10 июня 2001 г.
Источник: "Независимая газета"
Автор: Михаил Леонидов
ФЭК нам еще пригодится
Поспешная ликвидация Федеральной энергетической комиссии оставит без присмотра на неопределенный срок тарифы РАО "ЕЭС" и "Газпрома"
Недавно Минэкономразвития предложило ликвидировать ФЭК - Федеральную энергетическую комиссию. Такой шаг связан с поручением президента: к 1 июня правительство должно было сформулировать предложения о создании единого органа, регулирующего тарифы естественных монополий.
Кратко напомним историю событий. Не секрет, что инфляция (рост цен) в России в середине 90-х годов во многом была вызвана опережающим ростом цен на товары и услуги естественных монополий (электроэнергетика, транспортировка нефти и газа, коммунальные услуги). Именно в связи с этим в 1995 году был принят закон о естественных монополиях, согласно которому регулированием их тарифов должны были заниматься специально создаваемые комиссии. У этого закона были свои недостатки - например, статус комиссий. Во всем мире они независимы. У нас им уготовано было стать федеральными органами исполнительной власти (то есть подотчетными правительству). Но тем не менее это был большой шаг вперед.
Как только закон был принят, начались дискуссии по поводу организации этих комиссий. Некоторые чиновники посчитали, что комиссий должно быть не по числу монополий, а одна. Доводы? Во-первых, существенная экономия на аппарате обслуживания; во-вторых, экономия на методологических подразделениях, которые теоретически в разных комиссиях дублировали бы друг друга; в-третьих, это исключило бы распыление немногочисленных специалистов по регулированию естественных монополий (напомним, что сама проблема начала в нашей стране активно изучаться только с конца 1993 года). И, наконец, в-четвертых, это позволило бы избежать "захвата" комиссии субъектами естественных монополий, которые, разумеется, были абсолютно не заинтересованы в том, чтобы их цены и тарифы регулировались объективно. Что касается базы, на которой предполагалось создать такую единую комиссию, то ею мог бы стать бывший Роскомцен, только что преобразованный в департамент цен Минэкономики, который решал во многом похожие (а в чем-то и значительно более сложные) проблемы во времена социализма.
Но это предложение тогда принято не было. В результате ряд созданных комиссий так и не приступил к конкретной работе (в частности, из-за отсутствия квалифицированного персонала), часть же просто штамповала те предложения, которые поступали от самих естественных монополий. Да и департамент цен за это время, резко потеряв в численности и утратив значительную часть квалифицированного персонала, уже не смог бы реально претендовать на предлагавшуюся ему ранее роль.
Единственным исключением, на наш взгляд, стала ФЭК, которая регулировала тарифы на электроэнергию и прокачку нефти и газа по трубопроводам. Это практически избавило ее от опасности попасть под контроль одной из заинтересованных естественных монополий, коими, разумеется, были "Газпром" и РАО "ЕЭС России". А если бы к ее полномочиям добавилось регулирование тарифов на услуги железнодорожного транспорта - у граждан России были бы все основания считать, что уровень тарифов достаточно объективно отражает экономическую ситуацию в стране.
Но вдруг - именно в этот момент - два министерства обращаются в правительство с предложениями ликвидировать ФЭК. Нет, конечно, они предлагают создать новый орган, с теми же полномочиями (разумеется, под собственным контролем). С их точки зрения, поступок странным не выглядит: в этом случае МАП может лишиться прав регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта, а это существенный ущерб для его аппаратного статуса. Минэкономразвития же, по результатам реализации своих предложений, наоборот, получает серьезную прибавку к своему статусу. Все это крайне важно, особенно в условиях реформирования правительства. Не стоит забывать и о том, что предыдущий председатель ФЭК в настоящий момент является советником министра экономического развития и торговли: странно было бы, если бы он не пытался тем или иным способом вернуть потерянный статус.
Что же в таком случае будет с регулированием тарифов? Пока будет создаваться новый орган и отлаживаться механизмы его работы, естественные монополии останутся без присмотра. Процесс может затянуться и на год, и на полтора. Если же, не дай бог, руководитель нового органа будет выбран неудачно, то этот срок может оказаться значительно большим. Экономика России за это время рискует понести существенный урон, особенно если исходить из того, что экономический рост в России может остановиться в любой момент (такова, во всяком случае, официальная позиция правительства).
А ведь есть, как представляется, и более серьезные версии причин ликвидации ФЭК. Реформа РАО "ЕЭС России" и уже состоявшаяся смена руководства ОАО "Газпром" требуют от сторонников различных вариантов развития событий максимальной концентрации сил. Ликвидация ФЭК играет на руку именно менеджерам РАО "ЕЭС" и "Газпрома" (тут их интересы совпадают!). Интересно, что думают об этом министры, направившие свои предложения в правительство?
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены