5 апреля 2001 г.
Источник: "Время по" (Казахстан)
Автор: Ныгмет Ибадильдин
Трубопроводы в Китай
Россия или Казахстан?
Казахстан, или "Актобемунайгаз"
Казахстан придерживается схемы многовариантности экспортных трубопроводов для нефти и газа. И это совершенно логично и обоснованно. Если возникают проблемы на одном направлении, то можно качать по другому. Одним из таких направлений был Китай. Еще в июне 2000 года было представлено технико-экономическое обоснование трубопровода из Западного Казахстана в Китай протяженностью 3000 километров. И это только до Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). До промышленно развитых регионов прибрежного Китая потребуется преодолеть еще около 2000 км. В зависимости от этого стоимость трубопровода составляет от $3 до $6 млрд.
О том, что этот проект неэкономичен, говорили с момента появления идеи. И вот Чжоу Циппин, президент Китайской национальной нефтяной корпорации (КННК), по информации российской газеты "Известия", заявил "о бесперспективности строительства в ближайшем будущем" такого трубопровода. Для того, чтобы нефтепровод такой длины окупился, требуются значительные объемы нефти - порядка 20 млн тонн в год. КННК является основным акционером компании "Актобемунайгаз", а также владельцем месторождений Кенкияк и Жанажол в Казахстане. Но остаточные извлекаемые запасы этих месторождений - 42 и 91 млн тонн соответственно- недостаточны для того, чтобы проект окупился.
Однако трубопроводы, как известно, несут не только экономическое содержание, но и политическое. И это вытекает из того, что у любого подобного проекта срок окупаемости составляет десятки лет, поэтому выбор экономической эффективности означает или совмещается с выбором политического союзника. Поэтому Китай и Казахстан на словах вряд ли откажутся от самой идеи трубопровода. Тем более что в Казахстане после открытия месторождения на Восточном Кашагане в будущем могут появиться дополнительные объемы. Но в "ОКИОКе", работающем на Кашагане, нет КННК.
Россия очень серьезно рассматривала вопросы о постройке нефтепровода в Китай. Еще в феврале 1999-го "ЮКОС", "Транснефть" и КННК подписали соглашение о разработке расчетов такого нефтепровода. Пропускная способность, согласно проекту, составляет 30 млн тонн. А общая стоимость проекта - $1,7 млрд. Председатель НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский в интервью российскому журналу "Эксперт" говорил: "Китай для нас - стратегически важный регион, поскольку это направление экспорта позволит нам существенно увеличить добычу в Томском регионе. Если мы сами построим китайскую трубу, то, вне зависимости от системы равнодоступности к ней других компаний, физически основной поток будет нашим".
Томский регион упомянут не случайно, так как "ЮКОСу" принадлежат самые восточные из сибирских месторождений России. Это - дорогое неудобство при экспорте на Запад, куда в основном сейчас и идут российские нефть и газ, но оно становится преимуществом при повороте на Восток, в Китай. Михаил Ходорковский также говорил о том, что Казахстан является конкурентом в этом проекте, но вариант России в 2 раза короче, а значит, дешевле. Стоит вспомнить, что годовое производство "ЮКОС" больше, чем таковое Казахстана. Обе цифры, конечно, варьируются по годам, но до сих пор у "ЮКОСа" показатель всегда выше. И хотя "ЮКОС", как частная компания, обещает профинансировать этот нефтепровод сам за счет привлеченных финансовых средств, этому проекту со стороны государственного руководства уже неоднократно обещана и политическая поддержка. Путин еще в бытность и. о. президента отмечал, что "для России приоритетно и проведение энергетических, нефтяных и газовых мостов в Китай".
и Китай
Китай будет импортировать нефтепродукты в больших количествах. Он это делает и сейчас, но в будущем, с учетом экономического роста, объемы импорта должны возрасти. Даже учитывая энергосбережения и новые технологии, экономический рост означает большое потребление энергоресурсов.
В данное время Китай потребляет около 200 млн тонн нефти в год, а добывает 160 млн тонн. Основной экспортер в Китай - это Ближний Восток. Учитывая политическую нестабильность в данном регионе, Китай заинтересован в диверсификации импортеров энергоресурсов. И он будет работать в нескольких направлениях. Предполагается, что потребности Китая к 2010 году возрастут до 90 млн тонн нефти в год. И напоследок. В самом Китае, в том же СУАР, открыли достаточно крупные месторождения Таримского бассейна. Хватит ли китайского рынка на всех?
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены