19 апреля 2001 г.
Источник: газета "Время по" (Казахстан)
Автор: уНыгмет Ибадильдин
Казахстан в ОПЕКе
Итак, Казахстан получил статус наблюдателя в ОПЕК. На прошедшей недавно конференции министров стран ОПЕК он уже участвовал в этом качестве. Такой же статус имеют Оман, Ангола, Россия, Норвегия и Мексика. По крайней мере, в качестве таковых они участвовали в ряде заседаний этой организации. Для Казахстана это событие вполне закономерно, ведь если постоянно утверждать, что Каспий - второй Персидский залив, а Казахстан - второй Кувейт, то и членство в ОПЕК в каком-либо статусе должно было произойти. О том, что статус наблюдателя может быть получен, в конце 2000 года говорил премьер-министр Касымжомарт Токаев.
Плюсы пребывания в ОПЕК, хотя бы в качестве наблюдателя, очевидны. Статус наблюдателя позволяет более точно знать позиции отдельных стран и всей организации в самых разнообразных вопросах, но не означает, конечно же, участия в выработке политики картеля и, тем более, принятия на себя каких-либо обязательств по квотам в производстве нефти. Да и производство нефти в Казахстане пока особой погоды на мировых рынках не делает. Хотя потенциально это и возможно. Производство нефти и газа играет все большую роль в экономике самой республики. Это-то и печально, ведь Казахстан все больше и больше становится ресурсоориентированной экономикой, зависимой от колебаний мировых цен. Прекрасно, если развивается нефтяной сектор, плохо то, что другие сектора из-за этого отмирают. Структура казахстанского экспорта с годами все больше и больше приобретает "нефтяной оттенок".
Надежда только на нефть чревата очень печальными последствиями, что демонстрируют сами участники ОПЕК. В стомиллионной Нигерии богатая нефтью область пыталась отделиться и создать так называемую Республику Биафру. Эта попытка привела к гражданской войне. Полученные с начала 70-х доходы от нефти, а они приблизительно составили $100 млрд, исчезли безвозвратно. Пример Саудовской Аравии - самого богатого нефтью государства с населением 19 млн человек - тоже не впечатляет. По индексу человеческого развития королевство отстает от иных не нефтяных стран, включая, например, Коста-Рику. И доход на душу населения в Саудовской Аравии не впечатляет ($6510, данные за 1997 год), а в случае с Нигерией - тем более ($383 в 1994 году). Нефть создает иллюзию ложного величия. Не манию, но иллюзию. Это приводит к плохому менеджменту на уровне государства. Поэтому многие нефтеэкспортирующие страны пускаются с затратные сверхдорогие проекты. Пример наших соседей, роющих озеро посреди пустыни, вокруг которого, видимо, будут многометровые статуи, - это случай наших дней. В Габоне (бывший член ОПЕК) построили железную дорогу в джунгли, дорога построена, но не используется. В ОАЭ, в чем могли убедиться и сами казахстанцы, построены аэропорты международного класса на расстоянии 30 минут езды друг от друга. Саудовская Аравия и те же ОАЭ являются крупнейшими импортерами оружия. То же самое было и в случае шахского Ирана.
Нефть не ведет и к равномерному распределению доходов, так как при ее производстве не требуется массовой занятости. Обогащается тот, кто контролирует нефть. И это очень плохо, так как ведет к недовольствам: пример Нигерии, где перевороты и восстания регулярны, уже упоминался; случай Иранской революции уже в истории; о массовых недовольствах в Саудовской Аравии достаточно известно. Неравное распределение средств неизбежно означает автократическое правление. Так и в ОПЕК - многие страны являются султанатами, королевствами, диктатурами. Безусловным исключением из числа членов и наблюдателей в ОПЕК является только Норвегия. Тоже, кстати, монархия, но конституционная в которой демократические институты стали нормой жизни до открытия нефтяных запасов.
Однако не будем односторонними. ОПЕК как организация является единственным примером, когда слаборазвитые страны смогли организованно противостоять промышленно развитым и отстоять свои интересы. Страны Юга смогли избавиться от простого исполнения воли стран Севера. По крайней мере, так было в семидесятых. Ведь до картеля ОПЕК существовал международный негласный картель "семи сестер" - Texaco, Exxon, Mobil, Chevron, Gulf, British Petroleum и Shell.
Но семидесятые годы триумфа ОПЕК прошли, и сейчас картель совсем неоднороден по составу. Члены ОПЕК воевали друг с другом - Иран с Ираком, Ирак с Кувейтом. В исполнении попытки квотирования многие превышали свою квоту, то есть играли нечестно. И сейчас в ОПЕК есть богатые страны, где нефти и газа много, а население небольшое, и бедные, в которых нефти и газа меньше, а население больше.
Вряд ли Казахстан в обозримом будущем станет полноправным членом ОПЕК, но теоретически это возможно, и в этом есть и плюсы, и минусы как для Казахстана, так и для ОПЕК. ОПЕК не нужен еще один строптивый производитель нефти, который будет сбивать цены. И Казахстан может выиграть, если уровень цен будет высоким. Но сперва надо достичь определенного уровня производства и продаж, и только исходя из этого решиться на квоты. Также Казахстан при поддержке ОПЕК может более уверенно разговаривать с западными компаниями. Но опять-таки, распугивать инвесторов совершенно незачем.
Вступление Казахстана даже в качестве наблюдателя является иллюстрацией того, что факт превращения республики в нефтяную страну произошел. Это признание влиятельности Казахстана со стороны других нефтеэкспортеров. Но быть только нефтеэкспортером совсем неуютно.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены