16 августа 2001 г.
Источник: газета "Зеркало" (Азербайджан)
Автор: В. Рзаев
Откат вперед
Азербайджан в ближайшие три года намерен активизировать работу ненефтяного сектора
Наше государство иногда напоминает довольно упрямого человека, которого все обстоятельства тянут в одну сторону, а он - нет, смотрит в обратную. Обычно подобное качество в человеке критикуется как со стороны отдельно взятых лиц, так и общества в целом, однако никто не станет спорить, что лень и упрямство - суть двигатели прогресса. Тот, кто не мирится с устоявшимися представлениями и течениями жизни, вызывает раздражение, но только потому, что становится отличным от других. Азербайджан в чем-то очень похож на такого типа.
Очень многие специалисты и наблюдатели пророчили в свое время Азербайджану роль государства с однобоким развитием, а именно, как нефтеэкспортера, и больше ничего. В принципе, если нефти действительно много, а правительство ведет осторожную политику в отношении расходования полученных средств, подобная роль практически ничего плохого не сулит. В этом случае государство становится экспортером сразу двух жизненноважных компонентов. Во-первых, нефти и газа. Во-вторых, эта страна становится экспортером капитала. Именно последнее в состоянии ликвидировать практически все негативные последствия, к которым может привести узконаправленная экономика. Азербайджану эти вещи не грозят.
В последнее время все чаще и чаще стали появляться известия о том, что фактические данные по нефтегазовым запасам Азербайджана не столь весомы, как прогнозные. С одной стороны это плохо, так как может привести к возможному ухудшению международного имиджа Азербайджана, и как следствие (или причины?) уходу ряда крупных нефтяных инвесторов. Злопыхатели именно это и пророчат, однако те же нефтяные компании уже довольно серьезно "завязли" в азербайджанской нефти, есть она или нет, поэтому голословно говорить об их уходе и безвозвратной потере капитала несколько, скажем, преждевременно. С другой стороны возможные потери прогнозных показателей по нефтяным запасам представляют собой ничто иное, как стимул для страны в плане развития ненефтяного сектора. В принципе, всегда руководством страны заявлялось о необходимости развивать этот сектор в противовес, а точнее сказать, в дополнение к нефтяной добыче и нефтеэкспорту. Однако эти заявления могли бы остаться на уровне деклараций, как это неоднократно происходило.
Однако за это дело всерьез взялись. После издания мартовских указов президента о выставлении большого числа предприятий к приватизации (причем большая часть из них относится к ненефтяному сектору) шли разговоры о том, что сие останется на бумаге, и реальным спросом выставленные предприятия пользоваться не будут. Эти предположения и сейчас имеют право на существование, но тем не менее... Министерством экономического развития, на молодые плечи которого возложены полномочия, вытекающие из его названия, в короткий срок подготовлена инвестиционная программа на 2002-2004 гг., в которой нашли свое отражение аспекты развития ненефтяного сектора. В программу включены до 300 инвестиционных проектов, в том числе относительно тех предприятий, которые мартовскими указами объявлены к приватизации. Данные проекты предполагают реконструкцию этих предприятий, восстановление производства и так далее.
Программа охватывает такие отрасли экономики, как производство сельхозпродукции, строительных материалов, других видов производства в сферах инфраструктуры, химии, энергетики и пр. Всего предполагается инвестирование в указанные области до 3 млрд. долларов. Основным методом привлечения инвестиций в промышленный сектор по-прежнему остается приватизация, причем единственный метод приватизации, который сейчас может справиться с этой задачей - проведение инвестиционных конкурсов. Данный вид пpиватизации пpедполагает пpедоставление потенциальным покупателем инвестиционной пpогpаммы, в котоpую должны войти пpедложения относительно экономического, социального pазвития пpедпpиятия, а также об экологической безопасности.
Hа инвестиционный конкуpс выставляется 51 или более пpоцентов акций пpедпpиятия. Практически только посредством инвестиционного конкурса предприятие может быть продано с тем, чтобы имелись гарантии выполнения взятых на себя со стороны покупателя обязательств. Поэтому объекты промышленной сферы должны быть разгосударствлены именно этим методом, но никак не чековыми или денежными аукционами, так как в последних случаях нет никаких гарантий того, что новый владелец предприятия будет действительно развивать производство, а не закроет, например, предприятие вообще и не приступит к импорту в Азербайджан товаров соответствующего профиля, производимых в других регионах на его же заводах и фабриках. Подобный сценарий представляется вполне вероятным, но никак наше государство не устраивает.
В Азербайджане создан Государственный нефтяной фонд, и в нем аккумулировано свыше 400 млн. долларов, однако в силу того, что не провозглашены реальные сроки начала инвестирования этих денег в экономику или в другие направления, например, социальную, в принципе - что они есть, что их нет. Поэтому те, кто уповает на нефтяные деньги в ближайшее время, могут жестоко обмануться. Для экономики этих денег фактически не существует, и нет конкретного времени, когда начнется инвестирование в реальный сектор из этого фонда.
В подобных условиях не развивать ненефтяной сектор аналогично самоубийству, тем более, что это позволит в какой-то мере избежать пресловутого "голландского синдрома". Впрочем, борьба с ним уже сейчас ведется самыми радикальными мерами, так как деньги нефтяного фонда тратить не намерены, а значит какой-либо зависимости от них для экономики нет. Что ж, подобный подход равнозначен убийству здорового человека из опасения, что он когда-нибудь заболеет и умрет. В любом случае упор только на нефтегазовую сферу был бы ошибочен. И не только с точки зрения того, что нефти может оказаться в Азербайджане не столь много, как объявляется, но и с позиций того, что и эти деньги для остальных сфер могут остаться недосягаемыми. Министерство экономического развития, подготовив вышеуказанную программу, декларировало тем самым, что интересы ненефтяного сектора не останутся в стороне от возможного нефтяного бума в стране. Но одних деклараций будет явно недостаточно.
Предложение с нашей стороны есть, дело - за спросом. Пока, что греха таить, мизерное количество действительно крупных предприятий нашли своих иностранных хозяев. Не обвиняйте нас в отсутствии патриотизма, просто такова уж участь многих постсоветских государств, которые вынуждены привлекать иностранные инвестиции, так как местный капитал к промышленной сфере интереса не проявляет, предпочитая кочевать по линии "кредит-возврат", причем, в основном, в теневой сфере. Правда, некоторые специалисты отмечают высокие темпы жилого строительства, в частности в Баку, причем за счет местного капитала. Но, согласитесь, это лишь опосредованный метод развивать сектор производства стройматериалов.
Иными словами, иностранный капитал нужно привлекать, и предпочтение надо отдавать прямым инвестициям, а не портфельным, так как в этом случае иностранные хозяева получают доступ к непосредственному управлению и, соответственно, имея личный интерес, поднимают производство на должный уровень.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены