12 апреля 2004 г.
Автор: Бринкен А.О.
Дави на газ!
Среди проектов импортных терминалов для приёма сжиженного природного газа выделяется как крупнейший "триптих" Милфорд Хэйвн (Milford Haven), Великобритания. Завершение двух частей намечено на 2007 г. и должно осуществляться компаниями "ЭкссонМобил" и "Петроплас". Разрешение на проведение плановых работ компанией "ЭкссонМобил" было получено в октябре 2003 г. Третья часть проекта - расширение мощностей завода "ЭкссонМобил" вдвое - намечена на 2008/2009 г. Мощности должны составить 7,5+6,8+7,5 млн. т в год, то есть на 2009 г. в сумме 21,8 млн. т (более 30 млрд. м3).
Это второй крупнейший шаг Великобритании по замещению падающих поставок газа с месторождений Северного моря. О первом шаге в прессе довольно много пишут - это трубопроводный транспорт газа с норвежского месторождения Ормен Ланге с пропускной способностью 22 млрд. м3 в год. Предполагалось также, что Великобритания может получать газ по трубопроводу Интерконнектор (Бактон-Зеебрюгге), который намереваются задействовать в реверсном режиме и для чего намечено строительство дополнительной компрессорной станции. Для переориентации трубопровода Интерконнектор с поставок на континент на поставки в обратном направлении пропускная способность обратного потока увеличивается с 8,5 млрд. м3 в год до 16,5, а затем 23,5 млрд. м3. (Interconnector UK to expand import capacity / Platts, 17.03.2004). Пока мощности прямой перекачки выше, чем обратные (20 млрд. м3). Таким образом, общий потенциал импорта может составить 75 млрд. м3 в год притом, что текущие добыча и потребление находятся на уровне 100 млрд. м3.
Может показаться, что все принимаемые Великобританией меры носят избыточный характер, так как падение её собственной добычи в течение ближайшего десятилетия вряд ли составит величины, сопоставимые с возможными объёмами импортных потоков, тем более, что происходит открытие новых месторождений. Объяснение достаточно рациональное: создаётся конкурентная среда, обеспечивающая условия действия рынка покупателя, а не продавца. Если соглашение между Великобританией и Норвегией по трубопроводу с Ормен Ланге (в Великобритании проект назван Бритпайп, а в Норвегии - Лангепайп) предусматривает условия долгосрочного контракта, то поставки газа по Интерконнектору и в сжиженном виде на Милфорд Хэйвн, скорее всего, будут производиться в рамках контрактов спот и своп. Конечно, это не должно устраивать компании-поставщики, к которым относятся "Газпром" (по Интерконнектору) и, вероятнее всего, "Катаргаз" (Милфорд Хэйвн). Это не должно также устраивать владельцев танкеров-метановозов, поскольку предполагается, что в целях удешевления перевозок из Катара могут быть задействованы суда супертоннажа (ранее в перевозках СПГ не использующиеся) - более 180 тыс. т груза. Такие суда, кроме Милфорд Хэйвн, не смогут обслуживаться в существующих портах Европы, рассчитанных на приёмку судов до 105 тыс. т. Может произойти повторение известной истории с нефтяными супертанкерами, когда гиганты водоизмещением более 500 тыс. т могли быть приняты только в одном порту - Антифер.
Конечно, компания "ЭкссонМобил" вряд ли решится пойти на риск миллиардных вложений без достаточных гарантий. Но именно здесь просматриваются некоторые перспективы для России, казалось бы, уже опоздавшей к разделу пирога. Газовый рынок Великобритании ещё не окончательно утерян, особенно если могут быть достигнуты договорённости между Великобританией и Россией по поставкам газа со Штокмановского месторождения или месторождений Печорского моря, а также Ямала в виде СПГ. Расстояния от них до Великобритании кратно меньше, чем от Катара, а запасы и себестоимость добычи вполне сравнимы. Кроме того, холод, который вывозится вместе с СПГ, будет привозиться с севера, а не с юга, и это тоже не следует рассматривать как шутку. Представляется, что российский газ на европейском рынке вполне конкурентоспособен по отношению к газу Катара, и можно конкурентные преимущества реализовать.
Нужно ли рекомендовать российским компаниям выполнение последовательных шагов по осуществлению коммерческих переговоров с компаниями "ЭкссонМобил" и "Петроплас", административными органами Великобритании, наблюдающими за безопасностью энергообеспечения страны, с правительством страны, органами ЕС и т.д. и т.п.? Единственная рекомендация - поспешать. Если будут достигнуты какие-либо, даже среднесрочные, договорённости по поставкам газа из Катара, то включиться в газообеспечение Великобритании даже на правах аутсайдера будет трудно.
И немного о ценах. В настоящее время рынок газа Великобритании более дорогой, чем европейский материковый, иногда в полтора раза. С осуществлением проектов Ормен Ланге, Интерконнектор, Трансбалтийской трубопроводной системы (также частично нацеленной на Великобританию), завершением строительства терминала в Грейн в 2005 г. и Милфорд Хэйвн в 2007-2009 гг. цены могут выровняться. При этом цены на СПГ, которые в последнее пятилетие приближаются к ценам трубопроводного газа, во всяком случае, в США, могут сравняться. На ценовую премию при поставках СПГ вряд ли стоит рассчитывать. Расширяя поставки природного газа по трубопроводам в материковую Европу, Россия объективно понижает цены на газ и, таким образом, как бы конкурирует сама с собой при развитии СПГ-проектов.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены