14 мая 2001 г.
Источник: газета "Время новостей"
Автор: Олег Черницкий
Битва на Куршской косе
Литва пошла на обострение конфликта с ЛУКОЙЛОМ
Литовское правительство потребовало от России согласования проектов добычи нефти в Балтийском море. Президент Литвы Валдус Адамкус вчера "выразил озабоченность намерением России начать разработку нефтяного месторождения D-6 вблизи заповедной Куршской косы" - уникального памятника природы, находящегося под охраной ЮНЕСКО, и курортной зоны.
До сих пор в отношениях России и Литвы был только один нефтяной сюжет - поставки нефти на нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu Nafta и возможность участия российских компаний в приватизации этого крупнейшего литовского предприятия. Переговоры по этому вопросу уже несколько лет находятся в тупике, а завод, кстати, самый современный на территории бывшего СССР, по итогам прошлого года чуть было не стал банкротом из-за отсутствия сырья для переработки.
Проблемы с заводом начались у литовцев после того, как из политических соображений страна предпочла американского инвестора российскому. Американская Williams получила в 1998 году 33% акций Mazeikiu Nafta, право управления заводом и опцион на покупку еще 33%. Предложение главного претендента от России - крупнейшей нефтяной компании страны ЛУКОЙЛа - гарантировать поставку 6 млн т нефти в год в обмен на те же 33% акций Mazeikiu Nafta было отвергнуто. Литовцы решили, что Williams сумеет договориться с ЛУКОЙЛОМ или с другими российскими компаниями об обеспечении завода нефтью.
Но ЛУКОЙЛ получил поддержку российского правительства: компания была назначена координатором поставок нефти в Литву и фактически заблокировала работу завода. В начале года, когда завод объявил об убытках, литовское правительство решило все-таки пойти навстречу ЛУКОЙЛу. В мае страну должен был посетить президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Предполагалось, что ЛУКОЙЛ выкупит у правительства 33% акций Mazeikiu Nafta и получит поддержку Литвы на переговорах с Williams, где две стороны должны были договориться о совместном управлении заводом. Однако визит был отменен, а потепление оказалось временным.
Во вторник премьер-министр Литвы Роландас Паксас объявил, что злополучные 33% акций будут предложены трем российским компаниям - ЛУКОЙЛу, ЮКОСу и ТНК. Российские компании, добывающие с каждым годом все больше нефти, заинтересованы в расширении рынков сбыта и не готовы поддерживать частные интересы ЛУКОЙЛа. "Координаторство - это устаревший механизм и его надо отменять, особенно в направлении Литвы", - заявил в начале мая президент "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов. Почувствовав поддержку в России, Литва решила пойти на обострение отношений с ЛУКОЙЛОМ, ведь именно эта компания собираются в 2004 году начать добычу нефти на небольшом месторождении D-6, расположенного в 23 км от Куршской косы на шельфе Балтийского моря.
"Заявление Адамкуса, без сомнения, имеет политическую подоплеку и связано с переговорами по Mazeikiu Nafta", - считает Олег Колесников, сотрудник ООО "ЛУКОЙЛ-Калининграднефть" (ЛКМН). "Я уже давно ждал чего-то подобного, удивительно, что литовцы до сих пор молчали", - вторит ему Анатолий Хобольдиков, замгендиректора ЛКМН, дочернего предприятия ЛУКОЙЛа, которое и осваивает месторождение D-6.
Литовцы, собственно, не молчали. Еще в октябре литовский МИД направил России ноту, в которой сообщалось о "серьезной экологической опасности для Куршской косы и всего Балтийского моря", которую представляет эксплуатация Россией месторождения D-6. Как заявил Интерфаксу министр иностранных дел Литвы Атанаса Валсниса, эта нота так и осталась без ответа. Теперь Литва решила устроить шумную кампанию против ЛУКОЙЛа. Вчера пресс-служба президента Адамкуса заявила, что президент провел специальное совещание по вопросу о D-6 с министрами иностранных дел, окружающей среды и госбезопасности.
Помимо мести ЛУКОЙЛу литовцы своей акцией решают еще несколько вопросов. Российский парламент до сих пор не ратифицировал соглашение о границе между Россией и Литвой, а месторождение находится прямо на границе двух стран. Ратификация соглашения открывает Литве дорогу в НАТО. Кроме того, Литва может потребовать присоединения своих компаний к приграничному проекту. По словам Хобольдикова, такие предложения "иногда поступают".
В ЛУКОЙЛе уверены, что претензии литовцев к экологической безопасности проекта не имеют оснований. "Наш проект должен будет пройти все необходимые согласования с экологами и общественные слушания. Это будет безопасный проект. Для Балтики гораздо опасней угроза аварий с нефтяными танкерами, которые отправляются из прибалтийских портов", - считает г-н Хобольдиков. В российском МИДе вчера отказались комментировать заявление Литвы.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены