8 мая 2001 г.
Источник: "Экспресс-К" (Казахстан)
Авторы: Андрей Жданов
"Полакомиться" монстром - это так вкусно
Началась концентрация транспортировки казахстанских углеводородов в одних руках
Постановлением правительства РК создана новая национальная компания по управлению магистральными трубопроводами Казахстана - ЗАО "Транспорт нефти и газа" (ТНГ). Это стопроцентно государственный холдинг, в состав которого полностью передаются активы "Казтрансойла" и "Казтрансгаза", Атырауского международного аэропорта, а также госпакеты акций судоходного "Казмортрансфлота" и ряда других фирм, призванных обеспечить деятельность ТНГ.
Такого монстра в республике еще не было. Чтобы представить масштабы создаваемой структуры, приведем лишь основные параметры его звеньев. "Казтрансойл" можно считать едва ли не самой успешной государственной нацкомпанией последних лет. Достаточно сказать, что за 1998 год ее чистая прибыль выросла в четыре, за 1999 год - в шесть раз, а общая выручка от транспортировки нефти в 2000 году составила около 58 миллиардов тенге, увеличившись более чем вдвое. По этому показателю (доходы до уплаты налогов) "Казтрансойл" замкнул десятку крупнейших компаний страны и занял второе место среди полностью государственных предприятий, уступив только "Казахойлу". На все сто процентов дочерней компанией "Казтрансойла" является и "Казтрансгаз". У него проблем больше, чем у "родителя".
Во-первых, газотранспортная сеть республики построена в 70-х годах, с тех пор капитально не модернизировалась и в результате находится в плачевном состоянии. Достаточно сказать, что потери газа при транспортировке по территории страны доходят до 30 процентов!.. Только первоочередной, срочный ремонт магистральных газопроводов обойдется "Казтрансгазу" в 128 миллионов долларов. А приведение всего магистрального газового хозяйства республики в порядок, как заявлял бывший президент компании Узакбай Карабалин, ныне вице-министр энергетики и минеральных ресурсов, потребует минимум 360 миллионов долларов и займет лет пять...
Во-вторых, несмотря на собственные внушительные запасы, Казахстан остается сильно зависим от поставок газа из Узбекистана и России. Это большая комплексная проблема, решение которой требует и сооружения новых трубопроводов, и освоения новых месторождений, и сильной воли на политическом уровне. Ведь по сей день пользоваться относительно дешевым природным газом имеют возможность только восемь областей страны, газифицировано примерно 800 тысяч городских (это лишь 10 процентов общего количества) и менее 100 тысяч сельских квартир. Не газифицирована Астана. А доля газа в топливном балансе республики не превышает 15 процентов. Тем не менее благодаря активной поддержке правительства и "Казтрансойла", "Казтрансгаз" заявляет себя все более активным участником решения газовых проблем. В частности, за цивилизованный развод с "Трактебелем" пришлось выложить 100 миллионов долларов. Их большая часть пошла не из госказны, а за счет удачного размещения облигаций "Казтрансойла". В том числе - с участием солидного западного банка "Инг Барингз" и на внутреннем рынке. Далее, за год "Казтрансгазу" удалось снизить транспортную составляющую в своих тарифах с 420 до 171 тенге. Наконец, компания стала победителем тендера на разработку Амангельдинской группы месторождений, с которыми связываются надежды на ослабление зависимости юга Казахстана от узбекистанского газа.
На прошлой неделе правительство заслушало сообщение президента "Казтрансгаза" Нургали Ашимова об индикативном плане компании на ближайшие пять лет. В соответствии с ним в 2005 году прибыль "Казтрансгаза" только от международного транзита сырья возрастет вдвое. То есть приблизится к 30 миллиардам тенге, если учитывать планы газотранспортировщиков на текущий год. На заседании выражено удовлетворение динамичным развитием компании, которая уже погасила долги прежнего владельца газотранспортной сети, фирмы "Трактебель", и активно ищет компаньонов-инвесторов и подрядчиков для модернизации своего хозяйства.
В распространенном пресс-релизе "Казтрансойла" в связи с учреждением нового государственного холдинга говорится, что "слияние компаний является основной тенденцией мировой глобализации". По мнению компании, создание ТНГ позволит увеличить отчисления в бюджет, "усилить социальную миссию", создать новые рабочие места и "окажет благоприятное воздействие на экономическое развитие всей страны". Возможно. Однако недаром говорят, что Восток - дело тонкое. Примеры из новейшей истории отечественного бизнеса наводят на более вероятные побудительные мотивы создания ТНГ. Обратим внимание на самые существенные проекты - уже реализуемые и обсуждаемые - "Казтрансойла" и "Казтрансгаза". "Казтрансойл" - это КТК, где компания не только представляет республику, но и уже обслуживает казахстанский участок трубопровода, включая его исток, нефтеперекачку "Тенгиз". Начальная мощность этой магистрали после ее скорого запуска - 28 миллионов, в дальнейшем - 67 миллионов тонн нефти в год.
"Казтрансойл" - это реконструкция нефтепровода Атырау - Самара, увеличивающая экспортные возможности республики в этом направлении с 12 до 15 миллионов тонн нефти в год при затратах 33,6 миллиона тонн долларов и сроках окупаемости четыре-пять лет. "Казтрансойл" - это проект нефтепровода Кенкияк - Атырау, позволяющий актюбинским нефтяникам подключиться к "трубе" на Самару. Стоимость кенкиякско-атырауской трассы при мощности 6 миллионов тонн сырья в год - 194 миллиона долларов. Кроме того, очевидно непосредственное участие "Казтрансойла" в обсуждаемых проектах магистралей Западный Казахстан - Китай, Баку - Джейхан, Казахстан - Туркмения - Иран...
Не менее круто выглядят и перспективы "Казтрансгаза". Ему предстоит реанимировать газопровод Средняя Азия - Центр. В советские времена здесь прокачивалось до 70 миллиардов кубометров газа в год, сейчас - вдвое меньше. Уже в обозримой перспективе компания планирует довести прокачку газа по нескольким ниткам этой магистрали до 50 миллиардов кубометров в год. Только на первый этап реконструкции данных, стратегически важных для Казахстана трубопроводов "Казтрансгаз" выделяет 124 миллиона долларов. Проектом первостепенной важности может стать газификация центра республики, в первую очередь - Астаны. Как заявил недавно агентству Прайм-ТАСС вице-президент российской компании "Стройтрансгаз" Андрей Ермохин, она уже ведет с "Казтрансгазом" переговоры о стратегическом партнерстве. Дело в том, что газифицировать столицу и окружающие регионы возможно за счет маршрута Ишим (Тюменская область) - Астана - Караганда. А это - около 1000 километров трубопровода мощностью 6 миллиардов кубов газа в год, на что необходимо находить 800 миллионов долларов инвестиций.
Политическое значение имеет освоение группы газовых месторождений Амангельды в Жамбылской области и намерение "Казтрансгаза" забрать за долги киргизский участок газопровода в Казахстан из Узбекистана. На первое в бюджете республики текущего года заложено около 20 миллионов, в 2002 году из казны предполагается выделить еще 30 миллионов, а всего требуется свыше 140 миллионов долларов. Что касается концессии, то она может избавить юг страны от "несанкционированного забора", проще говоря - воровства причитающегося нам узбекистанского газа на территории Киргизии.
В итоге, даже не считая более мелких проектов, даже по грубым подсчетам лишь в качестве инвестиций только "Казтрансойлу" и "Казтрансгазу" потребуется в течение ближайших пяти лет порядка 2-2,5 миллиарда долларов. Прибавьте сюда потребности и возможности морской судоходной и авиакомпании, потенциальную роль холдинга на фондовом рынке и в пенсионных активах республики - и становится очевидно положение ТНГ на рынке Казахстана и за его пределами. А с учетом роста прибыльности "Казтрансойла" (в разы!) и отмеченного правительством "динамизма" "Казтрансгаза" доходы от транспортировки углеводородов маячат уже не только на сотни миллиардов тенге, но и долларов! И это, вероятно, самый лакомый кусок хозяйства республики.
Было бы противоестественно, если б этого не понимал и не учитывал в своих планах отечественный бизнес. Именно поэтому наиболее близкой к истине целью создания ТНГ выглядит последующая приватизация супертранспортировочного холдинга. Во-первых, переходящие под его контроль финансовые потоки возбуждают жгучий частный интерес. Во-вторых, сокращение государственного участия, а затем и его прекращение в управлении многоотраслевым монстром численностью под 20 тысяч человек избавит от многотрудных хлопот правительство.
В пользу последующей приватизации холдинга (на первом этапе - его частей) и некоторые события текущего года. Еще в январе идею о приватизации двух нацкомпаний, в том числе "Казтрансойла", поддержал глава государства. А в феврале эту информацию подтвердил председатель Нацкомиссии по ценным бумагам Азамат Джолдасбеков. При этом он, кстати, опроверг слухи, что менеджеры нацкомпаний якобы противятся выставлению госпакетов на торги. Откровенно за приватизацию газового хозяйства республики высказался в начале апреля 2001 года президент "Казтрансгаза" Нургали Ашимов. И не только высказался, но и пообещал поставить этот вопрос перед министром энергетики и минеральных ресурсов Владимиром Школьником. По мнению Ашимова, начинать надо с приватизации всей газораспределительной сети в областях. Для этого предлагается создать специализированную фирму "Регионтрансгаз", без которой, считает Ашимов, порядка на внутреннем рынке страны не добиться.
Ясное дело, участвовать в приватизации "Казтрансойла" и "Казтрансгаза", не говоря уж о холдинге в целом, смогут только очень богатые фирмы и личности. И еще также в самом начале года (конкретно - 12 января 2001 года) в печати мелькнуло сообщение, откуда для этого возьмутся большие деньги - за счет притока средств от амнистии теневых капиталов! Так что остается дождаться начала амнистии и торгов госпакетами акций нацкомпаний. Если ожидаемые события окажутся близки по времени, то прогноз об очередном единении государственных и частных интересов наверняка сбудется.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены