22 мая 2001 г.
Источник: "Российская газета"
Автор: Александр Величенков
Минфин заначку еще считает
Проект бюджета 2002 года только на этой неделе поступит в Правительство из Минфина. Таким образом, обсуждение главного финансового закона года, намеченное на 24 мая, может быть перенесено на более поздний срок. В любом случае в Госдуму проект должен поступить к сентябрю. Причина такой заминки - в новой (двухэтапной) конфигурации бюджета, о которой говорил Президент в своем Послании и который Минфин в срочном порядке сейчас реализует.
В деталях бюджетные цифры пока еще не известны, хотя базовые макроэкономические параметры уже оглашены. Вот эти цифры: ВВП определен в 10 триллионов рублей, бюджет бездефицитный, расходы и доходы государства составляют без малого 1,5 триллиона рублей, темп инфляции определен в 12 - 14 процентов за год, среднегодовой курс доллара будет около 31,6 рубля за доллар. Доходные источники рассчитывались, исходя из прогнозной цены в 17 долларов за баррель нефти.
Вот эта самая прогнозная цена нефти и стала "яблоком раздора" между нашими экономистами. Как известно, экономический советник Президента Андрей Илларионов еще прошлой осенью предложил делать годовой бюджет из двух частей: бюджет текущих обязательств и бюджет накоплений (будущих периодов). Идея применительно к нашим условиям вполне здравая, ведь Россия сильно зависит от мировой конъюнктуры на основные наши экспортные товары. И значит, при колебании их цен будут резко меняться и доходы бюджета. Чтобы сгладить "пилу" доходов государства в среднесрочной перспективе, и предлагалось создать своего рода стабилизационный фонд - бюджет накоплений. Тогда наши бюджетополучатели, мол, не будут ощущать на себе последствия всплесков и провалов мировой конъюнктуры.
Но сразу возникает непростой вопрос: какую цену на нефть считать высокой (тогда можно накапливать стабилизационный фонд), какую низкой (тогда надо его расходовать), а какую - нормальной? В расчетах можно оттолкнуться от среднегодовых цен на нефть за последнее десятилетие - они за этот период составили 17,5 доллара за баррель. Можно исходить из расходов бюджета, которые имеют особенность возрастать сами собой год от года. Можно к этим расходам прибавить платежи по обслуживанию и погашению внешних долгов. Но тогда задача получается еще более непростая.
Сейчас уже есть три подхода к решению этой проблемы: самого Андрея Илларионова, Минфина в лице вице-премьера - министра финансов Алексея Кудрина и депутата Госдумы, председателя Комитета по бюджету и налогам Александра Жукова. С него и начнем. На расширенной коллегии Минфина РФ, состоявшейся 16 апреля (присутствовали Президент РФ и премьер) он упрекнул и Правительство РФ, и Минфин, полагая, что они, мол, всегда стремятся внести в Госдуму заниженный проект бюджета, не внося в него все доходные источники. Он высказался за то, чтобы вносить в первую часть бюджета все доходы, возникающие при цене нефти в 20 долларов. Проект-2002 сверстан из более осторожной предпосылки о том, что цена на нефть составит 17 долларов. А Андрей Илларионов как всегда предельно категоричен, По его мнению, в первую часть бюджета нужно вносить лишь доходы от цены в 10 долларов за баррель, ведь именно такая цена была самой низкой в минувшем десятилетии.
Эти варианты и стали сейчас, повторимся, основой жарких обсуждений. Подход Александра Жукова понятен - максимум первой части бюджета, а если что останется, то можно и в стабилизационный фонд направить. По нашим оценкам (если цены на нефть не изменятся), этот фонд тогда составит 1,5 - 2 миллиарда долларов. Что явно мало для покрытия пика платежей по внешним долгам в 2003 году. При "цене отсечения" в 10 долларов за баррель, как предлагает Андрей Илларионов, этот фонд за 2002 год окажется в пределах 4,5 - 6 миллиардов долларов. А после прохождения пика платежей 2003 года он будет только расти, ведь ниже этой цены быть не может. Но при этом варианте бюджетополучатели будут посажены на более чем скудный паек и будут постоянно ощущать вполне определенное недофинансирование. А Правительство, вслед за ЦБ, начнет копить деньги, которые ему некуда тратить. Нас могут упрекнуть: как это некуда тратить? А внешние долги? Их-то погашать надо?
Ответ здесь таков: после неудачного опыта этой зимы, когда России не удалось договориться с западными кредиторами, платежи по обслуживанию и погашению этих долгов Минфин практически включает в бюджет, хотя они и не входят в непроцентные расходы. Так что для запасов по плану Андрея Илларионова остается лишь одно применение - досрочный откуп долгов. Но тогда и у нас возникает вопрос, а зачем реструктурировали, за что бились? Зачем говорили на самом высоком уровне о необходимости финансовой передышки? Ведь на практике досрочный откуп будет равноценен платежам по старому, нереструктурированному графику. А заплатит за это наша экономика снижением темпов развития, недофинансированием бюджетополучателей, отсутствием прогресса в социальной сфере.
Вариант Кудрина - Улюкаева (первого замминистра финансов) в 17 долларов за баррель де-факто приведет к тому, что доходы бюджета, первой его части, будут совпадать со среднестатистическими. Хороший год - стабфонд растет, плохой - этот фонд используется на внутренние расходы и внешние долги. Этот фонд не будет ни слишком маленький, как у Александра Жукова, ни слишком большой, как у Андрея Илларионова. По нашей оценке он составит к концу 2002 года (при неизменных ценах на нефть) от 2,5 до 4 миллиардов долларов. И даже без учета допдоходов непосредственно 2003 (а вдруг их не будет) года это позволит надежно пройти пик платежей по внешним долгам.
При этом подходе и бюджетополучатели не особенно пострадают. Конечно же, вариант Александра Жукова для них предпочтительнее. Но где гарантии, что в 2003 году не придется для них вводить секвестр? Ведь стабилизационный фонд будет куда меньше, чем дыра в бюджете 2003 года от падающих цен на нефть, если, конечно, это случится.
Но и в пользу подхода депутата могут сработать два обстоятельства - активный рост нашей экономики, который даст дополнительные налоговые доходы бюджета, и рост цен на наш экспорт. В этом варианте стабилизационный фонд окажется вполне достаточным. Но вот случится ли все это в жизни? Правительство РФ действует, опираясь на правило "золотой середины". И правильно делает. Если случится к концу года скачок цен на нефть или наша экономика вдруг вновь покажет 10-процентный рост, то не поздно будет и в ноябре-декабре бюджет подправить.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены