15 марта 2001 г.
Источник: "Эхо" (Азербайджан)
Автор: С.Султаноглу
Последнее дыхание азербайджанской экономики
Миф о настоящем и будущем инвестиционном буме в Азербайджане, усердно "раскручиваемый" правительством, остается сказкой. И подтверждением тому многочисленные факты ухода иностранных компаний, имевших "несчастье" сотрудничать с нами. Только за два года - 1999 и 2000 Азербайджан покинули по различным оценкам около 2 тыс. азербайджанских и иностранных компаний, причем не следует забывать, что десятки тысяч мелких и средних бизнесменов обанкротились. В чем же причина нестыковки? Как рыночная цена определяется спросом и предложением, так и инвестиционная привлекательность каждой страны определяется балансом риска и возможностей. Если первый в Азербайджане слишком велик, а вторые слишком малы, то реакция инвестора однозначна - он покидает страну. Однако проанализируем основные положительные и отрицательные стороны инвестиционных возможностей Азербайджана.
Суперналоги
1. Высокие налоги (до 60%). Кроме того, конкретное отсутствие упорядоченной налоговой системы в Азербайджане играет не последнюю роль в отталкивании инвестиций. Поводом для оптимизма, конечно, могло бы послужить принятие нового Налогового кодекса, если бы не одно "но". Анализируя соотношения т.н. налогового лобби и соглашательскую позицию большинства депутатов, как проправительственных, так и оппозиционных партий, приходишь к неутешительным результатам. Если первые заинтересованы в увеличении денежного потока для налогового ведомства, то вторые, как ни цинично это звучит - в ухудшении всей экономической ситуации в Азербайджане для обоснования своих собственных претензий на власть.
27 "инспекторов"
2. Правовой прессинг, классифицированный иностранными экспертами как беспредел, творимый всеми 27 различными структурами и инспекциями, через которые должен пройти бизнесмен чтобы начать работу в Азербайджане, и доведенное до абсурда лицензирование "всего и вся", ничего, кроме желания быстрее убраться подальше из этой страны, не вызывает.
3. Говорить о коррупции в Азербайжане - все равно, что попытаться пловцу сориентироваться без компаса посреди океана. Оставим эту область без комментариев. Не последнюю роль в оттоке инвестиций играет и отсутствие государственных гарантий, пожалуй, за исключением лишь пары стратегических контрактов, в то время, как, к примеру, в Узбекистане и Казахстане государство страхует все инвестиции. Какие-то надежды подает ведущаяся в недрах Минфина разработка проектов закона "О государственных гарантиях". И опять, гарантировать инвестиции будут не из госбюджета, а через сложный и громоздкий механизм взаимного страхования. Что же касается правового беспредела, то в последнее время предпринимателей стали обнадеживать несколько судебных дел, выигранных инвесторами у правительственных органов. В пример можно привести решение суда в пользу инвестора по делу Гарадагского цементного завода, многочисленные судебные процессы, в которых Минсвязи с треском проигрывало "Bakcell", "Azercell", "Artel" и другим.
Мы зависим от России
Емкость внутреннего рынка Азербайджана напрямую зависит от денег, присылаемых из России. И по причине невысокого уровня денежного потока на душу населения его основная ниша представлена товарами широкого потребления. Но возможность производства именно этих, ориентированных на массовый спрос товаров, наталкивается на одностороннюю жесткую монетарную кредитно-денежную политику НБА, приведшую к появлению опасной для местного производителя перспективы - быть задавленным т.н. "компрадорской" мафией, которая нажила себе капитал на импорте и связана с местными бюрократическими структурами.
При той ситуации, что сложилась в вопросе привоза товара в страну, ни один местный производитель не может рассчитывать на конкурентоспособность своей продукции, ибо цены диктуют те, кто, пользуясь протекцией госчиновников, ввозят товары, фактически не облагающиеся налогом.
Экспорт невыгоден
4. Тяжелейшие условия для экспорта:
а) Производить продукцию на экспорт для инвестора привлекательно, особенно если ее реализовывать на рынках стран с конвертируемой валютой, причем в любых объемах. Но и здесь мы находим множество подводных камней - ожидать прилива инвестиций в экспортоориентированный сектор (за исключением экспорта сырья) практически нереально - во-первых, это невыносимый валютный режим, характеризуемый неоправданно высоким курсом маната, а также слишком дорогие кредиты (ни одна компания в мире не работает только со своими средствами), в среднем под 25% годовых, во-вторых, технически отсталое наследство, доставшееся приватизируемым предприятиям, никаких шансов для производства экспортоориентированной продукции не оставляют.
Миф о дешевой и квалифицированной рабочей силе нетрудно развеять, если вглядеться в ряды студентов вузов и убедиться в компетентности лишь максимум 10% из них. А что касается т.н. старой гвардии, то после 2-3 лет "простоя", с учетом того, что прогресс не стоит на одном месте, все трудовые навыки стираются и практически не восстанавливаются. Так что факт использования иностранной рабочей силы нередко носит не столько дискриминационный, сколько прагматичный характер.
б) С учетом набора всех этих факторов, нельзя не видеть, что высокие издержки при производстве продукции в Азербайджане неизбежны. Кроме того, что высококачественные товары всегда предполагают соответствующее высококачественное оборудование и комплектующие. Но ни того и ни другого у нас нет. И привозить все это из-за рубежа невыгодно, а производить его в Азербайджане, почти на пустом месте, предполагает гораздо более высокие издержки, чем в первом случае. Все это делает экспортоориентированное производство в стране просто невыгодным.
в) Валютный курс, охарактеризованный одним банкиром, как "собака на сене", является одним из главных врагов азербайджанского ненефтяного экспорта. Кредитно-денежная политика НБА привела к завышенному курсу маната, и это при том, что целый ряд экспертов рекомендует проводить девальвацию маната до 6500-7000 манат за доллар.
Призрачная надежда на падение курса маната
Как ни странно, но только падение цен на нефть и прекращение финансирования госбюджета международными организациями дает призрачную надежду на падение курса маната, по различным прогнозам до 5000-5500 манат за доллар, что создаст возможность для нормализации рыночных отношений и оживит экспортные операции.
г) Идею точечной приватизации, поданную Всемирным банком в виде Закона "О приватизации госимущества" можно рассматривать (разумеется, если декларации не разойдутся с делом) как удачную идею т.н. естественного отбора перспективных предприятий, дающих большие возможности для маневра предоставляемых инвестором средств.
д) Экспорт продукции самого перспективного сектора экономики Азербайджана - аграрного, в другие страны, и прежде всего в Россию, будет затруднителен: вряд ли, братская Турция, как лидер в пищевой промышленности, спокойно будет взирать на "хозяйничанье" Азербайджана в сфере ее стратегических экономических интересов. Тем более с нашими технологиями в ближайшей перспективе о должной конкуренции не может быть и речи. К тому же никто не хочет развивать до приоритетного уровня аграрный сектор, имея под боком доходную прозападно ориентированную нефтяную отрасль (ставящую любую власть перед соблазном "нефтяного пирога").
И что же остается делать инвесторам? Уходить! И так делают многие крупные инвесторы, которые предполагали по своей наивности работать в Азербайджане, но ныне все больше разочаровываются в перспективах этой страны: это и крупнейшая шотландская строительная компания "Morrisson Construction", которая заморозила проект строительства 24-этажного делового центра на Приморском бульваре, заморожено строительство многоэтажного бизнес-центра "Landmark-2", который строила американо-азербайджано-британское СП компания "Neptun", рядом со старой мельницей. Два года стоят строительные краны напротив отеля "Абшерон", на жилищном комплексе, возводимом американской компанией "Star". И, наконец, из Азербайджана уходит компания "Motorolla". В связи с последней особо хочется отметить, что телекоммуникации-то далеко не самая отсталая, а наоборот - одна из самых передовых отраслей азербайджанской экономики. Вот и думайте...
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены