11 сентября 2000 г.
Источник: еженедельник "Эксперт"
Автор: Михаил Клубничкин (партнер компании PricewaterhouseCoopers)
Иностранцы готовы делить с государством продукцию, а не российский бардак
Пришло время избавиться от нормативных препон на пути эффективного использования соглашений о разделе продукции и использовать мировой опыт в этой области
Соглашения о разделе продукции используются в огромном количестве нефтедобывающих стран в качестве очень эффективного механизма привлечения прямых иностранных инвестиций в нефтяную промышленность. Однако в России как количество заключенных СРП (всего четыре), так и объем капитальных вложений и доходов государства в рамках этих соглашений разительно отличаются от показателей не только стран - ветеранов СРП (Индонезия) или использующих режим СРП в течение последних 15-25 лет (Малайзия, Таиланд), но и от наших соседей, неофитов режима СРП, -. Азербайджана и Казахстана.
Почему же так получилось? До недавнего времени основной причиной было отсутствие хотя бы минимально необходимой законодательной базы, позволяющей запускать инвестпроекты на условиях СРП. Переговоры по сахалинским проектам начались едва ли не раньше образования России как государства, а соответствующий Закон о СРП вступил в силу только в 1996 году. А поправки к Налоговому законодательству, без которых реализация заключенных соглашений была все равно невозможна даже при наличии "базового" Закона о СРП, вступили в силу вообще с 1999 года. Кроме того, одних законов для практической работы недостаточно, нужны в деталях прописанные процедуры. Например, последние полтора-два месяца инвестор пребывает в растерянности: куда ему идти за решением своих вопросов - в Минэнерго или в Минэкономторг? Необходимо срочно решениями президента и правительства разграничить компетенцию этих ведомств в вопросах СРП, определить четкие принципы координации работы в этой области всех ведомств, задействованных как в подготовке, так и в реализации СРП. Иначе инвестор так и будет тонуть в болоте бесконечных согласований и пересогласований, переходя от одного чиновника к другому.
Вторая очень важная для России проблема, связанная с запуском СРП на полную мощность, - создание действенных механизмов, которые бы способствовали увеличению в соответствующих проектах доли качественного отечественного оборудования и квалифицированных российских подрядчиков. Известно, что сопряженный эффект от СРП (дополнительные заказы в промышленности, подряды отечественным компаниям на выполнение работ, новые рабочие места и связанный с этим рост налоговых поступлений в бюджет) может быть гораздо выше, чем прямые доходы государства от бонусов, роялти и продажи своей части добытой нефти. Особенно это проявляется на первых этапах освоения месторождений, когда идут массированные капиталовложения, а добычи либо еще нет, либо она минимальна.
Сегодня в Законе о СРП записано, что инвестор должен использовать не менее 70% российского оборудования. Здесь возникает множество вопросов. Распространяется ли это правило на весь срок реализации проекта или на какой-то определенный период? Потому что на некоторых этапах может понадобиться только российское оборудование, а на других - только импортное. Как считать эту долю? А что значит - "Сделано в России"? Я могу купить за рубежом машину, здесь привинтить к ней колеса и сказать: сделано в России. Так что квота сама по себе - далеко не лучший механизм. Вместе с тем просто отменить ее нельзя. Ведь иностранный инвестор всегда старается работать с теми поставщиками, которых знает, а российские компании еще не имеют устойчивой репутации на мировом рынке и не смогут рассчитывать на заказы, даже если обладают конкурентоспособной техникой и технологией для выполнения работ.
Наших производителей надо учить работать в условиях конкуренции, а не ставить их в привилегированное положение. А это означает обязательное конкурсное размещение заказов в соответствии с принятыми в мире правилами и процедурами, которые в России никем пока не выполняются, даже если формально это и называется конкурсом. В соглашениях о разделе продукции должно определяться, что при равных ценовых и качественных характеристиках поставляемого оборудования предпочтение отдается российскому производителю. И даже если цены нашего поставщика будут на 10-15% выше, чем у иностранного, все равно в некоторых случаях предпочтение должно отдаваться отечественному - это достаточно распространенная практика в мире, с которой согласен Мировой банк, следящий, как мы знаем, за соблюдением условий здоровой конкуренции. Государство должно содействовать созданию консорциумов с участием как иностранных, так и российских поставщиков оборудования и подрядчиков, если в одиночку российские организации пока не в состоянии на равных бороться с иностранными конкурентами в конкурсе на выполнение крупных заказов. Это позволит делать все, что возможно в рамках таких заказов, в России и, что в действительности гораздо важнее, поможет российским производителям быстрее научиться передовым методам и технологиям. Учиться они будут не на семинарах и не на специальных курсах, тратя свои деньги, а в процессе ежедневной совместной работы с зарубежными участниками консорциумов.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены