18 мая 2001 г.
Источник: газета "Деловая\ неделя" (Казахстан)
Авторы: Улболсын Кожантаева
На нефтяном перекрестке
На этой неделе в центре внимания информационных агентств оказалась позиция казахстанских экспертов по маршрутам транспортировки углеводородов из республики. В роли морского ветра, поднявшего волну, оказалось 6-е совместное заседание двустороннего комитета по экономическому сотрудничеству. Впрочем, насчет ветра можно поспорить, поскольку волны расходились в разные стороны: собеседниками упомянуты 4 проекта, высказанные ими мнения разошлись по миру.
Четыре основных маршрута, наиболее часто упоминаемых экспертами разных стран и прессой, в том числе, можно сравнить с компасом, осью которого является каспийская нефть. Путники, отправляющиеся за удачей в разные концы, вынуждены вновь и вновь проверять снаряжение: в "сюрпризах" нет недостатка. Если ранжировать маршруты по экономической и финансовой целесообразности, приемлемости их воплощения, стрелки компаса выстраиваются в две диагонали. Первый из них север-юг: российский и иранский маршрут. Второй: "Актау-Баку-Джейхан" и проект транспортировки в Китай. Каспийский трубопроводный консорциум, проведший закачку первой тенгизской нефти в новый трубопровод Актау-Новороссийск, столкнулся с временными трудностями. Как сообщило на этой неделе агентство "Хабар", закачка каспийской нефти приостановлена, так как между участниками проекта КТК не был предварительно решен вопрос о судьбе большого объема воды в трубе, которая использовалась для ее тестирования. Но как бывает в случаях с объектами, являющимися зоной интересов разных стран, политиков и находящимися под пристальным вниманием многоликой прессы, сей момент тут же получил и политическую окраску.
Как же так: в проекте задействованы мировые компании, а о воде не подумали? Яркую подсветку в этом контексте получила также проблематичность доставки казахстанской нефти к прибалтийским нефтеналивным терминалам через российскую территорию из-за невыгодных тарифов. Но связывать это с активизацией действий по изучению иранского маршрута транспортировки каспийской нефти вряд ли уместно, потому что этот маршрут изучается достаточно давно. Многие СМИ и ДН, в том числе, уже рассказывали о пробных поставках нашей нефти по схеме СВОП-операций на Тегеранский НПЗ. В выступлениях казахстанских политиков всегда подчеркивается приверженность к многовекторности в выборе эффективных маршрутов транспортировки углеводородов.
Тем не менее, создание рабочей группы для изучения этого маршрута привлекло внимание информационных агентств и вызвало разные оценки у экспертов. "В возможном экспорте казахстанской нефти в иранском направлении присутствует политический аспект", - передает Интерфакс-Казахстан, ссылаясь на заявление начальника департамента управления проектами национальной нефтетранспортной компании "КазТрансОйл", во вторник в Астане. Отвечая на вопрос представителя японской стороны на 6-м совместном заседании двустороннего комитета по экономическому сотрудничеству о степени политизированности и реальности строительства трубопроводов в иранском и китайском направлениях, г-н Есимбеков признал присутствие политического момента в вопросе строительства трубопровода в иранском направлении. Наличие политического аспекта отмечено и в проекте нефтепровода "Баку-Джейхан".
Хотя казахстанскими экспертами и специалистами всегда подчеркивается при этом, что приоритетность строительства трубопроводов определяется "экономической необходимостью, финансовой целесообразностью и желанием самих нефтяных компаний" участвовать в этих проектах. В вопросе же строительства нефтепровода из Западного Казахстана в Китай, также "нет никаких политических проблем". В ходе встречи казахстанская сторона проинформировала японских представителей об имеющейся договоренности по данному вопросу на уровне руководств Казахстана и КНР, которая была достигнута еще в 1997 году. Как известно, с экономических позиций данный трубопровод является самым протяженным, что потребует больших вложений в его строительство от заинтересованных сторон.
В ходе заседания были также затронуты темы, обсуждаемые рабочими группами прикаспийских государств по разделу Каспийского моря. Отвечая на соответствующий вопрос японской стороны, вице-министр МИД РК Дулат Куанышев вновь подчеркнул неизменность позиции Казахстана в вопросе статуса и раздела Каспия. В частности, он отметил, что Казахстан "за грамотное природопользование на Каспии, раздел его дна по принципу срединной линии при сохранении свободы судоходства". Японская сторона выразила свое опасение по поводу отсутствия единой позиции у прикаспийских стран по разделу моря. Однако г-н Куанышев отметил, что подход Казахстана поддерживается РФ, Азербайджаном и Туркменистаном. В настоящее время, сообщил он, идет процесс выработки единой позиции всех прикаспийских государств по данному вопросу. Как сообщалось СМИ, в Астане правительством РК была создана рабочая группа по изучению маршрута транспортировки нефти через территорию Туркменистана в Иранский порт Нека.
В состав этой группы включены специалисты МИД РК, министерства энергетики и минеральных ресурсов РК и национальной компании "Транспорт нефти и газа". Разными экспертами, в том числе и ДН, высказывались также предположения, что данный проект поддержат крупные иностранные компании, кроме американцев, несмотря на существующее эмбарго со стороны США. Учитывая, что в состав консорциума OKIOC, ведущего разведочные работы на Западном и Восточном Кашагане, входят крупные европейские компании, такие как концерн Eni, Totalfinelf, Rojal Datch Shell, это мнение кажется вполне логичным. Кроме того, большие запасы нефти на этом шельфе и наличие разных маршрутов транспортировки оставляют альтернативы и для присутствующих там американских компаний. Вступивший недавно в стройпроект КТК открывает большие возможности для отечественной нефти, особенно, на первоначальном этапе.
В состав этого проекта входят добывающие компании с американским участием такие, как Chevron, BP. Американская администрация уже высказывалась в поддержку этого маршрута. В его целесообразности нет сомнений, хотя его пределы ограничиваются возможностями прохода танкеров через проливы Босфор и Дарданелы. Поэтому иранский маршрут с учетом планов увеличения добычи нефти в каспийском регионе, станет неизбежным, поскольку его воплощение пока представляется более реальным и дешевым. Стоимость проекта оценивается в $1,2 млрд, в то время как проект "Баку-Джейхан" оценен в $ 2,4 млрд. Вместе с тем нельзя не отметить и нерешенность вопросов, связанных с состоянием инвестиционного законодательства в исламской республике Иран.
Как отмечают эксперты, реализации планов строительства трубопроводов по территории этой страны может помешать существующие положения в законодательство ИРИ, касающиеся вопросов принадлежности трубопроводов и прав собственности на нефть, находящуюся в трубе. Одним словом, пока получается так, что Иран может только закупать нефть на границе, а далее - транспортировать и затем реализовывать как свою собственную. Это вызывает опасения экспертов, связанные с возможностью диктата в вопросах цен и ущемления интересов экспортеров. По сообщению иранских СМИ, в Иране также понимают эти проблемы. Отдельные политики выступают за внесение изменений в существующее инвестиционное законодательство. Вместе с тем, также известно, что некоторые политики в этой стране настороженно воспринимают демократические преобразования, проводимые президентом Мохамадом Хатами.
Однако лед давно тронулся и в этой стране также немало сторонников экономических приоритетов. А значит, на каспийском нефтяном перекрестке в недалекой перспективе должна появиться диагональ "север - юг".
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены