2 марта 2001 г.
Источник: "Эхо" (Азербайджан)
Автор: Ф.Асим
Светлое будущее Азербайджана - сырьевой придаток Евросоюза
При нынешнем стечении обстоятельств большего добиться от интеграции с ЕС Азербайджану не удастся
Что ждет Азербайджан от интеграции с Европейским союзом, что, по словам президента Гейдара Алиева, сказанным им недавно на встрече с эмиссарами ЕС, является целью Азербайджана?
Вполне возможно, что ответы можем найти в результатах визитов зачастивших к нам высокопоставленных чиновников этой организации, а также поездок наших высокопоставленных чиновников в страны Общего дома. В качестве примера можно привести поездку Артура Расизаде в Норвегию. Дело в том, что Норвегия, как и Азербайджан, - страна, ориентированная на экспорт энергоресурсов. Вследствие этого высокопоставленные чиновники, посещая это государство, изучают не только ее опыт использования средств нефтяного фонда, но и историю ее интеграции в ЕС, который для нас, несомненно, интересен.
Примечательно, что фактически сразу после вступления в ЕС в данном скандинавском государстве закрылись десятки предприятий по выпуску холодильников и телевизоров. Конечно, взамен оно получило неплохой поток туристов, от которых в зимний период времени нет отбоя. Таким образом, экспорт энергоресурсов, туризм и неплохие проценты, получаемые от содержания нефтяного фонда, сделали Норвегию одной из процветающих стран Европы. Вследствие этого норвежцы вполне могут считать, что быть сырьевым придатком Европы не очень-то и плохо. Однако стоит задаться вопросом, насколько то, что хорошо для Норвегии, приемлемо для Азербайджана, и насколько верен для нас данный путь развития?
Туризма... не будет
В первую очередь, начнем с того, что Азербайджану вряд ли суждено стать "туристической Меккой". И дело не в том, что у нас нет живописной природы или отсутствуют "золотые" пески на пляжах. Причина, конечно, ясна: туризм никак не стыкуется с наличием миллиона беженцев, с замазученными, загрязненными отходами производства водами Каспия, отсутствием необходимой инфраструктуры, да и вообще - нерешенностью военного конфликта. Кроме того, в отличие от "сытной" Норвегии, Азербайджан не имеет морального права складывать в "кубышку" Государственного нефтяного фонда (ГНФ) сотни миллионов долларов, когда, с одной стороны, сотни тысяч беженцев проживают под открытым небом в палаточных лагерях, другая, еще большая, уехала (или готовится уехать) за пределы республики на заработки, а третья - просит милостыню или торгует своим "телом", чтобы прокормить своих детей.
Наверно, нынешним властям лестно слышать от Всемирного банка или Международного валютного фонда похвалы по поводу того, что средства, полученные от продажи нефти, собираются в ГНФ и, не расходуясь, копятся для будущих поколений. Но никто не спрашивает, а будет ли в Азербайджане будущее поколение страны, если нынешнее на грани вымирания?
Конечно, международным финансовым институтам намного выгоднее, чтобы, хранясь в первоклассных европейских банках, эти деньги непосредственно работали на экономику все тех же стран, входящих в ЕС, а не расходовались на стонущие от отсутствия средств предприятия Азербайджана, и без того обремененные доставшимися им в наследство государственными долгами.
"Проходной двор" и "сырьевой придаток"
Конечно, ЕС заинтересован в развитии и укреплении связей со странами Южного Кавказа и, в первую очередь, Азербайджаном, являющимся вроде бы своеобразным мостом между Европой и Средней Азии. И, в данном случае неудивительно, что одним из первых проектов, которые ЕС стал реализовывать в Азербайджане, стал проект ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия).
Другим проектом, реализуемым со стороны ЕС, является проект Иногейт (Международная транспортировка нефти и газа), который предусматривает транспортировку энергоресурсов Каспия на европейский рынок. То есть европейцы не скрывают, что Азербайджан им нужен лишь как транспортный коридор и еще один поставщик энергоресурсов на европейские рынки. Кстати, одна важная деталь. ЕС не очень-то и тратится на все эти проекты с учетом того, что в соответствии с большинством подписанных соглашений с правительством страны с их стороны ставится обязательное условие о проведении тендера на осуществление необходимых работ ТОЛЬКО СРЕДИ КОМПАНИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ СТРАНЫ, ВХОДЯЩИЕ В ЕС!
Побалуйте нас еще и винцом
Впрочем, кроме нефти и газа, транзитной территории, правительству страны, может, удастся уговорить страны ЕС соблаговолить попробовать дары нашей природы - гранаты, хурму, виноград... Вполне возможно, что те же французы будут когда-либо "смаковать" вино от французской компании "Кастел".
Последний, еще когда только разворачивал в Азербайджане производства пива на заводе "Хырдалан", неоднократно высказывался о планах по финансированию виноделия и закладки новых виноградных плантаций, которые у нас в стране в последние годы очень успешно загубили. Конечно, если правительство устраивает перспектива развития страны в рамках сырьевого придатка Евросоюза (США или любого другого региона), нам добавить к этому, кроме своего недовольства, нечего.
Хотя, на наш взгляд, сейчас каждый полученный цент должен вкладываться в производственные предприятия страны, создавать новые рабочие места, снимая социальную проблему и создавая базу для возрождения экономики, дабы сделать в будущем из Азербайджана промышленное, а не сырьевое аграрное государство. Ведь в противном случае и иностранный инвестор может задаться (вернее, уже задается) вопросом о деловом климате в стране, правительство которого способствует вывозу или, проще говоря, бегству капиталов из страны.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены