Иран
Исламская Республика Иран (ИРИ) - до 1935 года официальное название - Персия. Государство в Юго-Западной Азии. Омывается на юге и юго-западе Оманским и Персидским заливами, на севере - Каспийским морем. Площадь - 1,65 млн. кв.км, население - 60,8 млн. человек. Глава государства - президент, законодательный орган - однопалатное Исламское национальное собрание (Меджлис). Административно-территориальное деление - 24 остана.
День независимости был объявлен 1 апреля 1979 года. Столица - Тегеран. Крупные города - Исфаган, Тебриз, Шираз, Кум, Ардебиль, Газвин и др. Президент ИРИ в настоящее время - Мохаммед Хатами. Высший духовный лидер - аятолла Али Хаменеи. Глава Кабинета министров - Хашеми Рафсанджани. Распространенные языки на территории ИРИ - персидский, арабский, турецкий, курдский. Этнические группы: персы (51%), азербайджанцы (24%), курды (7%), арабы (3%), туркмены (2%) и др. Основная религия - ислам (89% - шииты, 10% - сунниты), другие распространенные религии - зороастризм, иудаизм, христианство и бахаизм.
Национальная валюта - риал. Основные партнеры по внешней торговле - Германия, Италия, Япония, Франция, Турция, Великобритания, Нидерланды, Испания. В 1998 году страна экспортировала продукции и товаров на сумму 15,14 млрд. долларов, импортировала - на 12,71 млрд. долларов. Основные статьи экспорта - нефть и нефтепродукты, ковры, фисташки. Основными видами продукции, импортируемыми ИРИ, являются машины, военное оборудование, металлы, пищевые продукты, фармацевтические препараты, светлые нефтепродукты. В экспортных доходах нефтяная составляющая достигает 10,2 млрд. долларов (80-85%). Внешний долг на конец 1998 года - 18,8 млрд. долларов.
Глава Министерства нефти - Биджан Намдар Занганех. Доказанные запасы нефти ИРИ - 90 млрд. баррелей (не менее 9% общих мировых запасов). В 1998 году в ИРИ ежедневно добывалось 3,6 млн. баррелей нефти. Квота ИРИ в ОПЕК (утвержденная 1 апреля 1999 года) - 3,359 млн. баррелей в сутки. Ежедневное потребление нефти ИРИ - 1,13 млн. баррелей в день. Мощности по переработке нефти - 1,45 млн. баррелей в день. Основные импортеры иранской нефти - Япония, Южная Корея, Великобритания, Китай, Турция, Таиланд, Индия, Бразилия, Тайвань. Запасы природного газа оцениваются в 812 трлн. кубических футов.
Нефтяная и газовая отрасли Ирана находятся под полным контролем государства. Государственная нефтяная компания - Национальная Иранская нефтяная компания (NIOC - National Iranian Oil Company) ведет разведку и разработку нефтяных и газовых месторождений, занимается переработкой и транспортировкой сырья и нефтепродуктов. Национальная Иранская Газовая компания (NIGC - National Iranian Gas Company) занимается добычей, переработкой, транспортировкой и экспортом газа. Решение вопросов нефтехимического производства возложено на Национальную нефтехимическую компанию (NPC - National Petrochemical Company). Наиболее активно работающими западными компаниями в Иране сегодня являются Газпром, Petronas, Shell и Total. Основные месторождения нефти ИРИ - Гаджаран, Марун, Аваз Банджистан, Ага Джари, Радж-и-Сафид, Парс, Биби Хаким. Основные нефтеперерабатывающие заводы - Абадан (мощность 477 тыс. баррелей в день), Исфаган (251 тыс. баррелей в день), Бандар Аббас (220,400 баррелей в сутки), Тегеран (213,750 баррелей в сутки), Арак (142,500 баррелей в сутки), Тебриз (106,400 баррелей в сутки), Шираз (38 тыс. баррелей в сутки), Керманшах (28,5 тыс. баррелей в сутки), Лаван (20 тыс. баррелей в сутки). Основные нефтяные терминалы расположены на островах Харг, Лаван, Сирри, Ларак, а также в Рас Бахрегане.
В августе 1996 года американский Конгресс одобрил закон о санкциях против Ирана и Ливии (так называемые ILSA), которые ужесточали американский, если можно так выразиться, "режим благоприятствования" (например, кредитование и условия работы в США) для неамериканских компаний, инвестирующих в разработку нефтяных и газовых месторождений ИРИ ежегодно не менее 40 млн. долларов. В 1997 году "ценз" инвестиций был понижен до 20 млн. долларов. Отметим, что ILSA являются не первыми санкциями, введенными США против Ирана. Так, в начале 1995 года президент Клинтон подписал два правительственных распоряжения, согласно которым американским компаниям, а также любым их филиалам запрещалось заключать любые контракты, подразумевающие финансирование развития нефтяной отрасли Ирана. Одним из самых крупных контрактов, аннулированных этими распоряжениями, стал контракт между ИРИ и американской компанией Conoco о разработке блоков А и Е месторождения Сирри. Проект оценивался в 550 млн. долларов. Отметим, что место Conoco было довольно быстро занято французской Total и малайзийской Petronas. В середине августа 1997 года президент Клинтон подписал еще одно правительственное распоряжение (№ 13059), в очередной раз подтверждающее запрет на любые инвестиционные действия американских граждан в ИРИ. Несмотря на действие ILSA, консорциум в составе Total, Petronas и Газпром продолжили реализацию проекта разработки газового месторождения Южный Парс (объем инвестиций - 2 млрд. долларов).
Исходя из объективных обстоятельств (строительство магистральных трубопроводов и газопроводов из Казахстана, Азербайджана и Туркменистана), в мае 1998 года администрация Белого дома уточнила, что наложенные Конгрессом санкции ILSA не распространяются на прокладку нефте- и газопроводов через территорию Ирана. Отметим, что Иран занимает выгодное с геополитической и стратегической точек зрения положение для прокладки маршрутов транспортировки нефти, позволяющее значительно удешевить по сравнению с другими вариантами транспортировки (например, через Турцию) доставку сырья на мировые рынки.
В 1997 году Туркменистан, ИРИ и Турция подписали соглашение с Shell о подготовке технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства газопровода, по которому туркменский газ мог бы доставляться через территорию Ирана в Турцию. Минимальный объем инвестиций в этот проект - 4 млрд. долларов. Между тем, в конце 1998 года в западной прессе появились сообщения о том, что Shell отложила реализацию проекта. При этом официальные представители компании заявили, что "сегодня мы не заинтересованы участвовать в реализации строительства какого-либо иранского трубопровода". Уже в феврале 1999 года компании General Electric и Bechtel подписали протокол намерений о сотрудничестве в реализации проекта строительства газопровода из Туркмении в Турцию в обход ИРИ по дну Каспийского моря (2,5 млрд. долларов). В случае реализации проекта, по газопроводу ежегодно планируется транспортировать свыше 1 трлн. кубических футов газа.
Большая часть иранской нефти малосерниста. В декабре 1998 года президент ИРИ Хатами заявил, что основными направлениями деятельности правительства в нефтяной отрасли страны станет реструктуризация и модернизация нефтяной промышленности, а также открытие новых месторождений. В январе 1999 года парламент (Меджлис) ИРИ обязал Министерство нефти Ирана ежемесячно отчитываться о проводимой работе.
В свою очередь Национальная Иранская Нефтяная компания (NIOC) в настоящее время сосредоточила усилия на поисково-разведочных работах. Согласно планам NIOC, к 2000 году компания намерена пробурить 61 поисково-разведочную скважину на море и на суше. Отметим, что начиная с 1995 года NIOC добилась нескольких значительных открытий, таких как морская структура Дарховен (2,5 млрд. баррелей нефти с низким содержанием серы). NIOC намерена приступить к разработке Дарховен в 1999 году. Иран - вторая по объемам добычи нефти страна-член ОПЕК.
В настоящее время Иран готов предложить инвесторам около 20 проектов в нефтегазовой отрасли, начиная от разработки морских месторождений и заканчивая модернизацией ряда НПЗ (например, на острове Лаван). В марте 1998 года Bow Valley Energy (Канада) и британская Premier Oil подписали контракт на 270 млн. долларов, предусматривающий развитие морского месторождения Балал, запасы которого оцениваются в 80 млн. баррелей нефти. Однако в конце прошлого года Bow Valley Energy вышла из проекта, объяснив свое решение финансовыми проблемами, ставшими последствиями азиатского кризиса.
В феврале 1999 года правительство ИРИ предоставило права на развитие морского месторождения Доруд и газового месторождения вблизи острова Харг французской Elf Aquitaine и итальянской ENI. По мнению иранской стороны, доразведка Доруда (проект оценивается в полмиллиарда долларов) позволит увеличить запасы месторождения на 700 млн. баррелей и повысить суточную добычу нефти с 90 до 220 тыс. баррелей.
В январе нынешнего года British Petroleum/Amoco начала переговоры с иранским правительством о разработке месторождения на суше Аваз. Это же месторождение также привлекло французскую Total. В том же месяце норвежская Saga Petroleum выступила с инициативой о начале переговоров с иранским правительством по поводу разработки месторождений Дехл Уран и Чешмен-Кош. Saga Petroleum подписала с NIOC соглашение на 2,7 млн. долларов, предусматривающее оценку норвежской компанией сейсмических данных по ряду перспективных участков, включая блок Дара и морское месторождение Хандиджан.
В декабре 1998 года Газпром и подразделение NIOC - Naftgaran Engineering Services Co. - создали совместное предприятие, которое намерено провести поисково-разведочные и буровые работы на территории Ирана.
В минувшем году приблизительно шестая часть (свыше 500 тыс. баррелей в сутки) добываемой Ираном нефти извлекалась из восьми морских месторождений. Вообще же крупнейшими морскими месторождениями Ирана сегодня являются Доруд-1 и 2, Салман, Абузар, Форозан и структура Сирри. Министерство нефти Ирана планирует широкомасштабное развитие и освоение существующих шельфовых месторождений и рассчитывает довести добычу нефти на морских месторождениях к 2000 году до 1 млн. баррелей в день. По мнению экспертов, освоение морских запасов Персидского залива и сектора Каспийского моря, примыкающего к территории Ирана, в ближайшие годы потребуют инвестиций в объеме не менее 10 млрд. долларов.
Между NIOC и правительством Туркменистана подписан контракт на бурение четырех скважин на месторождении Туркмен-баши (25 млн. долларов). Для реализации рассчитанного на 18 месяцев проекта будет использована иранская платформа "Иран-Хазар".
Необходимо также отметить, что существует проблема разработки каспийских месторождений нефти и газа, связанная с территориальными претензиями всех пяти прикаспийских государств - России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана. После развала СССР и до сих пор остаются неурегулированными вопросы правового статуса Каспийского моря, что тормозит принятие окончательных решений по разделу этого водного бассейна и разграничения его на национальные секторы. Соответственно, остается под сомнением с правовой точки зрения ведущаяся ныне рядом прикаспийских государств разработка месторождений Каспия.
Дополнительная информация
 
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены