9-22 мая 2001 г.
Источник: "Континент" (Казахстан)
Авторы: Михаил Бражников
Кто и как обустраивает нефть и газ Казахстана
Экспансия зарубежных строительных фирм, или Еще одна сторона необходимости импортозамещения
Как все начиналось…
Как известно, весь производственный потенциал нефтегазовой промышленности бывшего СССР создавался общесоюзными Миннефтегазстроем и Минмонтажспецстроем и их подразделениями на местах с привлечением в необходимых случаях иностранных проектировщиков и специалистов. Строительство современных по тем временам Павлодарского и Шымкентского НПЗ, мощных магистральных нефте- и газопроводов стратегического значения, обустройство и начало промышленной разработки Тенгиза, Кумколя и других крупных месторождений - это далеко не полный перечень объектов нефтегазового строительства в Казахстане тех лет.
После развала Союза соответствующие управленческие и производственные подразделения в странах СНГ преобразовались в национальные или государственные акционерные компании, например "Роснефтегазстрой", "Стройтрансгаз", "Зарубежнефтегазстрой" в России, "Укрнефтегазстрой" в Украине и "Узнефтегазстрой" в Узбекистане. В Казахстане после обретения независимости был создан "Монтажспецстрой", объединивший в единый холдинг все подразделения бывших одноименных республиканского и союзного министерств в качестве юридически и финансово самостоятельных акционерных обществ.
В г.Актау на базе успешно функционировавшей самостоятельной структуры союзного Миннефтегазстроя в 1992 году был образован государственный концерн "Казахстаннефтегазстрой". Однако в 1996 году он был упразднен, и, очевидно, кроме общегосударственной программы приватизации немаловажной причиной ликвидации госконцерна стала приватизация основных нефтегазодобывающих предприятий республики зарубежными инвесторами, которые для строительно-монтажных работ предпочли привлекать соответствующие "мировым стандартам" иностранные фирмы.
Новый менеджмент
Иностранные компании стали занимать все большее место в нефтегазовом секторе строительной индустрии Казахстана, игнорируя и вытесняя опытных и достаточно квалифицированных отечественных строителей. "Кто платит, тот и музыку заказывает" - именно в соответствии с этой давно известной формулой со сменой собственников основных нефтегазодобывающих предприятий стала происходить и географическая переориентация потоков финансовых средств, направляемых иностранными инвесторами на строительство новых мощностей и модернизацию существующих производств.
Объявляемые как за рубежом, так и в Казахстане тендеры зачастую проводились с нарушением законодательства РК, большинство реализуемых иностранными инвесторами проектов не проходили государственную экспертизу, зарубежные строительные фирмы стремились не только использовать иностранную рабочую силу, но и привнести свою нормативно-техническую базу, применить дорогостоящие импортные строительные материалы, изделия и конструкции. И самое печальное, что это не вчерашний день. Это день сегодняшний. Именно вследствие такой практики повышается цена разработки месторождений углеводородного сырья республики. Затрачиваемые на эти цели средства засчитываются как инвестиции, фактически же они служат развитию экономики стран-экспортеров. И хорошо бы, чтобы это не стало нашим завтра.
Неоспорим тот факт, что для обустройства нефтегазовых месторождений на суше и особенно на шельфе Каспия, сооружения магистральных трубопроводов и перерабатывающих комплексов нужны высококвалифицированные специалисты, сложнейшие технологии и оборудование, специализированные научно-исследовательские и проектные институты, собственное машиностроение, пусконаладочные и другие специализированные предприятия. Все это требует значительных капиталовложений и времени, но без продвижения в этом направлении все больше казахстанских углеводородов будет уходить на оплату услуг иностранных фирм.
Положительным сдвигом в этом направлении является создание СП "Кобос" ТОО "Казахойлкурылыс" (дочерняя компания ННК "Казахойл") с французской компанией "Буиг оффшор", имеющей международный авторитет и опыт работы практически по всему миру. Соединение ее передовых технологий и финансовых возможностей с практическим знанием ТОО "Казхойлкурылыс" отечественной строительной индустрии позволит наиболее полно использовать возможности казахстанских подрядчиков и субподрядчиков. Пока же положение в этой сфере явно не в пользу казахстанских строителей.
Великие стройки нефтегазового сектора
Тенгиз
После образования СП "Тенгизшевройл" контракт на проектирование новых технологических сооружений и производственных мощностей получила достаточно авторитетная в мире фирма "Бехтель". Первые значительные капиталовложения "Шеврона" в СП "Тенгизшевройл" как инвестора предназначались именно на проектирование мощностей по очистке и подготовке нефти и газа, закупку и поставку оборудования, строительно-монтажные и пусконаладочные работы.
В соответствии с мировой практикой компания, выигравшая тендер на проектирование объекта, размещение заказов на оборудование и его поставку, непосредственно не участвует в строительно-монтажных работах, обеспечивая контроль за их качеством. Однако СП, созданное "Бехтель" с турецкой строительной компанией "Энка", получило весь объем строительно-монтажных работ на Тенгизе. Стопроцентно иностранное СП решило не только не иметь дел с казахстанскими строительными организациями, но даже не привлекало казахстанских рабочих, во всех случаях предпочитая им турецких строителей. Их "пиковое" число на Тенгизе достигало 3-3,5 тыс. человек. Соразмерные мировым стандартам финансовые аппетиты СП "Бехтель-Энка" в части оплаты строительно-монтажных и пусконаладочных работ привели ТШО к выводу о том, что акценты в выборе партнеров были сделаны не совсем верно.
Первый прецедент доминирования иностранцев в нашем нефтегазовом строительстве был явно не в их пользу в плане подтверждения своей квалифицированности и авторитетности. Однако не выиграл и Казахстан: все средства по оплате турецких рабочих были отнесены к "инвестициям", и все они вернулись в иностранные банки.
В результате дополнительных тендеров новыми партнерами ТШО по объектам очистки нефти от серы и трубопроводам стали компании "Парсонз" и "Флюор Дэниел". Последняя доставила все необходимое оборудование и компоненты и с привлечением своих специалистов весной 1999 года обучила более 100 работников АО "Промтехмонтаж-Атырау" сложным сварочным работам с выдачей соответствующих квалификационных сертификатов. Их и привлекла "Флюор Дэниел" в начале 2000 года для работ по модернизации объекта с условным названием "сжиженный газ вне площадки". В предельно сжатые сроки, связанные с необходимостью остановки производственного цикла, за 3,5 месяца АО "Промтехмонтаж-Атырау" и его казахстанские партнеры выполнили весь объем строительно-монтажных работ на сумму более 6 млн. долларов. На реконструкции объекта были заняты 750 казахстанских рабочих высокой квалификации - сварщиков, электриков, монтажников, специалистов КИПиА, связистов и работников других специальностей. Абсолютно все оборудование - от элементарных узлов до сложнейших приборов - было импортное, и все оно было смонтировано казахстанскими специалистами.
По результатам работы АО "Промтехмонтаж-Атырау" получило благодарность СП "Тенгизшевройл" за отличное качество работ и благодарность "Флюор Дэниел" за высокую технику безопасности. По признанию заказчика, результаты работы наглядно свидетельствовали, что казахстанские строительно-монтажные организации не нуждаются в иностранных "надсмотрщиках". Это признание доказывает и то, что, несмотря на определенный самим названием "совместный" характер ТШО, его преимущественно американское руководство первоначально не имело представления о сопоставимости казахстанских организаций с иностранными фирмами как по срокам, так и по качеству сложных строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
В ближайшие несколько лет "Тенгизшевройл" планирует инвестировать в развитие производства свыше 2 млрд. долларов и построить фактически новый завод по очистке нефти, что позволит ежегодно наращивать объем добычи на 5 млн. тонн для наполнения КТК. Тендер на проект "второе поколение" ТШО выиграло уже совместное предприятие "Парсонз-Флюор Дэниел" ("ПФД"), которому предстоит определять условия строительных тендеров и проводить их. Есть все основания надеяться, что, в отличие от "Бехтель-Энка", СП "ПФД" будет активно использовать потенциал казахстанских строительно-монтажных организаций в качестве исполнителей работ.
Карачаганак
Для реализации на мировом рынке казахстанского углеводородного сырья Карачаганакской интегрированной организации (КИО), созданной альянсом инвесторов "Аджип - Бритиш Газ - Тексако - Лукойл", необходимо построить мощности по стабилизации и очистке газоконденсата и трубопровод Аксай - Атырау для его транспортировки до "врезки" в уже действующий КТК. Ежегодная мощность нового производства - 6 млрд. тонн жидких углеводородов и 6 млрд. кубометров газа с увеличением до 10 млрд. кубометров.
Проектировщиком основных производственных мощностей Карачаганака вновь была та же фирма "Бехтель" совместно со "Снампроджетти" - дочерней фирмой "Аджип". "Бехтель" намеревалась повторить опыт Тенгиза и выступить в роли строительного генподрядчика, однако КИО как заказчик в результате тендера выбрала компанию ССС (Consolidated Contractors Company) со штаб-квартирой в Афинах, специализирующуюся на строительстве нефтепромысловых объектов в различных странах мира.
Первые стадии подготовки - вскрышные работы на площадке будущего перерабатывающего комплекса, строительство дорог, мостов, гостиницы - начали осуществляться ССС еще в 1999 году совместно с АО "Бурлингазстрой". Во время проведения международной выставки KIOGE`2000 в октябре прошлого года КИО подписала контракты на строительные работы с генеральным подрядчиком - консорциумом компаний "ССС - Сайпем" ("Сайпем" - дочернее предприятие "Аджип") общей стоимостью свыше 1 млрд. долларов (900 млн. - завод и 400 млн. - трубопровод). Заказчик и генподрядчик объявили, что субподрядные казахстанские организации получат не менее 40% от общих объемов строительно-монтажных работ и организовали по этому поводу широко разрекламированные общественные слушания.
Однако затем позиция "ССС - Сайпем" как генподрядчика трансформировалась в явное нежелание иметь дело с казахстанскими строительными субподрядчиками. Вместо них в обиход вошло выражение "строительные бригады", или просто "строители", которым опять же обещали предоставить большинство рабочих мест. Вместо разработки условий и объявления тендерных процедур иностранный консорциум в первую очередь начал прямой наем местной рабочей силы на кабальных условиях, прибегая для этого к услугам сомнительных посредников и переманивая квалифицированных специалистов из казахстанских организаций практически по всему западному региону республики.
Логика действий "ССС - Сайпем" достаточно очевидна: казахстанская субподрядная строительная организация как юридическое лицо будет действовать по законам Казахстана, не опуская планки своей работы ниже действующих в республике строительных норм и стандартов, соблюдая правила техники безопасности и обеспечивая своим работникам необходимые социально-бытовые условия и соответствующую их квалификации оплату труда. Нанятый же по индивидуальному контракту работник вынужден смириться с 10-часовым рабочим днем при шестидневной рабочей неделе, с нищенской по сравнению с иностранцами заработной платой и отсутствием защиты со стороны профсоюзов, когда любой "шаг влево, шаг вправо" является поводом для увольнения. Чем меньше квалифицированных рабочих останется в штате казахстанских строительно-монтажных организаций, тем в более худших условиях они окажутся при проведении тендера (если таковой будет объявлен), тем больше высокооплачиваемых рабочих мест займут иностранцы.
Как КИО, так и "ССС - Сайпем" мало беспокоит проблема, что будущие производственные мощности Карачаганака - это не градообразующее предприятие и тысячи нанятых по прямым контрактам казахстанских рабочих из других областей по окончании строительства останутся без работы.
Пренебрежительное отношение иностранных работодателей вынудило казахстанцев искать поддержки в защите своих прав у премьер-министра К. Токаева во время его поездки на Карачаганак в начале апреля. Проблема использования иностранной рабочей силы, отношения к казахстанским рабочим и реального участия Казахстана в инвестиционных проектах нефтегазового сектора приобрела политическую окраску. Последовали многочисленные проверки и совещания, 11 требований рабочих были рассмотрены на самом высоком уровне с участием представителей "ССС - Сайпем". Министерство труда и социальной защиты начало пересматривать квоты и ужесточать схемы ввоза иностранной рабочей силы, а министр А. Байменов призвал иностранных инвесторов объединяться в ассоциации работодателей и участвовать в трехстороннем диалоге между правительством, работодателями и профсоюзами.
При этом упускается из виду, что в основе конфликта на Карачаганаке лежат отношения консорциума "ССС - Сайпем" как работодателя с нанятыми им казахстанскими рабочими. Но "ССС - Сайпем" не является инвестором и разработчиком недр, не привносит принципиально новых технологий, не добывает полезных ископаемых и не производит конечный продукт (пусть даже сырую нефть). Этот консорциум как генеральный подрядчик по контракту осуществляет строительство будущего объекта собственности для инвестора в лице заказчика - Карачаганакской интегрированной организации. В свою очередь КИО как представитель альянса АБТЛ имеет долгосрочные договорные отношения с правительством Казахстана и несет конкретные обязательства. Конфликт на Карачаганаке - рецидив старой болезни на более масштабном уровне. В свое время отель "Рахат-Палас" в Алматы возводился без участия казахстанских подрядных организаций силами иностранных рабочих, и большинство аналогичных дорогостоящих объектов Астаны также возведено инофирмами с использованием дешевой местной рабочей силы, привлекавшейся для отдельных видов работ вообще безо всяких контрактов.
Но поскольку в случае с "ССС - Сайпем" речь идет о хорошо знакомой для Казахстана капиталоемкой отрасли нефтегазового строительства, то было бы вполне логичным, чтобы консорциум вступил в договорные отношения с казахстанскими субподрядчиками, дополнив их возможности своими более совершенными техническими средствами и инженерно-техническим персоналом. К сожалению, этого до настоящего времени не произошло.
Законодательные нестыковки
В соответствии с основными положениями Указа Президента РК "О нефти", имеющего силу закона, строительство надземных и подземных сооружений относится к понятиям "добыча" и "нефтяная операция". Указом предусматривается, что для проведения "нефтяных операций" и выполнения связанных с ними работ и услуг обязательно должны привлекаться казахстанские предприятия на основе конкурсов (тендеров), порядок которых определяется правительством РК. Соответствующие дополнения внесены в Указ "О нефти" в 1999 году, однако до сих пор не издано постановление, обязывающее организаторов тендерных процедур руководствоваться при их проведении соответствующими нормативными актами Казахстана.
В результате различные государственные ведомства неоднозначно трактуют законодательство, в силу чего иностранные инвесторы проводят тендеры по своим собственным правилам, игнорируя положения Указа "О нефти", а отечественные производители товаров, работ и услуг лишаются возможности реализовать установленное этим указом свое преимущественное право.
Во многом благодаря содержащимся в законе "недоговоренностям" АО "СНПС - Актобемунайгаз" в 2000 году удалось в судебном порядке настоять на правильности своего решения о присуждении тендера по реконструкции Жанажолского ГПЗ Китайской нефтяной инженерно-строительной корпорации. Победитель был определен при явном преимуществе другого участника - ОАО "Химмонтаж", который предложил цену на 3 млн. долларов ниже, имел опыт работы на строительстве ГПЗ, обладал всеми необходимыми лицензиями, оборудованием и квалифицированной рабочей силой. Китайская нефтяная инженерно-строительная корпорация приступила к реконструкции без предварительной экологической экспертизы и государственной экспертизы проектной документации. Фактически "на ветер" ушли 3 млн. долларов инвестиционных средств.
Специалисты считают, что для наиболее полной реализации положений Указа Президента РК "О нефти" и устранения разночтений законодательства правительству следует разработать и утвердить особый порядок проведения тендеров по закупке товаров, работ и услуг для проведения нефтяных операций, предусмотрев применение положений инструкции №1268 от 10 декабря 1998 г. "О порядке проведения государственных закупок товаров, работ и услуг". Следовало бы также уточнить, что под строительством при проведении нефтяных операций подразумевается и реконструкция действующих сооружений.
Иностранные фирмы постоянно настаивают, чтобы в контрактах по результатам тендеров предусматривалось разрешение споров между сторонами в международных арбитражных судах с применением норм международного права. Очевидно, инвесторы нуждаются в дополнительных разъяснениях того, что к отношениям по проведению "нефтяных операций" (в том числе по строительству и эксплуатации оборудования и сооружений) в соответствии с Указом "О нефти" применяется исключительное право Республики Казахстан, а возникающие в процессе строительства споры между сторонами всегда связаны с правом на недвижимость в РК и, следовательно, относятся к исключительной компетенции казахстанских судов.
Международные сертификаты качества, ВСН и Госстандарт
В работе с инофирмами возник вопрос об обязательной сертификации систем управления качеством казахстанских строительных организаций по международным стандартам ИСО 9000. Это в равной мере относится и к строительно-монтажным работам. Наличие международного сертификата - огромный плюс для любой участвующей в тендере компании. В то же время требования ИСО носят рекомендательный характер и не учитывают специфики СМР в конкретных условиях. Однако отсутствие международного сертификата может послужить предлогом для вывода казахстанского участника из тендера. Не принимается во внимание, что действующие в настоящее время в Казахстане ГОСТы и СНиПы по ряду позиций намного жестче зарубежных аналогов и обязательны для всех казахстанских строителей.
Национальный центр экспертизы и сертификации Казахстана имеет право выдачи казахстанского сертификата отечественным организациям, и можно полагать, что при определенной поддержке государства и соответствующем законодательном закреплении наличие казахстанского сертификата качества будет достаточным условием для участия в любом тендере на территории республики. Специалисты также полагают, что Госстандарт мог бы провести сравнительный анализ действующих в Казахстане систем качества и обратиться в Международную организацию по стандартизации с целью аккредитации отечественного Национального центра на международном уровне.
Назрела насущная необходимость разработки казахстанских строительных норм и правил для строительства объектов нефтяной и газовой промышленности, приведения в соответствие современным требованиям всей нормативной базы проектирования и строительства, которая была бы обязательна для всех компаний без исключения.
Отечественное нефтегазовое строительство реально может стать катализатором для развития в Казахстане других отраслей - производства труб, изоляционных материалов и других. Поэтому импортозамещения необходимо добиваться "по всему полю" нефтегазового сектора - от внедрения отечественных научно-технических разработок, проектирования, размещения заказов на оборудование и материалы до выполнения сложных строительно-монтажных и пусконаладочных работ, использования рабочей силы и ее обучения. В противном случае не только результат может оказаться обратным, но и поступающие иностранные инвестиции могут превратиться в хорошо замаскированную форму реэкспорта капитала.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены