13 апреля 2001 г.
Источник: "Деловая неделя" (Казахстан)
Автор: Улболсын Кожалтаева
По балтийским маршрутам
На прошлой неделе президент РК посетил Норвегию и Литву. Интерес Казахстана к прибалтийским портам вполне закономерен: отсюда грузы идут в Европу. С момента обретения независимости российские компании стремятся установить контроль над их нефтеналивными терминалами. Но бывшая "советская заграница" не склонна уступать. Она не хочет потерять своей транзитной значимости для других стран. Накануне визита президента РК в Норвегию и Литву российский ЛУКойл также решил возобновить переговоры о приобретении акций литовского Mazeikiu naftа и латвийской "Вентспилс нафта". О приватизационных баталиях литовского нефтяного концерна Mazeikiu naftа мы рассказывали в прошлом году. Выход к открытому морю остается главным значимым фактором, и это дает прибалтийцам уникальную возможность для экономического развития. Вполне оправдан постулат: если нет "черного золота", имей хотя бы трубы. Наличие своих нефтяных терминалов и НПЗ автоматически превратило их в стратегических игроков на нефтяном поле. В Литве, к примеру, находится крупнейший в регионе Мажекяйский НПЗ, два нефтеналивных терминала - Клайпедский и Бутингский, а также система Биржайских нефтепроводов (часть от бывшей советской "Дружбы").
Сначала холодные зеркальные жесты
Пытаясь избежать российского диктата на рынке углеводородов, Литва в октябре 1999 года предпочла американскую Williams International Company (WIC), которой за $150 млн продан 33%-ный пакет акций крупнейшего в стране Мажейкяйского НПЗ и его дочерних предприятий плюс опцион на такое же количество с правом выкупа до 2006 года. "ЛУКойлу" официальный Вильнюс отказал. "Американцы привлекли еще займ на $75 млн, погасили $58 млн долгов концерна Mazeikiu naftа перед россиянами и обновили терминал в Бутинге," - сообщалось тогда в газетах. Тем не менее в решении Вильнюса нельзя отрицать и политических мотивов.
"ЛУКойл" являлся одним из крупнейших поставщиков и координаторов сырья на Мажейкяйский НПЗ наряду с ЮКОСом, "Роснефтью" и "Татнефтью". Объем поставок нефти исчислялся порядка 4 млн тонн. Цена в годы спада котировок составляла $10 за баррель -примерно в 1,5 раза ниже мировой цены. Отказ был расценен как попытка Литвы увеличить свой рейтинг перед Западом, потому что нефтепроводная американская корпорация вряд ли смогла бы так же эффективно обеспечивать сырьем, как российский нефтяной гигант. Расчеты же на поставки нефти из Ирана или Кувейта не оправдались. До прихода американских инвесторов "ЛУКойл" имел хорошие позиции на этом рынке, включая не только поставки сырья, но сбыт через свою сеть 65 АЗС. В течение нескольких лет он претендовал на контроль над литовским заводом. Но россияне, как обычно, пытались приобрести контрольный пакет за долги, что вызвало недовольство в Вильнюсе. Испытанные приемы - сокращение поставок, тарифы и даже угроза ухода с этого рынка - не сработали. Почти параллельно с началом строительства Балтийской трубопроводной системы на янтарном берегу реанимировали переговоры о воплощении другого, не менее амбициозного проекта - Западной трубопроводной системы с участием европейских стран. Проект "Невель-Вентспилс" также может соединить крупные российские месторождения с латвийским рынком.
В конечном счете российские компании сократили свои поставки. В ответ подул"холодный" ветер с рижского взморья, где заговорили о иске по возмещению ущерба за годы оккупации. На неуступчивость вильнюсских потомков князя Гядиминаса Москва ответила просто: "завернула" литовский кран. У литовско-американской компании начались перебои с поставками нефти. Наконец, в декабре прошлого года генеральный директор Mazeikiu nafta Джон Шил с командой менеджеров пожаловал в первопрестольную. Но зримых результатов не было достигнуто. От Казахстана Литва смогла рассчитывать лишь на 1,3 млн тонн, да и те она не получила, т.к. российский тариф на прокачку оказался невыгодным.
Теперь нефтяная компания ЛУКойл и правительство Литвы в мае, вероятно, возобновят переговоры. Как сообщил журналистам на пресс-конференции премьер-министр Литвы Роландас Паксас, на имя президента Литвы Валдаса Адамкуса поступило письмо от руководителя ЛУКойла Вагита Алекперова, в котором он сообщает о своем намерении прибыть в мае в Литву и продолжить переговоры о сотрудничестве с Mazeikiu nafta. "Не исключено, что пойдет речь и о возможности продажи российской компании акций Mazeiku nafta", - сказал глава правительства. Как уже было сказано, ЛУКойл давно проявлял интерес к литовскому нефтяному монополисту Mazeikiu nafta и латвийскому терминалу в Вентспилсе. Вопрос лишь в "сколько". Но в этом ли все дело?
Потом "теплый" сибирский ветер
Возникает вопрос: почему Россия решила вернуться на литовский и латвийский рынок? До этого она его почти покинула, сославшись на возможность транспортировки обходными маршрутами. Значительную роль в этом должна сыграть строящаяся балтийская трубопроводная система, которая вступит в строй в конце этого года. Правда, параллельно строительству нарастает давление экологов и местных жителей, оказавшихся в зоне терминала.
Жители Петербурга выступают против строительства БТС, требуя полноценной независимой экологической экспертизы, а также экологической страховки, сообщили российские СМИ. Трасса БТС пересечет водосборный бассейн Невы и Ладожского озера, пройдет вблизи границ Петербурга исущественно затронет курортную зону Карельского перешейка. По мнению экологов, этот нефтяной порт опасен для города и расположенного в полутора километрах от него заповедника "Березовые острова", охраняемого международной Рамсарской конвенцией. Большой урон грозит и местному рыболовству. Финляндия, куда выйдет новый терминал, также обеспокоена условиями нефтеперевозок по Финскому заливу.
Но вряд ли это сломит решимость российского правительства строить обходные газо- и нефтепроводы. Это было как кредо в отношениях с собратьями по союзу. Лишь теперь Россия, кажется, стала осознавать, что "освободив" таким образом прибалтийскую нишу для конкурентов, она рискует потерять часть европейского рынка: свято место пусто не бывает. А Европа, которой непросто конкурировать с российскими гигантами, охотно примет сырьевых "варягов". Это один момент. Второй можно объяснить тем, что с появлением все более зримых доказательств наличия огромных запасов углеводородов в Каспийском регионе, способном "залить" дешевой нефтью стареющие европейские НПЗ и химические комбинаты, Россия опасается усложнения своих конкурентных позиций.
Этот аргумент способен в корне изменить некоторые подходы в российской политике. В интересах Москвы теперь не только поддержать проект "Баку - Джейхан", но и "запустить" в него свои компании: большая каспийская нефть должна идти "своими маршрутами". Президент Путин, не в пример предшественнику, развернулся и к прибалтам. С политической точки зрения Литва, Латвия, Эстония по-прежнему остаются для России защитным "коридором" между ней и НАТО. И, судя по всему, в ее интересах, чтобы он не превратился в натовскую границу. С точки зрения экономической, стратегическая значимость очевидна. Перелом ситуации с литовским НПЗ становится заметным. После недавних переговоров Владимира Путина и Валдаса Адамкуса наметилось некоторое потепление. С Вильнюсом у Москвы меньше проблем и больше точек соприкосновения, чем, например, с Ригой. Подул "теплый" сибирский ветер. Как сообщили российские СМИ, литовского президента "сопровождали представители Mazeikiu nafta, а с российской стороны в переговорах участвовал ЛУКойл. Президенты разошлись вроде бы вполне довольными друг другом".
Волнующий визит
Возможно, что за визитом президента РК Назарбаева в России наблюдали с особым интересом. Случайно ли ЛУКойл заявил о своем желании возобновить переговоры именно в этот момент? В ходе визита в Вильнюс президент РК обсудил перспективы сотрудничества в топливно-энергетическом секторе и расширения торгово-экономических отношений. Проведены переговоры с президентом Адамкусом, премьер-министром и председателем сейма. Казахстан и Литва поддерживают политический диалог, о чем свидетельствуют регулярные контакты на высшем уровне, разносторонняя договорно-правовая база сотрудничества, развитие межпарламентских связей. Как отметили во время пресс-конференции оба президента, наиболее важной областью сотрудничества между Казахстаном и Литвой является совместная работа в развитиитранспортного коридора из Балтии через территорию России, Казахстана, Китая с выходом к Тихому океану и обратно.
В сотрудничестве Казахстана с Литвой особую значимость приобретает потенциал нефтяного терминала Бутинге. Сейчас он используется в основном российскими нефтяниками. На долю Казахстана приходится лишь 7% от общего объема поставок углеводородов. Следуя принципам многовекторности в вопросах транспортировки нефти, правительство РК продолжает переговоры по вопросам транспортировки. В ходе визита в Литву "не достигнуто каких-либо договоренностей" - так оценены результаты поездки в итоговом выпуске официального телеканала. После визита казахстанская сторона планирует диалог с Минтоплива России. Интересно: какие условия выдвинет Москва?
После бала
Пойдет ли Россия на снижение тарифов, если сама заинтересована в прибалтийских рынках? Не исключено, что она опасается в будущем ослабления позиций из-за больших объемов каспийской нефти. С другой стороны, стремление ограничить конкурентов тарифами может вынудить их форсировать разработку других маршрутов. Этого ей также не хотелось бы, поскольку территория велика и транзит приносит немалые доходы. На последнем заседании межправительственной комиссии вице-премьер Христенко заявил, что Москва готова создать максимально благоприятные условия для транзита казахстанской нефти. Хотя это больше похоже на "чистую" дипломатию. Выходит, что пока ЛУКойлу не удалось решить вопрос с приобретением контроля над Mazeikiu nafta, чужая нефть не должна попасть на этот рынок. Это похоже на прозрение российской дипломатии после бала: американские владельцы вряд ли уступят, несмотря на "блокаду". Отдача от таких политических кампаний недолговечна, если амбиции не подкреплены экономически.
Прошедшие 10 лет оказались довольно ярким периодом демонстрации особенностей "начального капитализма". Довольно громким стал скандал с другим прибалтийским терминалом - латвийским. Рижане удивились, что компании Statoil и Neste, получившие разрешение на строительство терминала под импорт горючего, построив, как сообщили информационные агентства, "внезапно вознамерились заняться прибыльным экспортным бизнесом", несмотря на отрицательное заключение государственной железнодорожной технической комиссии Латвии. Скандал вокруг терминала нефтепродуктов Statoil и Neste в Рижском порту был достаточно громким. Инвесторы обвинили госкомпанию LDz в злоупотреблении монопольным положением и расценили ее действия как прямой удар по инвестиционному климату Латвии и бизнесу в частности (почти как у нас). В ходе официального визита в Норвегию президент Латвии г-жа Фрайберге вынуждена была поднять этот вопрос.
В Литве решение о передаче концерна американцам, не сумевшим обеспечить сырье, также столкнулось с критикой. Предоставленные инвесторам льготы вызвали недовольство оппонентов сделки. К тому же, как оказалось, Williams не вложила $75 млн в реконструкцию предприятия. Правительством не были взяты с нее и гарантии исполнения обязательств, наоборот, оно взяло на себя $250 млн задолженности Mazeikiu nafta, да еще обещало возмещать в случае чего инвестору ущерб. В этом литовские чиновники не отличились от казахстанских. Но как бы то ни было, а в октябре прошлого года Конституционный суд Литвы признал некоторые положения договора с WIC незаконными, что дает ЛУКойлу шанс побороться за упущенный когда-то Mazeikiu nafta. Получится ли?
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены