4 мая 2001 г.
Источник: "Деловая неделя" (Казахстан)
Авторы: Юлия Кузнецова
Маршруты на перспективу
Можно спорить о том, где находится центр Вселенной, но центром Евроазиатского материка, безусловно, следует считать Казахстан. Это обстоятельство существенным образом сказалось на формировании транспортной политики, стимулируя использование имеющегося транзитного потенциала.
Сколько бы копий ни было сломано вокруг споров о пользе глобализации, ее неотвратимость очевидна. Развитие международной торговли и туризма в число первых поставило на повестку дня вопрос создания евроазиатских транспортных коридоров. Один из таких маршрутов, получивший название Евразийский транзит и связывающий Западную Европу, Польшу, Беларусь, Россию, Казахстан и Китай, специалисты склонны оценивать как приоритетный для развития казахстанского транспорта. Проект Евразийского транспортного коридора в значительной степени учитывает опыт международного сотрудничества прошлых лет. Еще в начале 50-х годов делегации Советского Союза и КНР подписали коммюнике о строительстве железной дороги Алматы - Ланчжоу. Некоторое время спустя конечный пункт магистрали на нашей территории решено было перенести в Актогай, чтобы упростить выход на Транссиб. Пережив период похолодания в международных отношениях, в 1988 году страны возобновили переговоры о реконструкции ветки Актогай - Дружба, а к середине 90-х закончилось строительство участков, проходящих по территории Ирана и Туркменистана. Компетентные лица со стороны государств, принимавших участие в проекте, поначалу предполагали, что в 2000 году объем грузов, перевезенных по Евразийскому транзиту, достигнет пяти миллионов тонн.
Со скидкой на небольшую погрешность можно сказать, что прогнозы оправдались: в прошлом году по рельсам магистрали составы перевезли 4200 тысяч тонн. Ошиблись специалисты лишь относительно интенсивности направления грузопотока. Кто мог представить десять с лишним лет назад, что некогда мощная держава будет тоннами вывозить лом цветных и черных металлов? Тенденция к росту торгового оборота между Казахстаном и Китаем сохранилась и в 2000 году. Тогда же все чаще стали звучать слова о возросшей конкуренции в сфере транспортных перевозок. Хотя предполагается, что Евразийский транспортный коридор ни в коем случае не будет соперничать ни с Транссибирской магистралью, ни с привычным способом доставки грузов морским путем, непроизвольных сравнений в чью-либо пользу не избежать. Поэтому в 2001 году по маршруту будущих регулярных рейсов пройдет опытный контейнерный поезд, и данная акция не останется исключительно демонстрацией преимуществ коридора, но и обнаружит недостатки и недоработки, наличие которых очевидно уже сегодня.
Прежде всего, для грузоперевозчиков, зачастую предпочитающих длительный, но отвечающий техническим требованиям и ясный с точки зрения таможенных процедур путь через Иран или Турцию. Организация слаженно функционирующего транспортного механизма займет не один год, в этом страны, заинтересованные в создании Евразийской магистрали, могут убедиться на примере государств Евросоюза, где идея строительства европейской транспортной сети зародилась еще в конце 80-х, получив дальнейшее развитие в проекте ТРАСЕКА. К слову, проекты транспортных коридоров между Европой и Азией будут включены в разрабатываемую совместно с ЭСКАТО ООН и ЕЭК ООН программу по развитию Евроазиатских связей наземного коридора. Возможно, этот шаг со стороны международных организаций встретит отклик государств. В 1995 году Казахстан ратифицировал конвенцию по международным дорожным перевозкам, а в прошлом году присоединился к единой государственной системе контроля перевозок по автодорогам. Но на международном уровне, помимо данных документов, существует масса соглашений и конвенций, к которым некоторые страны коридора не спешат присоединяться.
Все чаще высказываются мнения о том, что Евразийский транспортный коридор должен находиться под контролем со стороны единого оператора, хотя едва ли одной структуре по силам управлять всеми звеньями магистрали. Скорее всего, операторы каждого государства будут подчинены генеральному контролирующему органу, предварительно ликвидировав технические и таможенные барьеры. Прообраз такого ведомства уже существует в виде Координационного совета по эффективному использованию коридора, в состав которого наряду с представителями заинтересованных международных организаций вошли операторы мультимодальных перевозок, экспедиторы грузов, работники смежных служб - от санитарной до пограничной. Сегодня ведутся переговоры об увеличении весовых и габаритных параметров грузов, проходящих по коридору, учреждений весовых и таможенных постов. Они, как и магистраль в целом, будут оборудованы в соответствии с современными технологическими требованиями. Поддержку в информационном обеспечении транзита, организации мультимодальных перевозок и создании логистических центров берется оказать всемирно известная корпорация Dymler-Chrysler.
Впрочем, странам СНГ, по территории которых пройдет Евразийский коридор, наряду с внедрением достижений эпохи высоких технологий предстоит, прежде всего, позаботиться об обеспечении безопасности своих участков дороги. Одним из серьезных препятствий на пути развития магистрали до сих пор остаются таможенные барьеры. С одной стороны, упрощение таможенных требований к контейнерным перевозкам выглядит логичным и необходимым. С другой, руководители таможенных ведомств имеют основания считать, что в этом случае возрастает риск того, что бюджет государства недосчитается очень и очень значительных сумм, особенно если речь идет о транзите подакцизных товаров. Судя по итогам состоявшейся в конце апреля международной конференции "ЕвразияТрансКазахстан - 2001", в ходе процесса по ликвидации таможенных барьеров приоритет останется за подготовкой меморандума о взаимоотношениях между таможенными службами стран коридора и разработкой образца единой Евразийской транзитной таможенной декларации. Не исключено, что последняя будет иметь электронный вариант.
Очевидно, что ликвидация барьеров к успешному осуществлению транзитных перевозок предполагает не только изменения в таможенном и транспортном законодательстве, но и, прежде всего, согласованных действий со стороны заинтересованных ведомств всех стран коридора. Как быстро и насколько эффективно договорятся стороны, покажет время, спустя которое Евразийский транзитный коридор утвердится в качестве известного и перспективного маршрута.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены