3 мая 2001 г.
Источник: "Фергана. ру"
Авторы: Калымбет Бейсенкулов
Казахский гамбит
Руководство Казахстана преднамеренно использует несоответствующую действительности информацию
Состоявшееся недавно открытие нового нефтепровода, соединяющего Тенгизское нефтяное месторождение с российским портом Новороссийск, стало знаменательным событием открывающим огромный потенциал углеводородов Казахстана для мирового рынка. Во время официального открытия нефтепровода премьер-министр Казахстана Касымжомарт Токаев заявил, что Казахстан заинтересован в расширении сети трубопроводов, которые увеличивают объем экспорта казахстанской нефти на мировые рынки.
Безусловно, по оценкам экспертов, именно благодаря высоким мировым ценам на сырую нефть по итогам прошлого года в Казахстане отмечены темпы роста ВВП на 9%, что на 5% больше запланированного в бюджете республики. Однако эксперты прогнозируют, что в будущем цены на нефть намного упадут, и мировой рынок, выходя из шокового состояния, стабилизируется. Тогда не имеющий развитой инфраструктуры внутренних и экспортных нефтепроводов Казахстан не сможет похвастаться и ростом ВВП. В этом контексте публичные выступления Н.Назарбаева о якобы "позитивных сдвигах" в социально-экономическом развитии Казахстана свидетельствуют, что его популистская риторика в последнее время все больше приобретает тенденциозный характер.
В зависимости от политической конъюнктуры как внутри страны, так и за ее пределами, руководство Казахстана пытается не только манипулировать цифровыми и фактическими данными, но и преднамеренно использует несоответствующую действительности информацию. Так, в "Послании народу Казахстана" Н. Назарбаева в октябре 2000 года были следующие фразы: "Мы первыми создали накопительную пенсионную систему, и сегодня в пенсионных фондах вклады составляют более 80 млрд. тенге ($551 млн.)". В марте 2001 года, выступая на IV съезде ветеранов Казахстана, Н.Назарбаев сказал: "Сегодня в накопительных пенсионных фондах Казахстана аккумулировано около $1 млрд.".
С учетом продолжающейся инфляции, простаивания реального сектора экономики, особенно обрабатывающей промышленности, только за полгода увеличение пенсионных фондов в два раза до $1 млрд. кажется виртуальностью. В "Послании" говорилось: "Приступить к погашению накопленной задолженности перед населением в объеме 5 млрд. тенге, погасив все долги в 2004 году". На IV съезде ветеранов Н.Назарбаев сказал следующее: "Сегодня мы своевременно оплачиваем все социальные расходы, погасили долги перед населением..." За период с октября 2000 года по март 2001 года осуществление процедуры погашения задолженности перед населением, рассчитанной на 4 года не могло быть реально выполнимой задачей.
Между тем каждый третий житель нашей страны считается бедным, это стало известно в результате проведённых Всемирным Банком социологических исследований. Недавно в Астане был подписан Меморандум о предоставлении помощи для борьбы с бедностью в республике. Три крупнейшие международные организации: ПРООН, Азиатский Банк Развития и Всемирный Банк приняли решение о выделении Казахстану безвозмездной помощи для борьбы с бедностью. Программа развития ООН предоставит помощь республике в размере $441 тысячи.
Вместе с тем правительством тоже разработано несколько программ борьбы с бедностью с 2000 по 2007 годы, где предусматривается создание новых рабочих мест. Но и здесь вместо объективного, реального анализа, наш президент вводит нас в заблуждение. На расширенном заседании коллегии МИД Казахстана в октябре 2000 года он заявлял: "На сегодня зарегистрировано 348 тысяч субъектов малого предпринимательства. В этой сфере занято около 1,5 млн. человек, что составляет почти четверть от общей численности занятых в стране. Мы ставим задачу довести количество малых предприятий до 500 тысяч, с тем, чтобы количество работающих в них достигло 40%". Спустя пять месяцев, а точнее на встрече с женщинами в марте 2001 года президент уже приводит другие цифры, которые отличаются от предыдущих астрономическом разрывом: "В стране действует почти 4 тысячи предприятий малого и среднего бизнеса, на них работают около 2 миллионов человек".
Судя по "оценкам" Н.Назарбаева, на предприятиях малого и среднего бизнеса работают в среднем по 500 человек. Однако, в соответствии со статьей 3 Закона Республики Казахстан "О государственной поддержке малого предпринимательства", "к малым предприятиям относятся хозяйствующие субъекты с численностью работающих менее 50 человек".
С каждым годом растет внешний долг нашего государства. Останавливаясь и на этой теме в выступлении перед журналистами 16 марта текущего года, Н.Назарбаев отметил, что "в настоящее время объем золотовалютных резервов превышает размер государственного долга... Наши резервы больше, чем наши долги, поэтому мы можем заявить, что Казахстан не имеет внешнего долга". Но по данным Министерства финансов сумма внешнего долга Казахстана на 30.09.2000 год оценивалась в $3.8 млрд.. Оценивая золотовалютные резервы в объеме $3.1 млрд. и их возможный рост к концу года до $4 млрд., Н.Назарбаев, в то же время, оставшиеся около $9 млрд. долгов, полученных под гарантии правительства с участием государства, перекладывает на хозяйствующие структуры.
На международной арене отсутствует ясное понимания приоритетов и политики казахстанского руководства. Противоречивый характер внешнеполитической позиции и заявлений президента отчетливо проявился в ходе визита Н.Назарбаева в Литву. Он, в частности, официально признал право Литвы интегрироваться в НАТО и ЕС. Но еще в октябре 1997 года в "Послании народу Казахстана" Н.Назарбаев писал следующее: "Не снята угроза раскола мира на блоки и союзы. Однако такой путь в силу нашей стратегии для Казахстана не приемлем". В августе 1998 года по итогам визита Н.Назарбаева в Россию сообщалось, что "руководство Казахстана выразило свое несогласие с расширением НАТО на Восток, идущее во вред национальным интересам России".
Тем самым, непоследовательность позиции Н.Назарбаева относительно расширения НАТО прямо противоречит обязательствам Казахстана в рамках ЕврАзЭС, ДКБ, "Шанхайской пятерки". В частности, в Договоре об учреждении ЕврАзЭС (ст.6. п.1) подчеркивается, что стороны будут проводить единую политику по конкретным вопросам. Кроме того, своим заявлением в Литве Н.Назарбаев фактически ставит под сомнение декларируемые союзнические отношения с Москвой, российско-казахстанские договоренности относительно совместных действий в сфере безопасности на международной арене и компрометирует тем самым Казахстан в глазах Кремля как "надежного партнера и союзника" России.
Сравнительный анализ официальных заявлений президента Казахстана указывает на противоречивость оценок и заключений по одним и тем же вопросам, высказанных им в разное время. Н. Назарбаев, будучи по образованию металлургом, во внешней и внутренней политике всегда следует поговорке "куй железо пока горячо". Но назарбаевский опыт "казахского гамбита" может не принести ожидаемого бурного развития экономики, и как часто бывает в шахматных поединках, подобный маневр, в конечном итоге, может привести к шаху, а потом и к мату, вопреки национальным интересам Казахстана.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены