положении НПЗ не могут обеспечить себя сырьем необходимого качества и в требуемых объемах по ряду причин.
Прежде всего, в республике отсутствует рынок сырья - нефти, что связано, в первую очередь, с несовершенством налоговой системы. При экспорте нефти продавец вывозит ее безпошлинно при нулевой ставке налога на добавленную стоимость (НДС), оплачивая только таможенную ставку в размере 0,2% от стоимости импортируемой нефти, оцененной им самим на основе имеющегося контракта.
При продаже той же нефти казахстанским НПЗ при той же цене производителя продавец должен оплатить НДС в размере 20% (с 1 июля 2001 года - 16%) от стоимости реализуемого товара. Таким образом, его выручка от продажи нефти внутреннему потребителю становится меньше, чем при ее экспорте. На такой шаг нефтедобывающие компании пока можно заставить пойти только воздействием административных мер, что противоречит законам свободного рынка. Во-вторых, все или большинство экспортеров могут воспользоваться системой магистральных трубопроводов для поставки нефти на экспорт, тогда как НПЗ (Шымкентский и Павлодарский), купившие нефть у Западно-Казахстанских нефтедобывающих компаний, не могут рассчитывать на доставку закупленной нефти по трубопроводам из-за их отсутствия. Использование железнодорожного транспорта резко повышает стоимость транспортировки и, соответственно, производимых нефтепродуктов.
Таким образом, предложенный правительством проект Закона Республики Казахстан "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов" не может решить вопрос регулирования и наращивания производства нефтепродуктов, поскольку не решает главную проблему - поставок нефти на переработку в необходимых объемах. Правительству вновь придется использовать по отношению к нефтедобывающим компаниям административные меры, либо рассчитывать на максимальное использование для внутренней переработки нефти, добываемой ННК "Казахойл", ставя ее тем самым в неравные условия по сравнению с другими компаниями.
Выйти из этого положения, как нам представляется, можно следующим образом. Во-первых, следует установить для нефтедобывающих компаний, поставляющих нефть на переработку на республиканские НПЗ, нулевую ставку НДС. Благодаря этому продавец нефти отечественным переработчикам и экспортер будут поставлены в относительно равные экономические условия.
Если в дополнении к этому установить таможенную ставку (или пошлину) на экспорт нефти в размере 1 - 1,5% от стоимости сделки, то расширится круг компаний, которые предпочтут продавать нефть казахстанским НПЗ. Такие экономические меры сделают ненужными административное воздействие в виде установления нефтеперерабатывающим предприятиям заданий по минимальным объемам переработки и соответствующие меры в отношении нефтедобывающих компаний по обеспечению НПЗ сырьем. Что касается НДС, то в нынешних условиях этот налог платится дважды: первый раз продавцом нефти, второй раз - покупателем нефтепродуктов. Чтобы исключить двойное обложение НДС, следует возложить уплату НДС на покупателя сырья - НПЗ, которому уплаченная сумма возвращается после продажи нефтепродуктов.
Кроме того, при создании таких условий нефтедобывающие компании, не имеющие возможности реализовать свою нефть через офшорные зоны, еще подумают, экспортировать ли нефть, или выгоднее будет реализовать ее внутри Казахстана. Одновременно с реализацией перечисленных предложений необходимо устранять и другое препятствие - создать трубопроводную систему внутри республики, позволяющую продавцам нефти выбирать наиболее выгодных покупателей, а переработчикам - наиболее выгодных продавцов, исходя из качества и цены предлагаемого сырья. Тем самым удастся создать в республике конкурентный внутренний рынок нефти.
Для решения этой проблемы необходимо в первую очередь построить нефтепровод Атырау - Кенкияк - Кумколь. Таким образом, центром рынка нефтяного сырья станет Атырау. Формирование внутреннего рынка нефти сделает ненужным вмешательство государства в сферу добычи и переработки нефти, принятие нерыночных, административных мер ее регулирования.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены