25 мая 2001 г.
Источник: газета "Время по" (Казахстан)
Авторы: Канат Берентаев
Легализация нелегального
За годы экономических реформ Казахстан обогатил теорию и практику реформирования постсоциалистических стран рядом нововведений, аналогов которым нет в других странах СНГ. Здесь нужно отметить, например, новые формы привлечения иностранных инвестиций как: передача крупных базовых предприятий в трастовое управление иностранным фирмам, переход на новую систему пенсионного обеспечения, радикальные перемены в социальной сфере, перенос столицы и т. п. мероприятия. Но ни один закон республики не вызывает двойственного отношения как закон "Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег" от 2 апреля 2001 года, который начнет действовать в стране с 14 июня в течение 20 дней.
По замыслу, введение этого закона позволит вернуть в Казахстан от 300 до 500 млн долларов США, которые были вывезены за пределы страны из-за жесткого фискального режима, а также средства, которые оборачиваются в "теневой" экономике. В условиях дефицита собственных инвестиционных ресурсов (уставной фонд созданного Банка развития Казахстана составляет 200 млн долларов) эта сумма была бы очень кстати, тем более, что сейчас имеются все предпосылки для закрепления экономического роста, который продолжается второй год.
Вместе с тем, возникает ряд вопросов, связанных с возвратом из-за рубежа вывезенного капитала и легализацией теневого капитала. Отток капитала за пределы страны по разным оценкам составляет около 1 млрд долларов в год. В этой связи по закону об амнистии вернется только незначительная часть вывезенного капитала. Действительно, при вывозе капитала законы Казахстана не нарушались. Нелегальным этот капитал можно назвать с большой натяжкой. Здесь скорее были нарушены нормы деловой этики и предпринимательской морали, использованы различные лазейки в законодательстве. Например, льготы, которые предоставлялись ветеранам Афганистана, движению "Невада - Семипалатинск", ряду общественных организаций, и т. п. Схема вывоза капитала также общеизвестна. Это - занижение экспортных цен и завышение цен на импортируемую продукцию, невозврат валютной выручки, создание совместных предприятий со штаб-квартирой в офшорных зонах.
Так, создается фирма в какой-нибудь офшорной зоне. Предприятие в Казахстане за бесценок реализует товар этой фирме, а она перепродает уже по нормальным ценам в третьи страны. Прибыль остается в офшорной зоне, где низкие налоги, а бюджетные и другие отчисления в Казахстане проводятся с той выручки, которую получил поставщик. Неудивительно, что в числе крупнейших импортеров казахстанской продукции Багамские острова находятся на втором месте после России и по объему импорта превышают все индустриально развитые страны.
Естественно, что такой капитал не нуждается в легализации. Он является легальным как по казахстанским, так и по международным законам. Речь может идти только о создании условий для его возврата в Казахстан. Существенную роль при этом должен играть патриотизм, желание поддержать отечественную экономику, подкрепленное улучшением инвестиционного климата в стране и уверенностью, что экономический рост вызван не только повышением цен на нефть, но и устойчивым оживлением реального сектора экономики, причем долгосрочным.
Сектор теневой экономики в Казахстане составляет по экспертным оценкам до 40% ВВП. Даже при 20% рубеже в этой сфере создается добавленная стоимость порядка 500 млрд тенге или свыше 3 млрд долларов в 2000 году. Очевидно, что в теневой экономике оборачивается намного большая сумма, чем по оценке правительства и Нацбанка. В связи с упорядочением налогового законодательства, улучшения делового климата и других мер, значительная часть теневого сектора может быть легализована без этого закона. В этой связи для решения этой проблемы необходимо предпринять комплекс мероприятий.
Новым законом предусматривается амнистия граждан, нарушивших Кодекс об административных нарушениях, в частности ст. ст. 137, 143, 154, 205-209. Это очень своевременная мера, которая может способствовать выводу теневой экономики на свет. Однако, ст. 143 касается запрещенных видов деятельности, которые не могут быть амнистированы.
Другой вопрос - капитал криминального происхождения. Это выручка от продажи наркотиков, контрабанда, взятки, "откат" и т. п. Капитал криминального происхождения в соответствии с законом не подлежит амнистии. Следовательно, этот капитал не будет вовлечен в производство, т. к. его легализация по существу представляет собой отмывание денег. Складывается мнение, что настоящий закон инициирован как раз с этой целью. Действительно, при либерализации внешнеэкономической деятельности продолжительное время действовал порядок лицензирования и квотирования экспорта. Общеизвестно, что получение лицензий не обходилось без дачи взяток. Существовала и продолжает действовать практика дачи взяток в различных формах при предоставление кредитов, проведении тендеров и конкурсов, особенно в экспортоориентированных производствах. Это, с нашей точки зрения, криминальный капитал коррупционного происхождения. И он не должен подлежать амнистии.
По оценке Союза предпринимателей России доступ к трубе в свое время составлял не менее 1 доллара на 1 тонну экспортируемой нефти. Существовала своеобразная такса на предоставление квот и лицензий на экспорт продукции и в Казахстане. Этот капитал, сконцентрированный в руках чиновников, в отличие от теневого не может считаться легальным ни в Казахстане, ни в зарубежных странах. Капитал такого происхождения активно преследуется мировым сообществом, не взирая на срок давности. Поэтому амнистия такого капитала чревата тем, что Казахстан попадет в список особо коррумпированных государств, как Россия на последнем заседании G-7. В этой связи потеря имиджа республики в глазах мирового сообщества вряд ли будет скомпенсирована объемами вернувшегося в Казахстан капитала.
Нужно еще отметить, что теневой капитал, вывезенный за границу с частичными нарушениями казахстанских законов или с определенными нарушениями предпринимательской этики, может вернуться добровольно при решении на национальном уровне вопросов улучшения инвестиционного климата. Можно предполагать, что часть такого капитала уже вернулась в Казахстан в виде зарубежных кредитов, участия в приватизационных конкурсах и т. д. Не секрет, что в ряде инвестиционных конкурсов побеждали никому не известные инвесторы со штаб-квартирой в третьих странах.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены