21 июня 2001 г.
Источник: газета "Зеркало" (Азербайджан)
Автор: З. Мамедов

Турция продолжает грозить

А первые танкеры с казахстанской нефтью уже на пути к Босфору
Россия является противницей монополии поставок на мировые рынки энергоносителей Каспия. Она - сторонница их транспортировки по нескольким экспортным магистралям, заявил заместитель министра иностранных дел РФ Виктор Калюжный. По сообщению ИТАР-ТАСС, выступая накануне в Стамбуле на международной конференции "История трех морей", дипломат отметил, что интерес России к бассейну Каспия вполне естественен. "Мы хотим его превращения в район мира и стабильности и готовы к всестороннему сотрудничеству для достижения этой цели", - подчеркнул Калюжный.
Он обратил внимание на необходимость определения правового статуса Каспия пятью прибрежными странами. Трехдневная конференция "История трех морей", проводимая с 1998 года под эгидой Турции, организована Советом внешних экономических связей этой страны, Деловым советом организации Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС), а также Кембриджской ассоциацией исследований в области энергетики. Международный форум посвящен обсуждению вопросов сотрудничества в сфере энергетики стран бассейна Черного моря, Каспия и Восточного Средиземноморья, проектов поставок на мировые рынки энергоносителей, защиты экологии Черного моря, судоходства в зоне черноморских проливов.
Выступая на открытии конференции, президент Турции Ахмет Недждет Сезер заявил, что его страна не допустит превращения Босфора в "нефтепровод" и примет необходимые меры для обеспечения безопасности судоходства в проливной зоне. Столь резкое заявление президента страны, сделанное на престижной международной конференции, очевидно, не случайно. Недавно трубопровод, соединивший Тенгизское месторождение в Казахстане с российским портом Новороссийск, начал прокачивать нефть в конце марта, а первые танкеры должны пойти через пролив уже в этом месяце. Приурочив свое выступление к этой дате, Сезер, еще раз продемонстрировал отношение Турции к этому вопросу.
Надвигающаяся перспектива трехкратного увеличения объема нефти, проходящей по турецким проливам, вызывает серьезную озабоченность в Турции: насколько это разумно - пропускать так много опасной жидкости через центр Стамбула, города с 15 млн. жителей. Однако проблемы окружающей среды и безопасности вовлечены в более широкие дебаты по поводу геополитики каспийской нефти. Ныне Босфор по-прежнему один из самых сложных и загруженных судами водных путей в мире. Чтобы оценить эти опасности и уведомить о них всех, турецкая экологическая группа "В мире с природой" опубликовала кошмарный сценарий, по которому от столкновения посереди пролива двух танкеров стамбульский участок превращается в море огня, который охватывает город, неся массовую гибель и уничтожение исторических памятников.
"Это вовсе не выдумка", - указывает член группы Юксел Устум, вспоминая катастрофу с "Нассией" в 1994 году, когда зарегистрированный на Кипре танкер столкнулся с сухогрузом и сел на мель при входе в пролив со стороны Черного моря. 19 млн. галлонов нефти, находившиеся в трюмах "Нассии", горели целую неделю, и 28 моряков погибли. Если бы происшествие случилось лишь несколькими сотнями метров дальше по проливу, то течение занесло бы горящий танкер прямо в центр города. Несмотря на потенциальную опасность, призыв Устума к жителям Стамбула физически перекрыть при необходимости движение танкеров вряд ли вызовет нечто большее, чем символическую реакцию. Большинство турок больше озабочены воздействиями экономического кризиса, а гражданские демонстрации протеста по проблемам окружающей среды все еще в зачаточном состоянии. Правительство также не в том положении, чтобы предпринять что-либо существенное, если бы даже и захотело, так как Конвенция Монтре за 1936 год полностью гарантирует свободный проход судов по турецким проливам.
Критики указывают, что когда писалось соглашение, по Босфору в среднем проходило 17 судов в день, а супертанкеров тогда вообще не было. Турецкая ассоциация морских лоцманов подсчитала, что в этом году по проливу прошли почти 5000 танкеров, из которых более 2000 длиннее 200 метров. Министр транспорта Рамазан Мирзаоглу заявил, что Турция может вспомнить об уступках, полученных от Международной организации судоходства в 1994 году, чтобы попытаться отрегулировать увеличение объема судоходства из-за поставок каспийской нефти, возможно, сократив пропускную способность. В скором времени будут также введены новые лоцманские процедуры и новая радиолокационная система проводки. "Турецкие проливы дошли до точки насыщения", - предостерег Мырзаоглу в конце марта, предсказывая пробки в случае, если казахстанская нефть пойдет на международные рынки морским путем.
Это заявление встревожило Россию, которая обвинила Турцию в попытке перекрыть транспортировку казахстанской нефти морским путем с тем, чтобы продвинуть альтернативный трубопроводный проект Баку - Джейхан. Эксперты улавливают элементы истины в этом заявлении. "Турция может извлечь выгоду, если будут проложены альтернативные трубопроводы, - заявил старый аналитик отрасли.- Однако нет нужды преувеличивать опасности из-за перевозок для Стамбула. Все это ясно видно".
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены